Деятельность Международной общественной организации «Союз православных женщин» по защите семьи, материнства и детства

Деятельность Международной общественной организации «Союз православных женщин» по защите семьи, материнства и детства

Дмитриевская Н.В.,
Председатель регионального отделения
Международной общественной организации
«Союз православных женщин» в г.Москва

Резюме. Доклад раскрывает деятельность международной общественной организации «Союз православных женщин». Рассмотрен ряд проблем в жизни современного российского общества и позиция данной организации по вопросам их решения. Отмечается, что «Союз православных женщин» намерен поддерживать все здоровые силы общества в их деятельности по сохранению института семьи.

Ключевые слова: «Союз православных женщин», позиция православной общественности, проблемы современного общества.

Международная общественная организация «Союз православных женщин» (добровольное, самоуправляемое, некоммерческое объединение) создана по благословению Святейшего Патриарха Кирилла (зарегистрирована Министерством юстиции РФ 17 ноября 2010 года) с целью содействия укреплению роли Русской Православной Церкви в жизни общества.

Очевидно, что упрочение социального партнерства государства и Церкви, развитие диалога конфессий и гражданской активности находят свое отражение в необходимости развитии важных и полезных для современного общества организаций и проектов, направленных на формирование профессиональной компетентности прихожан Русской Православной Церкви в сфере теории и практики современного социального служения нуждающимся. Актуальность работы нашей организации обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в постсоветский период роль Церкви значительно выросла, поэтому созданный потенциал доверия в обществе необходимо использовать максимально рационально. Во-вторых, в условиях перманентного социально-экономического кризиса и падения уровня жизни населения возрастает общественная востребованность церковных структур. В-третьих, сегодня будущее государства стало реально завесить от проблемы сохранения народа, репродуктивного состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного, защиты семьи как основы общества. Защищенность и уверенность семьи в завтрашнем дне создает почву для многодетности.  И это единственное условие, при котором мы выйдем из демографического коллапса. Семья и связанные с ней ценности всегда исторически занимали исключительное место в жизни народов России. Необходимость сохранения, возрождения и защиты семьи признают представители всех традиционных религиозных общин, все здоровые общественные силы.

Исходя из этого, мы выделили два базовых направления работы: защита семьи и естественных, основополагающих прав родителей и защита жизни от зачатия до естественной смерти.

Соответственно я озвучу основные принципы базовых направлений нашей работы:

Первое направление работы - защита семьи и прав родителей. У нас сегодня ясно вырисовываются два принципиально разных подхода в области защиты детства: ювенальная парадигма, где объектом защиты выбран принципиально только ребенок и его широко понимаемые автономные права оказываются выше и значимее семьи, и просемейная парадигма, когда мы признаем ребенка неотъемлемой частью семьи и не отделяем благополучие ребенка от интересов и жизни семьи в целом. Согласно этому подходу, «спасать» ребенка, отрывая его от семьи – это как раз и есть нарушение самых базовых прав ребенка: на жизнь и воспитание в родной семье, на связь со своими родителями, без которой уничтожаются благополучие и счастье ребенка. Нужно признать, что шаблоны мышления, присущие первой, ювенальной парадигме, уже довольно глубоко внедрены в общественное сознание и получили привычное правовое оформление.

Нам нужна смена парадигмы семейного права в сторону защиты семьи и прав родителей в общественном сознании, в мышлении чиновничьего аппарата, и в законодательных решениях.

Считаю, что, реализуя нашу традиционную концепцию, мы обязаны принять участие в разработке и принятии нормативных актов в сфере защиты семьи в качестве экспертов, представляя интересы общественных институтов, семейных организаций и движений. Причем считаю, что такое участие должно быть инициировано на всех уровнях, начиная с наших региональных отделений и активных групп в муниципальных образованиях.

