В день апостолов Петра и Павла митрополит Даниил освятил памятник святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому в Архангельске

В день апостолов Петра и Павла митрополит Даниил освятил памятник святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому в Архангельске

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 12 июля, в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, возглавил служение Литургии в Свято-Тихоновском храме Архангельска. Также владыка совершил чин освящения памятника святителю Тихону, Патриарху Московскому.

За богослужениями молился губернатор Архангельской области Игорь Орлов со своей супругой, а также многочисленные гости, прибывшие в столицу Поморья по случаю освящения памятника святому. Среди московских гостей  инициатор сооружения памятника, руководитель Благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены Анастасия Оситис*.

«Какая связь сегодняшнего праздника апостолов Петра и Павла со святителем Тихоном, Патриархом Московским? Епископское и патриаршее служение  это равноапостольное делание, проповедь слова Божия. Каждый епископ  приемник апостолов. Святитель Тихон  достойнейший преемник учеников Христовых, несший служение в тяжелые для нашей страны времена. Он возглавляет сонм Новомучеников и исповедников Российских, которые положили свои жизни за Христа. Сегодня мы объединяем этих трех святых  апостолов Петра и Павла, и святителя Тихона  в одно воспоминание и обращаемся к ним с молитвой»,  сказал митрополит Даниил.

По словам владыки, освящение памятника, это событие, которое мы сможем осмыслить лишь в течение определенного времени. «Это первый памятник, который устанавливается в честь святителя Тихона не только в нашей стране, не только на Севере, но и во всем мире».

Также митрополит Даниил отметил, что новая скульптура посвящена его предшественнику по кафедре  приснопамятному епископу Архангельскому и Холмогорскому Тихону (Степанову): «Мой призыв к народу  взирая на этот памятник, помолиться об упокоении нашего дорого владыки, который сотворил много трудов на Северной земле, и свою жизнь отдал во Имя Господа».

Кроме того, архипастырь поблагодарил всех, кто участвовал в создании памятника. «Я хотел бы поблагодарить за активную помощь губернатора Игоря Анатольевича Орлова, мэра города Виктора Павленко. И особенно тепло и сердечно  инициатора этого благого дела Анастасию Петровну Оситис. Я знаю ее более 20 лет, она очень помогала мне во время служения на Сахалине, внесла большой вклад в развитие той епархии. Создать памятник удалось благодаря ее трудам и ее средствам. Я хотел бы попросить молиться святителю Тихону о рабе Божией Анастасии с ее сродниками». Наиболее активные благотворители и участники проекта по созданию памятника получили из рук митрополита Даниила архиерейские грамоты.

Анастасия Оситис также поблагодарила всех, кто потрудился в благом деле. «Хотелось бы, чтобы люди помнили и знали историю, и знали своих предков. Этот памятник по воле Божией и по Его милости напомнит о прошлом, и многие могут встать на путь истинный и спасти не только свои души, но и всех, кто находится вокруг. Хотелось бы, чтобы скульптура приносила людям радость и напоминала, что жизнь продолжается».

Напомним, что памятник был изготовлен скульптурным домом «ВАИ» (Минск, Республика Беларусь) при содействии Белорусской академии искусств на средства Благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены. «Скульптура Патриарха Тихона выполнена из бронзы, основание  из гранита. Вес монумента составляет около 2,5 тонн, высота  3,5 метра. Это первый подобный памятник Святителю Тихону в России»,  рассказал директор предприятия «ВАИ» Игорь Воюш.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.

После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. В 1891 г. молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита. С 1894 г. он  ректор Казанской духовной академии, и через три года (8 с половиной лет по выпуске из Петербургской академии) уже епископ, сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский. В этот период своей жизни, охватывающии почти десятилетие, он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организовал Миннеаполисскую духовную семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей. В Соединенных Штатах за Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.

Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. епископ Тихон был возведен в сан архиепископа.

После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 г. был назначен на древнюю Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 г. высшее церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским, а 23 июня 1917 г. архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

15 августа 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол apхиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) И митрополита Московского Тихона, как говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго». Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: " а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою «.

Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к право славной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.

Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, писал Святейший Патриарх Тихон, во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.

Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.

Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».

В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.

  • Вместе с А. П. Оситис, сопредседателем Правления Международной общественной организации «Союз православных женщин», в г. Архангельск прилетела делегация в количестве 26 человек.


Пресс-служба Архангельской епархии

*       *       *

После освящения памятника делегация православных женщин (Жукова Н.Б., Оситис А.П., Акелина Л.С., Громова А.В., Минина К.Ю. и другие) посетила храмы г. Архангельска, а 13 июля совершили паломническую поездку в Антониево-Сийский мужской монастырь. Его настоятель  игумен Варлаам (Дульский) рассказал об истории монастыря и делах его насельников в современной жизни. Недавно после капитального ремонта открылся Дом паломника. Первыми паломниками были богомольцы из Великого Устюга (координатор поездок  Наталья Серафимовна Крылова, +7-911-593-33-63).
На территории монастыря находится Святое озеро, в котором члены московской делегации совершили омовение. Настроение у всех было радостное, ощущался духовный подъём, а физическая усталость ушла на второй план.

Пресс-служба МОО «Союз православных женщин»

26.05.2022
Пасхальный благотворительный вечер в Новомосковске (Тульская область)
На базе Новомосковского филиала Тульского академического театра драмы прошел VIII Пасхальный благотворительный вечер. Все эти 8 лет организатором благотворительного вечера выступает региональное отделение Международной общественной организации «Союз православных женщин»
25.05.2022
Встреча руководителей региональных отделений и филиалов МОО «Союз православных женщин» с членами Правления
Руководители делегаций из Республики Армения (Григорянц А.Е.), Республики Беларусь (Агеева И.А., Костян Н.Ф.), Республики Узбекистан (Никольская Н.В.), Республики Крым (Хомич М.Н.), Ставропольского края (Моздор Н.В.), Белгородской области (Шуляковская Л.Д.), Кемеровской (Крохтяк М.В.), Курганской (Бегма Л.О.), Курской (Рожкова Г.В.), Рязанской (Конькова С.Г.), Ульяновской (Семёнова Т.В.) рассказали о своих проектах и проблемах
24.05.2022
Торжество первоучителей словенских Кирилла и Мефодия
День славянской письменности по обыкновению начинается Божественной литургией в главном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя. Обращаясь со сцены к собравшимся, прежде всего к молодежи, Первосвятитель отметил, что особенно важно знать историю своей страны и культуры, которая «определяет нашу самоидентификацию»

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
21
22
23
24
25
26
27
 
Июль 2014