Прошлое, настоящее и будущее социального предпринимательства
Оситис Анастасия Петровна,
сопредседатель МОО «Союз православных женщин»,
Президент Международной общественной академии связи,
Заслуженный работник связи Российской Федерации,
доктор наук, магистр теологии, профессор
info@ita.org.ru
(выступление на Третьем Евразийском женском форуме,
Санкт-Петербург, 13 октября)
Большинство народов, оставивших свой значительный след в истории человечества, характеризуется наличием активных людей, предпринимающих усилия для достижения целей, необходимых для развития своего народа и государства. Эти цели могут лежать в военной области, в сфере культуры, науки или хозяйственной деятельности. Следует заметить, что все эти кластеры государственно-общественной жизни взаимно связаны и содействуют развитию друг друга.
Не исключением из общего правила, а, наоборот, его ярким подтверждением является история России. Пассивность никогда не была свойством русичей, предпринимавших значительные усилия для самосохранения и утверждения своей государственности в весьма неблагоприятных климатических условиях и внешней экспансии отнюдь не дружественных народов. Российская Империя как единое национальное целое, возникла 1000 лет назад, как «русская земля», причем единая земля в описании всех авторов всех наших летописей. Как написал Президент РФ В.В. Путин в своей статье "Об историческом единстве русских и украинцев" «И русские, и украинцы, и белорусы — наследники Древней Руси, являвшейся крупнейшим государством Европы. Славянские и другие племена на громадном пространстве — от Ладоги, Новгорода, Пскова до Киева и Чернигова — были объединены одним языком (сейчас мы называем его древнерусским), хозяйственными связями, властью князей династии Рюриковичей. А после крещения Руси — и одной православной верой. Духовный выбор Святого Владимира, который был и Новгородским, и Великим Киевским князем, и сегодня во многом определяет наше родство».
Огромный потенциал русского народа, его духовная мощь, обусловленная принятием православия, позволила преодолеть абсолютно немыслимую катастрофу, связанную с нашествием татаро-монгол. После освобождения от татаро-монгольского ига пружина русского мира стремительно распрямилась так, что Россия «последовательно разгромила величайшие военные могущества, какие только появлялись на европейской территории: монголов, Польшу, Швецию, Францию и Германию. Параллельно с этим, рядом ударов была ликвидирована Турецкая Империя. Предпринимательское творчество масс содействовало тому, что Россия, которая к началу княжения Ивана III в 1464 году, охватывала территорию в 550.000 кв. км; к концу царствования Николая II имела территорию в 21.800.000 кв. километров» (И. Солоневич «Народная монархия»). При этом возрастал и человеческий ресурс, который по сравнению с европейскими странами рос опережающими темпами.
Годы страны | 1480 | 1580 | 1680 | 1780 | 1880 | 1895 |
Россия (только европейская) | 2,1 | 4,3 | 12,6 | 26,8 | 84,5 | 110,0 |
Австрия | 9,5 | 16,5 | 14,0 | 20,2 | 37,8 | 44,8 |
Англия (без колоний) | 3,7 | 4,6 | 5,5 | 9,6 | 35,0 | 39,3 |
Франция (без колоний) | 18,6 | 14,3 | 18,8 | 25,1 | 37,4 | 38,4 |
Италия | 9,2 | 10,4 | 11,5 | 12,2 | 28,9 | 31,2 |
Испания | 8,8 | 8,2 | 9,2 | 10,0 | 16,3 | 19,0 |
Ясно, что каждая эпоха детерминирует свои задачи в области народного предпринимательства при выполнении общей стратегической функции: себя сохранения и себя воспроизведения в качестве субъекта исторического процесса.