Работа должна развиваться в двух направлениях:

Во-первых, противодействовать малейшей попытке сузить права родителей, особенно базовые, естественные.  Современные условиях ставят перед православным сообществом жёсткие реалии. Мы наблюдаем, что с одной стороны государственная власть осуществляет попытки поддержания института семьи, в том числе через материнский капитал. С другой стороны, некоторые проекты вызывают настороженность, так как их направленность на укрепление семейных ценностей крайне неоднозначна.  Так, проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесённого 10.07.2020 в Государственную Думу депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым и сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, направлен, как следует из его содержания, на урегулирование оснований, условий и порядка разлучения ребёнка с семьёй («отобрания» ребёнка) в ускоренном порядке с использованием средств государственного принуждения. По мнению доктора юридических наук, профессора И. В. Понкина, можно утверждать о выраженном противоречии этого законопроекта публичному порядку Российской Федерации, традиционным российским духовно-нравственным ценностям, в том числе получившим отражение в Конституции Российской Федерации традиционным нравственным основам семьи и семейному укладу российского общества, действующей системе обеспечения правовой охраны и защиты семей и несовершеннолетних детей, а также конституционно-гарантированным правам российских семей с детьми, правам детей и их родителей (законных представителей). В законопроекте была заложена презумпция, что в приюте (детском доме) или у совершенно посторонних людей ребёнку априорно будет однозначно лучше, чем у близких людей, что не имеет под собой оснований и дискриминирует родственников ребёнка и самого ребёнка. Совершенно неприемлемым является полное игнорирование законопроектом того факта, что для ребёнка несопоставимо большим благом будет передача его временно другим родственникам (бабушке и/или дедушке, тёте и/или дяде (сестре или брату матери или отца ребёнка), уже взрослым родным или двоюродным брату или сестре самого ребёнка), крёстным ребёнка, иным доверенным лицам, если таковые лица и сам ребёнок согласны на это, выражают к этому желание и волю.

Подобный законопроект вызвал справедливое возмущение в обществе, в том числе в среде православной общественности. Так, 1 октября 2020 года Святейший Патриарх Кирилл направил председателю Государственной Думы Вячеславу Володину письмо, в котором призвал организовать широкое общественное обсуждение законопроекта № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающегося регулирования изъятия детей из семьи при угрозе их жизни и здоровью. Патриарх был обеспокоен скоростью принятия судебных решений и возможных трудностей, связанных с их пересмотром. «Принятие указанного законопроекта, как представляется, сопряжено с определенными рисками. Требование экстренного решения суда по изыманию детей (в течение 24 часов) может привести к тому, что суд будет склонен опираться на мнение органов опеки, фактически легализуя предлагаемое ими решение. Как известно из правоприменительной практики, судебный пересмотр судебного же решения более затруднен, чем судебный пересмотр административного решения органа опеки. Таким образом, законопроект не снижает риск злоупотреблений со стороны органов опеки», - сказано в письме Святейшего Патриарха Кирилла.

«Союз православных женщин» также направил официальные письма Президенту Российской Федерации В. В. Путину и спикеру Государственной Думы В. В. Володину. 15 ноября председатель нижней палаты парламента Володин заявил, что при принятии поправок должен быть баланс между защитой ребенка и сохранением семьи. «Считаю, что здесь самое главное – не спешить. Необходимо обсудить всесторонне нормы законов, и сделать все для того, чтобы ребенок был защищен. Был защищен, с одной стороны, от возникающих в жизни угроз. Но, с другой стороны, чтобы не получилось так, что органы опеки его забрали из семьи, а потом семья должна доказывать, что это неправильно», — сказал, в частности, Володин. 16 ноября 2020 года председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что было принято решение отозвать законопроект об изъятии детей из семьи и поправки о реформе семейного законодательства для доработки. Мы видим, что скоординированные действия православной общественности может иметь результат. Таким образом, петиции, обращения в государственные органы имеют силу, это тот путь, который характеризует цивилизованный способ решения проблем.

Во-вторых, мы должны работать на обеспечение и укрепление прав родителей, их законодательное признание и защиту. Как пример настойчивое продвижение закона семи сенаторов. Пакет документов разработан специально созданной в 2016 году при поддержке Валентины Матвиенко Временной комиссией Совета Федерации.

