Рождественский дар: русская классическая литература о Рождестве Христовом

16 декабря в 2016 г. Центр духовно-нравственного воспитания имени свв. Кирилла и Мефодия и студенты факультета филологического образования ВГСПУ провели Рождественские образовательные чтения (г. Волгоград).

Гостями были не только студенты и преподаватели кафедры литературы  доц. Н. Е. Рябцева и замдекана по учебной работе Ю. Г. Сысоева, но и специально приглашенные: Ю. А. Жадаев  проректор по учебной работе ВГСПУ; игумен Христофор (Казанцев)  руководитель отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии; протоиерей Вячеслав Жебелев  настоятель Казанского кафедрального собора; Г. Г. Жукова  председатель ВООО «Союза православных женщин»; а также учителя русского языка и литературы О. В. Краснобаева, К. А. Обручникова и Н. Г. Чистова (МОУ «СШ  11 г. Волжского»), а также И. А. Солина (МОУ «СОШ  62 г. Волгограда») и О. В. Лосева (МОУ «Лицей  10 г. Волгограда»).

Сотрудниками Научно-педагогической библиотеки ВГСПУ была организована книжная выставка «Рождественский дар: русская классическая литература о Рождестве Христовом», помогающая вызвать глубокий интерес к чтению книг на Рождественскую тематику. Вниманию студентов была предложена познавательная литература о праздновании Рождества, его традициях, сборники рождественских рассказов и стихотворений.

Рождественские образовательные чтения открыл игумен Христофор приветственным словом. Он напомнил исторические подробности Рождества Христова, погрузив в атмосферу одного из самых светлых в православии праздников. Духовный смысл, вся радость Рождества может быть выражена в словах: «Бог стал человеком, чтобы спасти людей от рабства греху и чтобы восстановить их в некогда утраченном ими достоинстве. Всемогущий Господь, проявляя Свое милосердие к сотворенному Им некогда и грешному теперь человеку, нисходит в мир и воплощается в нем. Именно поэтому люди, подражая проявившему величайшее милосердие Богу, также должны стремиться к примирению с ближними, к делам любви, к оказанию помощи нуждающимся. Преподобный Ефрем Сирин писал: Эта ночь принадлежит Кроткому (т. е. Христу), поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого.

Прозвучали и рождественские песнопения, которые прекрасно исполнили студенты III курса ФФО. Особым украшением стала личная коллекция чудесных рождественских вертепов о. Христофора, миниатюрные скульптурные воспроизведения сцены Рождества Христова.

Проникновенную русскую рождественскую поэзию с большой любовью к слову читали студенты. Строки из стихотворения И. Бродского стали лейтмотивом читательской конференции:

Представь, что Господь в Человеческом Сыне
впервые Себя узнает на огромном
впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном.

Дискуссия развернулась по произведениям Ф. М. Достоевского Мальчик у Христа на елке и А. П. Чехова Ванька. По мнению студентов, педагогов школ и приглашенных гостей, трансформация традиционного жанра святочного рассказа у Достоевского не случайна. Светлый день Рождества должен стать временем милосердия, христианской любви и заботы, подаренной всем, кто в ней нуждается. Но в рассказе герой не встречает сочувствия. Едва ли можно считать истинной добродетелью поступок барыни, одарившей ребенка копеечкой, но выставившей его за дверь в лютый мороз. На улицах города, наполненных праздничным настроением, мальчик встречает лишь равнодушие и жестокость: блюститель порядка отворачивается, злой мальчик срывает картуз. Даже куколки в витринах магазинов кажутся более живыми, чем люди с охладевшими сердцами.

Участники дискуссии отметили глубокую социальную проблематику рассказа, трагическое завершение истории мальчика, замерзшего в одном из дворов и попавшего после смерти на ёлку Христову. Вправе ли мы забывать о нуждающихся в нашей помощи людях, надеясь, что в Царстве Божьем они обретут счастье и покой? Все пришли к выводу, что Достоевский призывает нас к истинно христианскому пониманию Рождества, в котором нет места безразличию.

В конце обсуждения рассказа протоиерей Вячеслав прочитал стихотворение С. А. Есенина, высказав мысль, что автор символически изобразил в мальчике самого Христа, призывая не повторять ошибок двухтысячелетней давности и жить по заповедям Божьим, проявлять милосердие к ближним:

Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста.
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях  крылья херувима,
А под пеньком голодный Спас.