Условия творческой предпринимательской активности во многом, помимо климата, географии, общего культурного фона, диктуется господствующей идеологий, концентрирующей в себе религиозные устремления народа. Так в дореволюционный период народ в основном придерживался принципов православия, хотя в середине и конце XIX века все отчетливее обозначались иные духовные цели, которые значительно снизили духовную активность народа, о чем писал, например святитель Феофан: «Знаете ли, какие у меня безотрадные есть мысли. И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу Вольтериане, Натуралисты, Лютеране и всякого рода вольнодумцы. … Злые начала вошли в науки и в жизнь» — делает вывод Святитель. Эти «злые начала» касались в первую очередь духовного стержня сознания народа. Одним из источников проникновения в широкие массы русского общества «злых начал» либерализма и нигилизма была система образования. Нигилизм в этой своей первой стадии — в эпоху либерализма (по периодизации Серафима Роуза) является уже достаточно созревшим явлением, глубоко пропитавшим общественное сознание в первую очередь т. н. «образованной» части общества. Господствующим направлением нигилизма в конце XIX и на протяжении всего XX в. стал экономизм, олицетворяющий идеологию строительства рая на земле. Протоиерей Сергий Булгаков выявляет сдвиг в сознании в отношении к хозяйственной деятельности, который в его представлении обусловлен влиянием материализма: «Жизнь есть процесс, прежде всего, хозяйственный, такова аксиома этого современного экономизма, получившая самое крайнее и даже заносчивое выражение в экономическом материализме. Этому последнему потому и присуща такая идейная живучесть, которая поддерживается еще остротой идейного радикализма, привлекательного даже своей наивностью и непосредственностью. И в этом секрет своеобразного обаяния экономического материализма, благодаря которому он так гипнотизирует современные умы».
Советский период задавал свой формат общественного предпринимательства, который был обусловлен марксистско-ленинскими принципами строительства рая на земле. Достаточно жесткие рамки ограничения личной экономической деятельности в этот период способствовали развитию теневого бизнеса, что во многом явилось причиной массового недовольства неоправданными барьерами к трудовой и деловой активности граждан. Серьезные идеологические нестыковки, экономические просчеты, а, главное, опустошенность духовной сферы бытия, явились причиной развала достаточно мощной, как в экономическом, так и в военном отношении, державы ‒ СССР.
Можно утверждать, что «гипноз современных умов» не только не ослабил своё влияние, но продолжает усиливаться в веке XXI. При этом стоит отметить, что новый XXI век уже гораздо менее материалистичен в том отношении, что в нем с нарастающей силой проявляют себя процессы, связанные с развитием нигилизма, мистицизма и сектантства. Характерно то, что при этом устойчивость «гипноза» экономизма требует своего осмысления и привлечения к рассмотрению работы «классиков» (включая самого Сергия Булгакова), которые разрабатывали теории и концепции предпринимательской деятельности в сфере экономики и хозяйства.
С тех пор как К. Маркс отразил в своих трудах кардинальное изменение формулы хозяйственной деятельности, связанное с переходом к капиталистической «социально-экономической формации»: Т‒Д‒Т на Д‒Т‒Д′, мир шагнул в реализации планов экономической глобализации далеко вперед. Деньги, первоначально как универсальный эквивалент произведенных материальных предметов в процессе товарообмена, сакрализуются в качестве цели человеческой деятельности. Труд в теории Маркса вводится в меру стоимости товара, и тем самым выступает предметом купли‒продажи, по сути, превращая всю человеческую жизнь в систему рыночных отношений. Деньги, как цель и как средство достижения целей, обладают одним существенным отличием от товара, ‒ они не имеют верхнего предела. Товар ‒ лимитирован: его количество ограниченно материальным ресурсом этого мира, а его потребление в личной жизни возможностями самой природы человека. Деньги (как некое число) в этом отношении являют потенциал счетной бесконечности, но сопрягаясь со всем континуальным бытием человека в мире, сами приобретают мощность континуума (в теории множеств). Как нечто бесконечное, а потому и могущественное, в этом качестве деньги становятся неким языческим божеством наряду с другими богами: богом времени ‒ Хроносом, богом воды ‒ Нептуном, богом земли ‒ Гебом, богом воздушной стихии ‒ Бореем и пр. Таким образом, мамона — бог богатства, в сознании современного человека приобретает место высшего божества, поскольку определяет меру всех иных богов. Мамона определяет необходимое время, затраты воды, земли, чистого воздуха, превращая их в товар, так же, как и всю совокупность существ, населяющих этот мир.
Постсоветский период на начальном этапе явил образец «дикого капитализма», который, как известно, характеризуется необузданной жаждой наживы у одних и глубокой депрессией у других. Следует заметить, что необузданная жажда наживы имеет свои вполне религиозные корни, берущие свое начало в кальвинизме, где богатство служит критерием принадлежности к богоизбранным людям. Наоборот, бедность ‒ есть свидетельство богооставленности, лузерства, никчемности, в конечном счете, лишённости вообще человеческого достоинства. Именно несогласие с подобным кальвинистско-протестантским подходом, а также глубинная генетическая православность русского народа, стала побудительным фактором для обращения к Богу и Второго Крещения Руси.
