От Киевской купели к Святой Руси и Третьему Риму

11 августа 2013 г. В Пензенском Успенском кафедральном соборе по инициативе Регионального отделения «Союз православных женщин» в Пензенской области состоялось заседание «круглого стола», посвященного 1025-летию Крещения Руси «От Киевской купели к Святой Руси и Третьему Риму». На встрече присутствовали преподаватели и слушатели Пензенских богословских курсов, представители Союза офицеров и Монархического собрания.

В выступлениях участников говорилось о том, что в летописях начало Русской земли и государственности связывают с Киевом, с деятельностью равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, но нельзя забывать и о той роли, которую сыграл сын Ольги  Святослав, первый великий князь славянского происхождения. Он взошел на Киевский престол в 945 г. по Рождестве Христовом. Пока он не достиг совершеннолетия за него правила мать  мудрая и властная княгиня Ольга. Став воином, он провел ряд походов, освободивших Русскую землю от влияния Хазарского каганата. Промысли- тельно язычник Святослав способствовал разрушению самого главного внешнего препятствия на пути православия в России. Жестокий воин, своими дерзкими походами он уничтожил Хазарию и укрепил русское государство. Русская нация сложилась в борьбе с каганатом, выплавилась в этом котле, приняла православие и теперь её судьба неразрывно с ним связана.

Завершение формирования единого Древнерусского государства связано с идейным объединением восточнославянских земель с помощью государственной религии при Владимире. Причинами принятия христианства стали поиск и обретение нравственного идеала, новой духовности, возможность династических и торговых связей с Византией и христианской Европой. Влияние христианства на русских славян началось еще до эпохи князя Владимира. Есть сведения, что 1-я русская епархия была установлена Константинопольским патриархом.

На заседании «круглого стола» отмечалось, что существенной особенностью Древней Руси было отсутствие развитого языческого культа и соответствующей ему мифологической культуры, поэтому христианство на Руси не встретило таких громадных затруднений, с которыми оно боролось в Риме, Греции, других европейских странах.

Постепенно проникая в душу и быт древнего русского общества, новая вера производила глубокую нравственную перемену в народе своим учением о грехе, любви и милосердии. Одной из задач христианской религии было установление новых юридических и нравственных начал в древней русской семье. Христианская семья складывалась как союз на основе обоюдного согласия жениха и невесты, держалась на юридическом равенстве и нравственном обязательстве мужа и жены. Жены получили право собственности. Вместе с христианством наши предки получили письменность на славянском языке, а также монастырскую школу, архитектурный стиль, каноны градостроительства и иконописи. В свою очередь распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек.

Принятие христианства во многом определило дальнейшее развитие страны. Оно оказало огромное влияние на быт. Вокруг православного культа стала складываться отечественная культура. Уже в Киевской Руси определились все основные черты русского культурно-исторического стиля. Позднее сложилась Московская Русь, которая выжила в суровых условиях и создала крупнейшее государство в мире, сумев побороть сильных и культурных врагов. Это можно объяснить духом народа и государственной организацией этого народа, умением уживаться с покоренными народами, необычайной духовной стойкостью русского народа и его упорством в борьбе за поставленные цели. Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность русского характера. Крещение Руси и кропотливое многолетнее воспитание, последовавшее за ним, придали этому стремлению осмысленность, ясность и великую надмирную цель: воплотить в своей жизни чистоту и праведность божественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей человеческой природе. Промыслу Господню угодно было сделать Русь ковчегом Своих святынь, их хранителем, стражем и усердным защитником.

Пугачева Н.М., Председатель Пензенского регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин».

17.04.2024
Расширяется территория проекта «Истоки» по духовно-нравственному развитию юных жителей Кузбасса
Начиная совместно с Союзом православных женщин Кузбасса проект «Истоки» по гражданскому и духовно-нравственному просвещению детей, мы, конечно, рассчитывали на внедрение его не только в 36 детских садах Кузбасса, для которых мы приобрели учебно-методические комплекты
17.04.2024
«Делатели» на радио «ВЕРА»
Наталья Дмитриевская, член совета фонда «Жизнь как чудо», сопредседатель Союза православных женщин, и директор фонда Анастасия Черепанова о связи милосердия с верой, а также о том, каким образом сегодня защищаются традиционные, в том числе, семейные ценности и какова роль женщины и женского служения в Церкви
17.04.2024
Сытый воин — сильный воин (Тульская область)
Члены Тульского отделения Союза православных женщин организовали сбор продуктов для волонтёрской группы «Новомосковская Самоварочка», изготавливающей сублимированные супы для наших бойцов в зоне проведения специальной военной операции

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
Сентябрь 2013