Святочный рассказ Ванька А. П. Чехова также обсуждался в контексте религиозно-социальной проблематики. Дойдет ли письмо на деревню дедушке? Каждый из нас, вероятно, усомнится. Но участники конференции не спешили с выводами. Ванька пишет письмо в ночь на Рождество, когда случаются чудеса. Во сне мальчика дедушка получил весточку от внука, а значит  надежда на чудо жива. И вновь остро обсуждались социальные проблемы, затронутые в рассказе: жестокое отношение к ребенку, непосильный детский труд,  все эти картины тяжелой жизни сироты, сохранившего доброе сердце, глубоко взволновали участников дискуссии, осудивших подобное отношение к детям.

Итогом читательской конференции стали слова, прозвучавшие в одном из рассказов А. П. Чехова»: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда  болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». В них открывается нерасторжимая духовная связь художественной и библейской мысли: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3:20). Несомненно, человек не должен быть безразличным к тем, кто взывает о помощи. Наша жизнь не будет по-настоящему счастливой, если в ней нет места для доброты. Каждый из нас в силах совершить маленькое чудо для того, кто его очень ждет в Рождество и не только.

Идея эта звучит и в высокой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок». Финальный эпизод пьесы был представлен театральным коллективом «Мельпомена» под руководством старшего преподавателя О. И. Сломовой, большим энтузиастом своего дела. Действие в одной из самых песенных пьес Островского происходит на Святки. Эту святочную напевность прекрасно воплотили студенты, украсив сцены фольклорными мелодиями и танцами. Глянешь на сцену, и, как в сказке, никого, кроме добрых молодцев да красных девиц, на ней не увидишь.

Конфликт в комедии разрешается почти чудесным образом. Самодур-отец (колоритный образ которого создал Храмов Павел), помешавшийся на европейских модах, чуть не становится причиной несчастья дочери, сосватав ее за злого, богатого мошенника, талантливо сыгранного Яныкиным Егором. Но вмешательство горемыки-дядюшки восстанавливает мир. Юродствующий дяденька Любим Торцов, которого блестяще сыграл Артем Ладыгин, стал камертоном постановки. Куролеся, любим говорит правду. И когда в финале он становится на колени и совсем просто и без ломанья просит брата «пожалеть его»: «Брат, отдай Любушку за Митю,  он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался»,  зрительный зал замирает в надежде, что старший брат сумеет перебороть суровость и гордыню.

Незамысловатая история, оказывается, до сих пор сохранила тайну воздействия на зрительный зал. «Я, матушка, люблю по-старому, по-старому да по-нашему, по-русскому»,  вздыхала Пелагея Егоровна, честная купеческая жена и мать, которую так органично сыграла Мамедова Арзу. Вздохи Пелагеи Егоровны оказались не чужды сегодняшнему зрителю. Публика радостно принимала аплодисментами талантливую актерскую игру и добросердечного Мити (Голтвин Иван, и благонравной Любови (Кутявина Екатерина, и молодой вдовы Анны (Лемякина Екатерина.

На сцене поэтический образ мира русской культуры и нравственности, созданный в пьесе «Бедность не порок», своим обаянием и чистотой противостоит ожесточенным сердцам. Напомним, что первоначальное название пьесы  «Гордым Бог противится»  имеет продолжение: «А смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Комедия написана А. Н. Островским именно о таких «смиренных» добрых людях и веселых русских святках. В семье Торцовых восторжествовали любовь и согласие, ведь праздник Рождества Христова традиционно считается семейным, символизирующим собой величие семьи как малой Церкви.

И радость Рождества способна достучаться до сердец, пробиться в самое окаменевшее сердце, согреть и оживить его.

Ольга Храмушина и Юлия Ефимова, студентки,
С. В. Солодкова, руководитель ЦДНВ «ВГСПУ»

11.11.2019
Семья в жизни молодого поколения: проблемы, практики и перспективы
6—9 ноября 2019 года в г. Белград (Республика Сербия) состоялся VII Форум программы «Святость материнства» на тему «Семья в жизни молодого поколения: проблемы, практики и перспективы»
07.11.2019
IV Областной Народный собор «Народосбережение: настоящее и будущее регионов России» (Ульяновская область)
1 ноября 2019 года во Дворце творчества детей и молодежи города Ульяновска состоялся IV Областной Народный собор «Народосбережение: настоящее и будущее регионов России» с участием митрополита Симбирского и Новоспасского Иосифа, главного имама-ахунда — председателя Регионального Духовного Управления мусульман Ульяновской области Сафиуллина Ильдара хаджи и губернатора Ульяновской области Сергея Морозова
07.11.2019
V Международный Ирининский форум
31 октября 2019 г. в храме святой великомученицы Ирины г. Москвы прошла I часть V международного Ирининского форума «Духовные основы Славянского мира. Великая победа 1945 года»

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2016