От Киевской купели к Святой Руси и Третьему Риму

11 августа 2013 г. В Пензенском Успенском кафедральном соборе по инициативе Регионального отделения «Союз православных женщин» в Пензенской области состоялось заседание «круглого стола», посвященного 1025-летию Крещения Руси «От Киевской купели к Святой Руси и Третьему Риму». На встрече присутствовали преподаватели и слушатели Пензенских богословских курсов, представители Союза офицеров и Монархического собрания.

В выступлениях участников говорилось о том, что в летописях начало Русской земли и государственности связывают с Киевом, с деятельностью равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, но нельзя забывать и о той роли, которую сыграл сын Ольги  Святослав, первый великий князь славянского происхождения. Он взошел на Киевский престол в 945 г. по Рождестве Христовом. Пока он не достиг совершеннолетия за него правила мать  мудрая и властная княгиня Ольга. Став воином, он провел ряд походов, освободивших Русскую землю от влияния Хазарского каганата. Промысли- тельно язычник Святослав способствовал разрушению самого главного внешнего препятствия на пути православия в России. Жестокий воин, своими дерзкими походами он уничтожил Хазарию и укрепил русское государство. Русская нация сложилась в борьбе с каганатом, выплавилась в этом котле, приняла православие и теперь её судьба неразрывно с ним связана.

Завершение формирования единого Древнерусского государства связано с идейным объединением восточнославянских земель с помощью государственной религии при Владимире. Причинами принятия христианства стали поиск и обретение нравственного идеала, новой духовности, возможность династических и торговых связей с Византией и христианской Европой. Влияние христианства на русских славян началось еще до эпохи князя Владимира. Есть сведения, что 1-я русская епархия была установлена Константинопольским патриархом.

На заседании «круглого стола» отмечалось, что существенной особенностью Древней Руси было отсутствие развитого языческого культа и соответствующей ему мифологической культуры, поэтому христианство на Руси не встретило таких громадных затруднений, с которыми оно боролось в Риме, Греции, других европейских странах.

Постепенно проникая в душу и быт древнего русского общества, новая вера производила глубокую нравственную перемену в народе своим учением о грехе, любви и милосердии. Одной из задач христианской религии было установление новых юридических и нравственных начал в древней русской семье. Христианская семья складывалась как союз на основе обоюдного согласия жениха и невесты, держалась на юридическом равенстве и нравственном обязательстве мужа и жены. Жены получили право собственности. Вместе с христианством наши предки получили письменность на славянском языке, а также монастырскую школу, архитектурный стиль, каноны градостроительства и иконописи. В свою очередь распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек.

Принятие христианства во многом определило дальнейшее развитие страны. Оно оказало огромное влияние на быт. Вокруг православного культа стала складываться отечественная культура. Уже в Киевской Руси определились все основные черты русского культурно-исторического стиля. Позднее сложилась Московская Русь, которая выжила в суровых условиях и создала крупнейшее государство в мире, сумев побороть сильных и культурных врагов. Это можно объяснить духом народа и государственной организацией этого народа, умением уживаться с покоренными народами, необычайной духовной стойкостью русского народа и его упорством в борьбе за поставленные цели. Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность русского характера. Крещение Руси и кропотливое многолетнее воспитание, последовавшее за ним, придали этому стремлению осмысленность, ясность и великую надмирную цель: воплотить в своей жизни чистоту и праведность божественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей человеческой природе. Промыслу Господню угодно было сделать Русь ковчегом Своих святынь, их хранителем, стражем и усердным защитником.

Пугачева Н.М., Председатель Пензенского регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин».

25.11.2020
В Синодальном отделе по церковной благотворительности поддержали предложение главного репродуктолога Минздрава о выводе абортов из системы обязательного медицинского страхования
В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению поддержали предложение главного репродуктолога Министерства здравоохранения Российской Федерации Олега Аполихина о выводе абортов из системы обязательного медицинского страхования
24.11.2020
Основные даты празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского
Основные даты празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского
23.11.2020
Вести из Смоленской области
Александре Трофимовне привезли новую газовую плиту. Свою газовую плиту Александра Трофимовна нашла на помойке. Она не соответствовала никаким нормам, и газовщики грозились отключить газ

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
Сентябрь 2013