Прошлое, настоящее и будущее социального предпринимательства

Оситис Анастасия Петровна,
сопредседатель МОО «Союз православных женщин»,
Президент Международной общественной академии связи,
Заслуженный работник связи Российской Федерации,
доктор наук, магистр теологии, профессор
info@ita.org.ru

(выступление на Третьем Евразийском женском форуме,
Санкт-Петербург, 13 октября)

Большинство народов, оставивших свой значительный след в истории человечества, характеризуется наличием активных людей, предпринимающих усилия для достижения целей, необходимых для развития своего народа и государства. Эти цели могут лежать в военной области, в сфере культуры, науки или хозяйственной деятельности. Следует заметить, что все эти кластеры государственно-общественной жизни взаимно связаны и содействуют развитию друг друга.

Не исключением из общего правила, а, наоборот, его ярким подтверждением является история России. Пассивность никогда не была свойством русичей, предпринимавших значительные усилия для самосохранения и утверждения своей государственности в весьма неблагоприятных климатических условиях и внешней экспансии отнюдь не дружественных народов. Российская Империя как единое национальное целое, возникла 1000 лет назад, как «русская земля», причем единая земля в описании всех авторов всех наших летописей. Как написал Президент РФ В.В. Путин в своей статье "Об историческом единстве русских и украинцев" «И русские, и украинцы, и белорусы — наследники Древней Руси, являвшейся крупнейшим государством Европы. Славянские и другие пле­мена на громадном пространстве — от Ладоги, Новго­рода, Пскова до Киева и Чернигова — были объединены одним языком (сейчас мы называем его древнерусским), хозяйственными связями, властью князей династии Рюриковичей. А после крещения Руси — и одной православной верой. Духов­ный выбор Святого Владимира, который был и Новгородским, и Великим Киевским князем, и сегодня во многом определяет наше родство».

Огромный потенциал русского народа, его духовная мощь, обусловленная принятием православия, позволила преодолеть абсолютно немыслимую катастрофу, связанную с нашествием татаро-монгол. После освобождения от татаро-монгольского ига пружина русского мира стремительно распрямилась так, что Россия «последовательно разгромила величайшие военные могущества, какие только появлялись на европейской территории: монголов, Польшу, Швецию, Францию и Германию. Параллельно с этим, рядом ударов была ликвидирована Турецкая Империя. Предпринимательское творчество масс содействовало тому, что Россия, которая к началу княжения Ивана III в 1464 году, охватывала территорию в 550.000 кв. км; к концу царствования Николая II имела территорию в 21.800.000 кв. километров» (И. Солоневич «Народная монархия»). При этом возрастал и человеческий ресурс, который по сравнению с европейскими странами рос опережающими темпами.

Годы

страны

1480

1580

1680

1780

1880

1895

Россия (только европейская)

2,1

4,3

12,6

26,8

84,5

110,0

Австрия

9,5

16,5

14,0

20,2

37,8

44,8

Англия (без колоний)

3,7

4,6

5,5

9,6

35,0

39,3

Франция

(без колоний)

18,6

14,3

18,8

25,1

37,4

38,4

Италия

9,2

10,4

11,5

12,2

28,9

31,2

Испания

8,8

8,2

9,2

10,0

16,3

19,0

Ясно, что каждая эпоха детерминирует свои задачи в области народного предпринимательства при выполнении общей стратегической функции: себя сохранения и себя воспроизведения в качестве субъекта исторического процесса.

