Рождественский дар: русская классическая литература о Рождестве Христовом

16 декабря в 2016 г. Центр духовно-нравственного воспитания имени свв. Кирилла и Мефодия и студенты факультета филологического образования ВГСПУ провели Рождественские образовательные чтения (г. Волгоград).

Гостями были не только студенты и преподаватели кафедры литературы  доц. Н. Е. Рябцева и замдекана по учебной работе Ю. Г. Сысоева, но и специально приглашенные: Ю. А. Жадаев  проректор по учебной работе ВГСПУ; игумен Христофор (Казанцев)  руководитель отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии; протоиерей Вячеслав Жебелев  настоятель Казанского кафедрального собора; Г. Г. Жукова  председатель ВООО «Союза православных женщин»; а также учителя русского языка и литературы О. В. Краснобаева, К. А. Обручникова и Н. Г. Чистова (МОУ «СШ  11 г. Волжского»), а также И. А. Солина (МОУ «СОШ  62 г. Волгограда») и О. В. Лосева (МОУ «Лицей  10 г. Волгограда»).

Сотрудниками Научно-педагогической библиотеки ВГСПУ была организована книжная выставка «Рождественский дар: русская классическая литература о Рождестве Христовом», помогающая вызвать глубокий интерес к чтению книг на Рождественскую тематику. Вниманию студентов была предложена познавательная литература о праздновании Рождества, его традициях, сборники рождественских рассказов и стихотворений.

Рождественские образовательные чтения открыл игумен Христофор приветственным словом. Он напомнил исторические подробности Рождества Христова, погрузив в атмосферу одного из самых светлых в православии праздников. Духовный смысл, вся радость Рождества может быть выражена в словах: «Бог стал человеком, чтобы спасти людей от рабства греху и чтобы восстановить их в некогда утраченном ими достоинстве. Всемогущий Господь, проявляя Свое милосердие к сотворенному Им некогда и грешному теперь человеку, нисходит в мир и воплощается в нем. Именно поэтому люди, подражая проявившему величайшее милосердие Богу, также должны стремиться к примирению с ближними, к делам любви, к оказанию помощи нуждающимся. Преподобный Ефрем Сирин писал: Эта ночь принадлежит Кроткому (т. е. Христу), поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого.

Прозвучали и рождественские песнопения, которые прекрасно исполнили студенты III курса ФФО. Особым украшением стала личная коллекция чудесных рождественских вертепов о. Христофора, миниатюрные скульптурные воспроизведения сцены Рождества Христова.

Проникновенную русскую рождественскую поэзию с большой любовью к слову читали студенты. Строки из стихотворения И. Бродского стали лейтмотивом читательской конференции:

Представь, что Господь в Человеческом Сыне
впервые Себя узнает на огромном
впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном.

Дискуссия развернулась по произведениям Ф. М. Достоевского Мальчик у Христа на елке и А. П. Чехова Ванька. По мнению студентов, педагогов школ и приглашенных гостей, трансформация традиционного жанра святочного рассказа у Достоевского не случайна. Светлый день Рождества должен стать временем милосердия, христианской любви и заботы, подаренной всем, кто в ней нуждается. Но в рассказе герой не встречает сочувствия. Едва ли можно считать истинной добродетелью поступок барыни, одарившей ребенка копеечкой, но выставившей его за дверь в лютый мороз. На улицах города, наполненных праздничным настроением, мальчик встречает лишь равнодушие и жестокость: блюститель порядка отворачивается, злой мальчик срывает картуз. Даже куколки в витринах магазинов кажутся более живыми, чем люди с охладевшими сердцами.

Участники дискуссии отметили глубокую социальную проблематику рассказа, трагическое завершение истории мальчика, замерзшего в одном из дворов и попавшего после смерти на ёлку Христову. Вправе ли мы забывать о нуждающихся в нашей помощи людях, надеясь, что в Царстве Божьем они обретут счастье и покой? Все пришли к выводу, что Достоевский призывает нас к истинно христианскому пониманию Рождества, в котором нет места безразличию.

В конце обсуждения рассказа протоиерей Вячеслав прочитал стихотворение С. А. Есенина, высказав мысль, что автор символически изобразил в мальчике самого Христа, призывая не повторять ошибок двухтысячелетней давности и жить по заповедям Божьим, проявлять милосердие к ближним:

Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста.
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях  крылья херувима,
А под пеньком голодный Спас.