XXI век поставил новые и весьма сложные задачи перед социальным предпринимательством: как возможно преодолеть последствия «дикого капитализма» в условиях все более нарастающей агрессивности Запада и враждебных действий либеральной элиты.
Важнейшей предпосылкой для выхода из кризиса в области социального предпринимательства стало возрождение православной духовной жизни, отраженной в строительстве новых и восстановлении дореволюционных духовных центров ‒ монастырей, храмов, часовен, что способствовало созданию общественных фондов, сплочению предприимчивых, активных людей, объединенных единым духом любви к православию и Отечеству. Именно этот объединяющий людей дух стал источником отвержения иного духа ‒ духа корысти, стяжательства, гордыни и тщеславия. Таким образом, развернулся самый важный фронт борьбы ‒ духовная брань, где победа возможна только с Божьей помощью, только через самоотречение и жертвенное служение. Совершенно иное, нежели в кальвинистско-протестантской «либеральной» среде отношение к богатству как критерию богоизбранности, православное предпринимательство рассматривает материальные средства как принадлежащие Богу, и данные для ответственного использования человеку на благие дела.
Неизжитость в массовом сознании предпринимательства самости («я сам», «мои деньги» и пр.) не позволила многим активным и имеющим средства людям осознать, что если параллельно со строительством храмов не заниматься образованием и воспитанием молодого поколения, то возможно формирование нового кризиса ‒ кризиса необразованности, индифферентности и космополитизма молодого поколения. Количество средств, выделенных на строительство и благоукрашение храмов, несравнимо с тем, сколько затрачено на поддержку и развитие православного образования. Почетно построить храм, но более значимо перед Богом воздвигнуть храмы Богу из душ человеческих.
Таким образом, можно сформулировать в качестве первоочередной задачи перед социальным предпринимательством ‒ это содействие становлению и развитию православной системы образования, которая за последние 30 лет накопила замечательные по своей эффективности средства, основанные на святоотеческом предании и современной православной педагогической науке и практике.
Опыт потрясений ХХ века показал необходимость осознания политическими, общественными силами и их лидерами ответственности за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни были обоснованы. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации, а не к разобщению и розни по общественным, политическим или иным мотивам.
Преодоление разделения и единство различных сфер жизни нашего общества может быть достигнуто только благодаря единому духу и важнейшее место и значение в этом принадлежит Русской Православной Церкви, о чем говорил Святейший Патриарх Кирилл 25 января 2017 года на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений: «Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому — Богочеловеческая природа Церкви, соединение вечного с временным, видимого с невидимым, небесного с земным. В историческом бытии это проявляется в особой миссии Церкви, помогая ей взглянуть на сиюминутные проблемы с той дистанции, которую определяют ее Богочеловеческая природа, ее сопричастность вечности. Именно этот угол зрения и дает Церкви возможность служить примирению людей и сохранению мира».
Активная развитие волонтерского движения, проявленное во время пандемии, позволяет говорить о том, что потенциал общественного предпринимательства по прежнему высок у граждан России, и он несомненно еще более ярко явит себя в происходящем укреплении могущества нашей Родины перед лицом существующих вызовов и угроз.
Предложения к форуму:
— Содействовать восстановлению и развитию педагогического образования в формате русской классической системы обучения и воспитания педагогов;
— Сформировать общественно-государственную комиссию по разработке мероприятий поддержки родительского движения;
— Оказать содействие группам учёных в области педагогики и психологии с целью создания научно-методических разработок в сфере отечественного образования;
— Кардинально пересмотреть политику в сфере отечественного образования, в частности отменить дистанционное обучение и издать качественную учебную литературу;
— Создать государственную систему духовной безопасности которая должна оградить народы России и поколения от разрушения духовно-нравственной сферы, деградации и распада института семьи.
18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня | 17.02.2024 Одна из основных проблем современной семьи2024 год в нашем государстве объявлен Годом семьи. Поэтому сейчас особенно актуально поговорить о том, что современной ячейке общества помогает, а что мешает |