Условия творческой предпринимательской активности во многом, помимо климата, географии, общего культурного фона, диктуется господствующей идеологий, концентрирующей в себе религиозные устремления народа. Так в дореволюционный период народ в основном придерживался принципов православия, хотя в середине и конце XIX века все отчетливее обозначались иные духовные цели, которые значительно снизили духовную активность народа, о чем писал, например святитель Феофан: «Знаете ли, какие у меня безотрадные есть мысли. И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу Вольтериане, Натуралисты, Лютеране и всякого рода вольнодумцы. … Злые начала вошли в науки и в жизнь» — делает вывод Святитель. Эти «злые начала» касались в первую очередь духовного стержня сознания народа. Одним из источников проникновения в широкие массы русского общества «злых начал» либерализма и нигилизма была система образования. Нигилизм в этой своей первой стадии — в эпоху либерализма (по периодизации Серафима Роуза) является уже достаточно созревшим явлением, глубоко пропитавшим общественное сознание в первую очередь т. н. «образованной» части общества. Господствующим направлением нигилизма в конце XIX и на протяжении всего XX в. стал экономизм, олицетворяющий идеологию строительства рая на земле. Протоиерей Сергий Булгаков выявляет сдвиг в сознании в отношении к хозяйственной деятельности, который в его представлении обусловлен влиянием материализма: «Жизнь есть процесс, прежде всего, хозяйственный, такова аксиома этого современного экономизма, получившая самое крайнее и даже заносчивое выражение в экономическом материализме. Этому последнему потому и присуща такая идейная живучесть, которая поддерживается еще остротой идейного радикализма, привлекательного даже своей наивностью и непосредственностью. И в этом секрет своеобразного обаяния экономического материализма, благодаря которому он так гипнотизирует современные умы».

Советский период задавал свой формат общественного предпринимательства, который был обусловлен марксистско-ленинскими принципами строительства рая на земле. Достаточно жесткие рамки ограничения личной экономической деятельности в этот период способствовали развитию теневого бизнеса, что во многом явилось причиной массового недовольства неоправданными барьерами к трудовой и деловой активности граждан. Серьезные идеологические нестыковки, экономические просчеты, а, главное, опустошенность духовной сферы бытия, явились причиной развала достаточно мощной, как в экономическом, так и в военном отношении, державы ‒ СССР.

Можно утверждать, что «гипноз современных умов» не только не ослабил своё влияние, но продолжает усиливаться в веке XXI. При этом стоит отметить, что новый XXI век уже гораздо менее материалистичен в том отношении, что в нем с нарастающей силой проявляют себя процессы, связанные с развитием нигилизма, мистицизма и сектантства. Характерно то, что при этом устойчивость «гипноза» экономизма требует своего осмысления и привлечения к рассмотрению работы «классиков» (включая самого Сергия Булгакова), которые разрабатывали теории и концепции предпринимательской деятельности в сфере экономики и хозяйства.

С тех пор как К. Маркс отразил в своих трудах кардинальное изменение формулы хозяйственной деятельности, связанное с переходом к капиталистической «социально-экономической формации»: Т‒Д‒Т на Д‒Т‒Д′, мир шагнул в реализации планов экономической глобализации далеко вперед. Деньги, первоначально как универсальный эквивалент произведенных материальных предметов в процессе товарообмена, сакрализуются в качестве цели человеческой деятельности. Труд в теории Маркса вводится в меру стоимости товара, и тем самым выступает предметом купли‒продажи, по сути, превращая всю человеческую жизнь в систему рыночных отношений. Деньги, как цель и как средство достижения целей, обладают одним существенным отличием от товара, ‒ они не имеют верхнего предела. Товар ‒ лимитирован: его количество ограниченно материальным ресурсом этого мира, а его потребление в личной жизни возможностями самой природы человека. Деньги (как некое число) в этом отношении являют потенциал счетной бесконечности, но сопрягаясь со всем континуальным бытием человека в мире, сами приобретают мощность континуума (в теории множеств). Как нечто бесконечное, а потому и могущественное, в этом качестве деньги становятся неким языческим божеством наряду с другими богами: богом времени ‒ Хроносом, богом воды ‒ Нептуном, богом земли ‒ Гебом, богом воздушной стихии ‒ Бореем и пр. Таким образом, мамона — бог богатства, в сознании современного человека приобретает место высшего божества, поскольку определяет меру всех иных богов. Мамона определяет необходимое время, затраты воды, земли, чистого воздуха, превращая их в товар, так же, как и всю совокупность существ, населяющих этот мир.

Постсоветский период на начальном этапе явил образец «дикого капитализма», который, как известно, характеризуется необузданной жаждой наживы у одних и глубокой депрессией у других. Следует заметить, что необузданная жажда наживы имеет свои вполне религиозные корни, берущие свое начало в кальвинизме, где богатство служит критерием принадлежности к богоизбранным людям. Наоборот, бедность ‒ есть свидетельство богооставленности, лузерства, никчемности, в конечном счете, лишённости вообще человеческого достоинства. Именно несогласие с подобным кальвинистско-протестантским подходом, а также глубинная генетическая православность русского народа, стала побудительным фактором для обращения к Богу и Второго Крещения Руси.