Святочный рассказ Ванька А. П. Чехова также обсуждался в контексте религиозно-социальной проблематики. Дойдет ли письмо на деревню дедушке? Каждый из нас, вероятно, усомнится. Но участники конференции не спешили с выводами. Ванька пишет письмо в ночь на Рождество, когда случаются чудеса. Во сне мальчика дедушка получил весточку от внука, а значит  надежда на чудо жива. И вновь остро обсуждались социальные проблемы, затронутые в рассказе: жестокое отношение к ребенку, непосильный детский труд,  все эти картины тяжелой жизни сироты, сохранившего доброе сердце, глубоко взволновали участников дискуссии, осудивших подобное отношение к детям.

Итогом читательской конференции стали слова, прозвучавшие в одном из рассказов А. П. Чехова»: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда  болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». В них открывается нерасторжимая духовная связь художественной и библейской мысли: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3:20). Несомненно, человек не должен быть безразличным к тем, кто взывает о помощи. Наша жизнь не будет по-настоящему счастливой, если в ней нет места для доброты. Каждый из нас в силах совершить маленькое чудо для того, кто его очень ждет в Рождество и не только.

Идея эта звучит и в высокой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок». Финальный эпизод пьесы был представлен театральным коллективом «Мельпомена» под руководством старшего преподавателя О. И. Сломовой, большим энтузиастом своего дела. Действие в одной из самых песенных пьес Островского происходит на Святки. Эту святочную напевность прекрасно воплотили студенты, украсив сцены фольклорными мелодиями и танцами. Глянешь на сцену, и, как в сказке, никого, кроме добрых молодцев да красных девиц, на ней не увидишь.

Конфликт в комедии разрешается почти чудесным образом. Самодур-отец (колоритный образ которого создал Храмов Павел), помешавшийся на европейских модах, чуть не становится причиной несчастья дочери, сосватав ее за злого, богатого мошенника, талантливо сыгранного Яныкиным Егором. Но вмешательство горемыки-дядюшки восстанавливает мир. Юродствующий дяденька Любим Торцов, которого блестяще сыграл Артем Ладыгин, стал камертоном постановки. Куролеся, любим говорит правду. И когда в финале он становится на колени и совсем просто и без ломанья просит брата «пожалеть его»: «Брат, отдай Любушку за Митю,  он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался»,  зрительный зал замирает в надежде, что старший брат сумеет перебороть суровость и гордыню.

Незамысловатая история, оказывается, до сих пор сохранила тайну воздействия на зрительный зал. «Я, матушка, люблю по-старому, по-старому да по-нашему, по-русскому»,  вздыхала Пелагея Егоровна, честная купеческая жена и мать, которую так органично сыграла Мамедова Арзу. Вздохи Пелагеи Егоровны оказались не чужды сегодняшнему зрителю. Публика радостно принимала аплодисментами талантливую актерскую игру и добросердечного Мити (Голтвин Иван, и благонравной Любови (Кутявина Екатерина, и молодой вдовы Анны (Лемякина Екатерина.

На сцене поэтический образ мира русской культуры и нравственности, созданный в пьесе «Бедность не порок», своим обаянием и чистотой противостоит ожесточенным сердцам. Напомним, что первоначальное название пьесы  «Гордым Бог противится»  имеет продолжение: «А смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Комедия написана А. Н. Островским именно о таких «смиренных» добрых людях и веселых русских святках. В семье Торцовых восторжествовали любовь и согласие, ведь праздник Рождества Христова традиционно считается семейным, символизирующим собой величие семьи как малой Церкви.

И радость Рождества способна достучаться до сердец, пробиться в самое окаменевшее сердце, согреть и оживить его.

Ольга Храмушина и Юлия Ефимова, студентки,
С. В. Солодкова, руководитель ЦДНВ «ВГСПУ»

27.07.2021
Научная конференция памяти митрополита Макария «Что человечит человека?»
17 августа 2021 года Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) совместно с Международной общественной организацией «Союз православных женщин» и Автономной некоммерческой организацией «Сообщество практиков образовательного семьеведения» проводят Научную конференцию памяти митрополита Макария на тему «Что человечит человека?»
26.07.2021
Украинская православная церковь отметит День Крещения Руси особым обрядом
Украинская православная церковь (УПЦ) встретит годовщину крещения Руси колокольным звоном всех храмов и монастырей, сообщает сайт Русской православной церкви (РПЦ)
26.07.2021
Союз православных женщин организовал благотворительную экскурсию в галерею П.М.Гречишкина в Ставрополе
Благотворительная экскурсия для многодетных семей, находящихся под эгидой регионального отделения Союза православных женщин, прошла в картинной галерее пейзажей художника П. М. Гречишкина

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2016