Основные ценности российского национального образования: семья, школа, учитель

Основные ценности российского национального образования: семья, школа, учитель

Выступление И.В.Легасовой в Общественной Палате РФ 14 апреля в рамках Слушаний «Национально-ориентированное образование как стратегический вектор развития России»

Национально ориентированное образование основывается на усвоении национальной культуры, родного языка, что включает духовные ценности, историю, народный фольклор. Россия, как держава, призвана сохранять в себе не только русские ценности и традиции, но и культуру и историю этносов, входящих в ее состав при обязательном сохранении русской культурной доминанты. Огромную роль в сохранении и приумножении культурного кода русского мира играет образование, важнейшая задача которого состоит в том, чтобы каждый гражданин обладал достаточными знаниями и пониманием своей значимости, как неотъемлемой части многонационального народа.

Важнейшие цели образования всегда тесно связаны с целями развития общества: Служение человеку, народу, государству, стране в целом. И главный смысл такого служения — это наращивание мощности и качества человеческого потенциала своих граждан, сынов и дочерей Отечества. Структура и компоненты педагогической системы определяются этноконфессиональной культурой, напрямую связанной с мировоззрением российского народа, с традициями общественных, бытовых и внутрисемейных отношений, трудовой деятельностью.

Образовательные системы всегда ориентировались на ценности и задачи, отражающие государственную образовательную политику. Ценности играют важную роль в формировании личности, дают гражданину возможность сформировать свою точку зрения, определить свое место в социуме, мотивируют деятельность и поведение.

То, чему учат на разных уровнях образовательной системы, оказывает принципиальное влияние на индивидуальное и общественное сознание, особенно важен здесь фундамент знаний, закладывающийся в школе. Именно эта часть образования, а точнее, ее содержание, контент, должна быть основной заботой ответственных за образование. В условиях нарастающих угроз российскому народу как нации, содержание образования — это первоочередная государственная задача. Разумеется, если мы планируем жить в независимой России. Все остальное: компьютерная оснащенность классов, интерактивные доски, электронные дневники и другие инновации — второстепенны.

Каков результат всех перемен и инноваций в образовании за последние 30 лет?
1. Школьное образование утратило функцию передачи знаний, формирования умений и навыков.
2. В прошлое ушла воспитательная функция школы. Сегодня образование — это услуга.
3. Развитие личности, включая самоидентификацию себя как гражданина России, ушло в плоскость социализации, фактически сошло на нет.

Проблем в современной средней и высшей школе множество: кадровые, организационные, финансовые, методологические и методические. Но основная — чему учим? Основа основ — внутренний мир ребёнка. Если растим творческую личность, патриота, гражданина, а не потребителя услуг, то приоритет должен быть за теми условиями, которые помогают выстроить жизненные ориентиры. Главная задача национально ориентированной школы — направить, помочь ребенку определиться с тем, в чём может заключаться смысл его жизни.

И для решения этой основной задачи во главу угла образовательной системы необходимо поставить обновленное, национально ориентированное, содержание. Для начала провести независимую, честную экспертизу современных учебников для начальной и средней школы, которые за последние годы трансформировались зачастую до неузнаваемости. Каким стандартам должны соответствовать учебники национально ориентированной образовательной системы?

1. Конечной целью учебника или учебной программы должен стать вклад в формирование мировоззрения гражданина России.
2. Содержание учебников, стандартов и программ должно соответствовать ценностным ориентациям, исконно присущим российскому народу. Введение новых форм обучения и улучшение условий образования должны способствовать раскрытию предмета обсуждения, а не подменять его. Содержание образования первично, методики его преподнесения и условия их реализации вторичны.
3. Если образование не предусматривает формирования сознания или самосознания личности, то это — антиобразование. Настоящее образование — это триединство процессов обучения, воспитания и развития. Качественный учебник (учебная программа, методика и т. д.) должны решать воспитательные и развивающие задачи в единстве с обучающими.

Но, даже имея качественные учебники с содержанием, соответствующим решению основных задач национально ориентированного образования, процесс формирования личности будет неполным без Педагога. Национальный образовательный идеал и сущность образования задают образ педагога, как проводника для ребенка в пространстве родной духовной и культурно-исторической традиции, а через нее в мировом культурном пространстве. Основные качества, необходимые современному педагогу — его устремленность к национальному образовательному идеалу, осознанность отечественных духовных и культурно-исторических традиций, внутреннее отождествление себя с образом России.

И, наконец, третья необходимая составляющая национально ориентированного образования — это семья. Именно в семье закладываются основы образовательных процессов взращивания, становления и развития сил, свойств и способностей человека, обретения и раскрытия им в себе внутреннего потенциала. Культурно-историческая миссия семьи — это дар одного поколения другому, передача норм, ценностей и традиций определенной общности людей. Научные знания являются только небольшой частью образования, другие же его компоненты тесно связаны с национальным духом, менталитетом, характером, укладом традиционной жизни народа. И только набравшись силы в родной культуре, включив в себя народную мудрость, испытав себя в самобытной жизни, поняв свою идентичность со своим народом, человек может стать способным понимать, признать и уважать такие же атрибуты культуры и жизни других народов.

25.11.2022
Детская болезнь? Чем опасна цифровая деменция и кому она грозит
Деменция обычно ассоциируется с пожилым возрастом и относится к числу дегенеративных нарушений в мозге. Однако сегодня все чаще можно услышать термин «цифровая деменция». И относится он в большей степени к детям, которые, как известно, буквально рождаются с телефонами в руках
24.11.2022
Марина Овчинникова: История русской медицины — это доброта и милосердие
С Мариной Овчинниковой, заведующей медицинским музеем ГВКГ им. Н.Н.Бурденко, членом Совета МОО «Союз православных женщин», беседует первый заместитель главного редактора «МН» Андрей Авдонин
22.11.2022
Федор Гайда: Историю России нужно преподавать и изучать в контексте Всемирной истории
Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор РПУ святого Иоанна Богослова, доктор исторических наук Фёдор Александрович Гайда считает целесообразным преподавание и изучение Истории России только в контексте Всемирной истории

Актуальное

Международный женский форум, посвящённый дню матери (27 ноября 2022 года) | МОО «Союз православных женщин»
Международный женский форум, посвящённый дню матери (27 ноября 2022 года)
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2021 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Апрель 2022