XXI век поставил новые и весьма сложные задачи перед социальным предпринимательством: как возможно преодолеть последствия «дикого капитализма» в условиях все более нарастающей агрессивности Запада и враждебных действий либеральной элиты.

Важнейшей предпосылкой для выхода из кризиса в области социального предпринимательства стало возрождение православной духовной жизни, отраженной в строительстве новых и восстановлении дореволюционных духовных центров ‒ монастырей, храмов, часовен, что способствовало созданию общественных фондов, сплочению предприимчивых, активных людей, объединенных единым духом любви к православию и Отечеству. Именно этот объединяющий людей дух стал источником отвержения иного духа ‒ духа корысти, стяжательства, гордыни и тщеславия. Таким образом, развернулся самый важный фронт борьбы ‒ духовная брань, где победа возможна только с Божьей помощью, только через самоотречение и жертвенное служение. Совершенно иное, нежели в кальвинистско-протестантской «либеральной» среде отношение к богатству как критерию богоизбранности, православное предпринимательство рассматривает материальные средства как принадлежащие Богу, и данные для ответственного использования человеку на благие дела.

Неизжитость в массовом сознании предпринимательства самости («я сам», «мои деньги» и пр.) не позволила многим активным и имеющим средства людям осознать, что если параллельно со строительством храмов не заниматься образованием и воспитанием молодого поколения, то возможно формирование нового кризиса ‒ кризиса необразованности, индифферентности и космополитизма молодого поколения. Количество средств, выделенных на строительство и благоукрашение храмов, несравнимо с тем, сколько затрачено на поддержку и развитие православного образования. Почетно построить храм, но более значимо перед Богом воздвигнуть храмы Богу из душ человеческих.

Таким образом, можно сформулировать в качестве первоочередной задачи перед социальным предпринимательством ‒ это содействие становлению и развитию православной системы образования, которая за последние 30 лет накопила замечательные по своей эффективности средства, основанные на святоотеческом предании и современной православной педагогической науке и практике.

Опыт потрясений ХХ века показал необходимость осознания политическими, общественными силами и их лидерами ответственности за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни были обоснованы. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации, а не к разобщению и розни по общественным, политическим или иным мотивам.

Преодоление разделения и единство различных сфер жизни нашего общества может быть достигнуто только благодаря единому духу и важнейшее место и значение в этом принадлежит Русской Православной Церкви, о чем говорил Святейший Патриарх Кирилл 25 января 2017 года на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений: «Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому — Богочеловеческая природа Церкви, соединение вечного с временным, видимого с невидимым, небесного с земным. В историческом бытии это проявляется в особой миссии Церкви, помогая ей взглянуть на сиюминутные проблемы с той дистанции, которую определяют ее Богочеловеческая природа, ее сопричастность вечности. Именно этот угол зрения и дает Церкви возможность служить примирению людей и сохранению мира».

Активная развитие волонтерского движения, проявленное во время пандемии, позволяет говорить о том, что потенциал общественного предпринимательства по прежнему высок у граждан России, и он несомненно еще более ярко явит себя в происходящем укреплении могущества нашей Родины перед лицом существующих вызовов и угроз.

Предложения к форуму:

— Содействовать восстановлению и развитию педагогического образования в формате русской классической системы обучения и воспитания педагогов;

— Сформировать общественно-государственную комиссию по разработке мероприятий поддержки родительского движения;

— Оказать содействие группам учёных в области педагогики и психологии с целью создания научно-методических разработок в сфере отечественного образования;

— Кардинально пересмотреть политику в сфере отечественного образования, в частности отменить дистанционное обучение и издать качественную учебную литературу;

— Создать государственную систему духовной безопасности которая должна оградить народы России и поколения от разрушения духовно-нравственной сферы, деградации и распада института семьи.

18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня
17.02.2024
Одна из основных проблем современной семьи
2024 год в нашем государстве объявлен Годом семьи. Поэтому сейчас особенно актуально поговорить о том, что современной ячейке общества помогает, а что мешает

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Октябрь 2021