Перечислю базовые принципы, внедрения которых мы планируем добиваться:

- презумпция добросовестности родителей и соответствия их действий и решений интересам ребенка;

- суверенность семьи, право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, особенно с традиционными семейными ценностями – семья имеет право выбирать любой образ жизни, кроме криминального

- партнерство семьи и государства в семейной политики на основе определяющей роли семьи

- устранение антисемейных «закладок» из семейного законодательства

- приоритет родственников как при семейном устройстве так и при реальной защите ребенка от опасностей

- недопустимость противопоставления прав ребенка правам семьи и родителей,

- отказ считать отобрание ребенка механизмом защиты его прав, изъятие этого преступного механизма из семейного права, обеспечение защиты ребёнка от действительно преступных действий в рамках уголовно-процессуального права и административных процессов,

- реальная государственная поддержка семьи.

Сейчас идет работа над новым Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ). Мы должны всемерно поддержать предложение исключить наказание родителей за «резиновое» «ненадлежащие исполнение» родительских обязанностей, сохранив только санкции за неисполнение уже установленных законом обязанностей родителей. Будем требовать ввести наказание для чиновников и должностных лиц за нарушение законных прав родителей и воспрепятствование их осуществлению.

Считаем также важным выступить с инициативой ввести наказание за пропаганду, направленную против семьи, традиционных семейных ценностей и авторитета родителей.

Я подчеркиваю: эта программа-минимум касается не только нормотворчества, но и работы по изменению восприятия семьи в общественном сознании, чтобы в обществе начали по-настоящему уважать родителей и их права и авторитет, а ребенок начал восприниматься как неотъемлемая и естественная часть своей семьи.

С защитой семьи неразрывно связано и второе направление нашей работы –  защита священной ценности человеческой жизни и достоинства человека с момента зачатия и до естественного конца. Стратегия национальной безопасности РФ справедливо провозглашает, что защита человеческой жизни относится к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, от сохранения которых зависит защищенность и сохранение нашего государства. Основываясь на этих ценностях, необходимо совершенствовать законодательство в области защиты права человека на жизнь с момента зачатия и до естественной смерти, ставя конечной целью прекращение совершения абортов.

Концептуально общество должно перестать аборт считать правом женщины, перевешивающим право ребенка на жизнь. Вступая в противоречие с целями государственной политики в области демографии, аборт при этом наносит существенный вред и обществу, и государству, и самой женщине. Прекращение финансирования детоубийства за счет государственных средств, средств налогоплательщиков, многие из которых принципиально не приемлют аборты – это логичный и естественный первый шаг в нужном направлении.

Мы намерены поддерживать инициативу Патриарха Кирилла об исключении лишения жизни по желанию из понятия «медицинская помощь» и выведении этой категории медицинских манипуляций из системы ОМС.

Считаю, что следует поддержать законодательную инициативу Следственного комитета о внесении изменения в уголовный кодекс РФ и включении в него понятия «плод человека». Это станет важным шагом в признании достоинства и прав ребенка на пренатальной стадии его жизни.

Сюда же следует отнести и начатую нами работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях ограничения или запрета суррогатного материнства. Мы осознаем, что проблема суррогатного материнства тесно связана с грубым нарушением прав ребенка и семьи. Отсутствие в стране запрета на суррогатное материнство разрушает культурный код народа, приводит к уничтожению традиционной парадигмы материнства, отцовства и семьи.

Мы осознаем растущую угрозу для семьи, здоровья женщин и детей в связи с применением и распространением опасных и антигуманных репродуктивных технологий, таких как суррогатное материнство. И мы решили обратиться к обществу и органам государственной власти с призывом изменить государственную политику в области суррогатного материнства и защиты репродуктивного здоровья населения, прав и достоинства женщин и детей.

