Работа над проектом «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 год»

В рамках плана первоочередных мероприятий Российского правительства по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило проект документа, определяющего вектор развития воспитания на ближайшие 10 лет  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».

С 15 января 2015 г.проект Стратегии вынесен на широкое общественное обсуждение, которое проходит на различных площадках, в числе которых Госдума Федерального Собрания РФ, Общественная палата РФ, Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей, Общественный совет Минобрнауки России и т. д.

Стратегия предполагает реализацию мер по развитию гражданско-правового и поликультурного воспитания детей, их духовно-нравственному и физическому развитию, трудовому воспитанию. Документ нацелен на повышение воспитательной функции семьи, укрепление российской идентичности, признание детства, в первую очередь дошкольного, как особо ценного периода в жизни человека. Цель стратегии  в развитии на межведомственной основе в период до 2025 года государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.

Минобрнауки России представил первый официальный вариант проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года, который стал результатом работы более 80 экспертов из специально созданной рабочей группы.

Проект Стратегии опирается на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка.

Она направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года  124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Положения Проекта взаимосвязаны с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 20122017 годы», «Основами государственной молодежной политики до 2025 года», задачами «Основ государственной культурной политики», а также основополагающими положениями «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепцией развития дополнительного образования детей».

Расставляя приоритеты. Хакасия в творческом поиске

По инициативе Министерства образования и науки Республики Хакасия 5 февраля 2015 г. в Государственном автономном образовательном учреждении Республики Хакасия дополнительного профессионального образования Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» (ХакИРОиПК) провел республиканский семинар «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 год», в работе которого приняли участие директора учреждений дополнительного образования детей, специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, педагогическая и родительская общественность, общественные объединения, институты гражданского общества, средства массовой информации от Абаканской епархии протоиерей Александр Горбатов, член Епархиального совета, руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации, директор Православной гимназии им. Святителя Иннокентия Московского, Косова Л.И. помощник благочинного по вопросам образования и катехизации, председатель РОО «Союз православных женщин Хакасии».

Вели семинар: Петрова О.Г., Боловцова Ю.А.  методисты кафедры педагогики коррекционной работы

Для обсуждения были предложены следующие темы:

  • интеграция программ воспитания в основные виды деятельности обучающихся, в общем и дополнительном образовании;
  • роль традиций в обновлении воспитательного процесса в школе;
  • ценностно-смысловая основа в современном образовании и воспитании;
  • расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов средств массовой информации;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка;
  • содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
  • профессионально-аксиологическая подготовка педагога к духовно-нравственному воспитанию и развитию личности подрастающего поколения;
  • защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, подростка, молодого человека, включая право каждого на ценностное определение.

Воспитание  процесс, который зиждется на прошлом, реализуется в настоящем и направлен в будущее. У каждого народа есть свой национальный идеал, на котором основано национальное самосознание, национальный характер, который воплощается в национальных героях, в сонме святых, почитаемых данным народом. Народ, нация сохраняет свою целостность, свое единство, если есть единые ценностные ориентиры в воспитании детей, сохраняется устремленность к национальному нравственному идеалу в семье, в детском саду и школе, обществе и государстве в целом.

Протоиерей Александр Горбатов свое выступление начал с цитирования Ильина Ивана Александровича (18831954 гг.) «Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в образовании ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа совести веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-важные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный  и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин. Чем бессовестный грамотей, и что формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь».

Выступая протоиерей Александр Горбатов обратил внимание собравшихся на вектор развития государства (Святая Русь, Великая Россия, Россия Советского периода, постсоветский период) и дал оценку не только исторически сложившимся приоритетам в рамках стратегии воспитания, но показал роль Православия, Веры в развитии государственности, роль традиции в современном образовании. Остановился на значении конкурса «За нравственный подвиг учителя» как одном из источников духовного роста, профессионального мастерства и ресурса в духовно-нравственном становлении учителя.

С 2009 года в российской школе введена новая предметная область воспитательной направленности «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России»), включающая учебные предметы по традиционным религиозным культурам народов России и светской этике по выбору семьи школьника. Назрела потребность в расширенной переподготовки учителей на курсах повышения квалификации для преподавания предмета с 111 класс, а не ограничиваться кусом в 4 классе в 34 часа, потребность развивать, а вернее восстанавливать общественное воспитание детей в нашей стране, особенно в школе, в системе образования, на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а не каких-либо иных  весьма актуальна.