Хочу отметить, что растущий спрос на ЭКО и суррогатное материнство тесно связан с доступностью абортов, пропагандой так называемых свободных отношений, способствующих широкому распространению инфекционных и вирусных заболеваний - все это порождает огромное количество бесплодных женщин и мужчин, на горе которых, наживаются игроки репродуктивного рынка. За десять лет в «серой и чёрной зоне» сформировалась целая индустрия, «объёмы производства» которой ограничены лишь финансовыми возможностями потребителями этих услуг. При этом вся система услуг суррогатного материнства в значительной мере ориентирована на иностранных граждан. В «слепой зоне» государственного регулирования отрасль разрослась до огромных масштабов и требует новых и новых потребителей.

Мы, основываясь на мнение экспертов, считаем, что преступно предоставлять условия для беспрепятственного проведения убийства нерождённого ребёнка за счёт средств налогоплательщиков, а затем, сделав женщину бесплодной, оплачивать из средств ОМС применение вспомогательных репродуктивных технологий, вовлекая здоровых женщин и делая из них «гестационных курьеров», тем самым нанося ощутимый вред здоровью женщин и детей, семье и государству.

Практика суррогатного материнства показала всю неэффективность вспомогательных репродуктивных технологий как инструмента демографической политики: статистические показатели настолько ничтожны, что никак не влияют на повышение рождаемости. Подобные технологии направлены исключительно на удовлетворение желания отдельно взятой семьи любой ценой завести себе ребенка. Даже ценой уничтожения человеческого достоинства. Абсолютным приоритетом в этой сфере должно быть именно достоинство человека, а не извлечение прибыли из связанных с бесплодием человеческих трагедий.

В этом вопросе, мы учли накопленный опыт и предлагаем действовать, обстоятельно, заручившись поддержкой экспертов-правоведов, врачей, генетиков, биологов, специалистов по биоэтике. Нами начата работа по подготовке обширного аналитического отчета по всем аспектам суррогатного материнства, начиная от нарушений прав ребенка, анализа правовой оценки зарубежного законодательства, оценки криминогенности этой сферы, изучения фактов торговли детьми, и заканчивая оценкой масштабов явления, объёма рынков, уровня угрозы здоровью вовлекаемых в этот бизнес женщин.

На основании подготовленного материала мы намерены выйти с инициативой:

1. Инициировать создание рабочей группы в Государственной Думе по разработке нормативно-правовой документации по ужесточению (урегулированию) технологий ВРТ (ЭКО, суррогатное материнство, которое, по сути. Давно стало прибыльным бизнесом), включив в её состав экспертов в области женского, детского здоровья и специалистов в области семейного и медицинского права, общественников, защищающих семью, семейные ценности и достоинство человека.

2. Ввести запрет на использование вспомогательных репродуктивных технологий, в частности, суррогатного материнства, для иностранных граждан на территории Российской Федерации.

3. Ввести запрет на рекламу суррогатного материнства, пропаганду, поиск суррогатных матерей, размещение объявлений об услугах, в том числе, посредничестве в СМИ, интернет-пространстве, с обязательным введением административного и уголовного наказания.

4. Ввести запрет на реализуемое на коммерческой основе суррогатное материнство, в соответствии с нормами Конституции РФ, международного права и опыта европейских государств.

5. В случае невозможности полного запрета суррогатного материнства в ближайшее время – сохранить возможность его использования исключительно для семейных пар, получивших предварительную помощь психолога и соответствующих списку допустимых условий (установленного диагноза), если они не могут зачать ребенка иным путём. Запретить использование метода суррогатного материнства для одиноких и не состоящих в браке мужчин и женщин.

Кроме того, мы разместили петицию по запрету суррогатного материнства как торговлю детьми. Для рассмотрения петиции государственными органами нам необходимо набрать 50 тыс. голосов, на сегодняшний день петицию поддержали свыше 39 тыс. человек.

Третье направление работы – противодействие опасности цифровой трансформации России. Очевидно, что данный процесс способствует дезинтеграции личности, и в таких условиях о полноценных семейных ценностях говорить не приходится.