Необходимость разработки такой Стратегии, несомненно, назрела давно. Изменения в российском обществе, экономике, а самое главное, в образовании на основе идеологии либерализма и «свободного рынка», которые осуществлялись в нашей стране с начала 1990-х годов, привели к негативным последствиям для духовно-нравственной сферы общества, воспитания детей и молодежи. Это  рост детской преступности, суицида, наркомании и алкоголизации среди детей, криминализация детского сознания, распространение влияния различных асоциальных групп. Очень важные качества. Но я думаю, что все согласятся с такими ценностями, как любовь к родной земле, любовь к отцу и матери, к близким и ближним; дружелюбие и взаимопомощь, милосердие и сострадание; защита Отечества; сохранение природы и богатств страны; хозяйственность и бережливость; трудолюбие, честность и добросовестность в отношениях к людям, своему труду и профессиональным обязанностям; долг, мужество, честь; научение материнству и отцовству.

Яркими были выступлениями Кравченко Т.Ю. к.фил.н., доцента кафедры образовательных технологий ГАОУРХДОП «ХакИПРОиПК», Шадриной О.Н. к. ф. н., ст. преп. кафедры ПМНОХГУ им. Н. Ф. Катанова, Черноусовой Л. Н., зав. кафедрой педагогики и коррекционной работы ГАОУРХДОП» ХакИПРОиПК, Феактистовой Т.Н. к.ист.н., директора ГБОУ РХ ДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей» г. Абакан.

Участники семинара перешли от предложенных выступлений по заявленным темам к дискуссионному живому конструктивному диалогу. Председатель РОО «Союз православных женщин Хакасии» Косова Л.И., отметила, что Русская Православная Церковь является важнейшим социальным институтом воспитания. Она сохраняет характерные для русского и многих других народов Российской Федерации традиции воспитания детей в семье, воскресной школе и обществе. Мы не должны оставлять без внимания традиционную семью и в рамках Всероссийского проекта «Ты не одна», Всероссийской программы «Родительское благословение» поддержать такие понятия как защита жизни человека, начиная с зачатия, поддержка права родителей на воспитание детей в согласии с их собственными нравственными, религиозными и иными убеждениями, поддержка многодетности, социальная защита семей, которые имеют значительное количество чад и продолжить в просветительскую работу в республике.

Так, в феврале 2015 г. проект будет предложен к обсуждению с представителями родительской общественности, а также в образовательных учреждениях, органов ученического самоуправления и педагогического сообщества.
Все поступившие до 1 марта 2015 года предложения будут обрабатываться и учитываться при подготовке скорректированной версии документа, а также при последующей разработке комплексного плана реализации Стратегии.

Предполагается, что документ пройдет широкое общественное обсуждение и в апреле 2015 года будет представлен для утверждения.

Работа по проекту «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 год» будет проходить по май 2015 года как в заочном, так и в очном формате: в субъектах РФ запланированы «круглые столы» с членами рабочей группы по разработке стратегии на базе образовательных организаций высшего и дополнительного образования.

Косова Л.И., председатель РОО «Союз православных женщин Хакасии»

11.11.2019
Семья в жизни молодого поколения: проблемы, практики и перспективы
6—9 ноября 2019 года в г. Белград (Республика Сербия) состоялся VII Форум программы «Святость материнства» на тему «Семья в жизни молодого поколения: проблемы, практики и перспективы»
07.11.2019
IV Областной Народный собор «Народосбережение: настоящее и будущее регионов России» (Ульяновская область)
1 ноября 2019 года во Дворце творчества детей и молодежи города Ульяновска состоялся IV Областной Народный собор «Народосбережение: настоящее и будущее регионов России» с участием митрополита Симбирского и Новоспасского Иосифа, главного имама-ахунда — председателя Регионального Духовного Управления мусульман Ульяновской области Сафиуллина Ильдара хаджи и губернатора Ульяновской области Сергея Морозова
07.11.2019
V Международный Ирининский форум
31 октября 2019 г. в храме святой великомученицы Ирины г. Москвы прошла I часть V международного Ирининского форума «Духовные основы Славянского мира. Великая победа 1945 года»

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
9
10
11
12
13
14
15
23
24
25
26
27
28
 
Февраль 2015