В России запланированы полный перевод системы госуправления на цифровую платформу, а также формирование механизмов тотального цифрового контроля за гражданами, что может привести к массовому поражению граждан в правах и переходу управления страной к негосударственным структурам. Инициатором цифровой трансформации России стал в 2016 г. Всемирный банк: его рекомендации – в основе концептуальных документов Центра стратегических разработок (далее – ЦСР; в составе руководства ЦСР в разное время были  Г. Греф, Э. Набиуллина, А. Кудрин, Д. М. Орешкин) и нормативно-правовых актов России. Цифровизация страны вступила в активную фазу в 2017 г. с принятием программы «Цифровая экономика». В 2018 г. указанная программа была заменена другой, в 2019 году – третьей: «Паспорт нацпроекта «Национальная программа «Цифровая экономика РФ». Ниже приведены планы и нормативные акты, которые лежат в основе широкомасштабной цифровизации страны.

На практике внесение персональных данных граждан в указанные системы происходит либо в принудительном, либо в «добровольно-принудительном» порядке. В частности, банки зачастую отказывают в открытии счета без сдачи биометрических данных. При этом оператором Единой биометрической системы (запущена в 2018 г.) является коммерческая структура – ПАО «Ростелеком». В РФ внедряется программа «Безопасный город», которая предусматривает «осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, аналитику видеопотока в режиме реального времени», «идентификацию и распознавание лиц», «геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента». Отметим, что это лишь некоторые программы цифровизации общества, и этот перечень можно продолжать ещё долго. По мнению доктора педагогических наук, профессора МГУТУ им. К.Г. Разкмовского И. И. Бурлаковой, «можно много говорить о достоинствах дистанционной формы обучения именно для взрослого населения, в то же время она имеет ряд недостатков, главным из которых является отсутствие обратной адекватной связи между преподавателем и студентом». Для школьного образования полный переход на дистанционную форму работы может стать причиной непоправимых последствий в связи с тем, что именно в этот возрастной период процесс образования глубоко связан с социализацией ребенка и вхождением его во взрослый мир. Именно в этот период происходит становление личности. И отсутствие живого общения может стать причинной асоциального поведения подростков в будущем. Дистанционное образование школьников имеет более негативных характеристик как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Все участники образовательного процесса испытываю неудобства и дискомфорт в процессе его организации. И связано это с одной стороны с неготовностью педагогов к такому виду профессиональной деятельности, с другой стороны нежеланием родителей 24 часа в сутки нести ответственность за своего ребенка, организовывая его учебное пространство (а если в семье несколько детей – школьников?) и досуг. Не один даже самый подготовленный в педагогическом плане родитель не способен заменить ребенку живое общение со сверстниками. Длительное пребывание ребенка дома за компьютером приводит к нарушению здоровья, о чем также не устают повторять детские врачи и психологи. Порой дистанционная форма обучения вынуждает ребенка и его родителей лгать, обращая внимание на то, что у них возникают проблемы с интернетом, отсутствие компьютеров у каждого ребенка в семье (порой это бывает правдой), проблемы с обратной связью и т.д., принимая на себя роль манипуляторов.

Дистанционное обучение приводит к нарушению речевого развития детей, особенно в начальной школе, т.к. развитие речи напрямую связано с живым общением, визуальным контактом, умением считывать невербальную информацию. В целом, это станет причиной торможения социальных контактов

В качестве основной проблемы дистанционного обучения взрослых можно видеть, что в силу оторванности от коллектива, обучающийся чувствует одиночество. При отсутствии непосредственного контакта с преподавателем, обучающийся может болезненно воспринимать критику в свой адрес, которая содержится в направляемых им письмах по электронной почте.

Мы поддерживаем и готовы поддерживать далее все здоровые силы нашего общества на противодействие подобным тенденциям. В частности, члены «Союза православных женщин», участвуя в XII научно-практической конференции «Моделирование социокультурного системного развития школы в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества. Проект «Будущее наследие», в межрегиональном совещании по семейной политике, организованном Всероссийским советом православных объединений в защиту жизни и других мероприятиях позиционируют себя противниками цифровизации и привлекают внимание общественности к этой проблеме.

И в заключение хочу обратить ваше внимание еще на одно направление постоянной нашей работы - мы стараемся активно участвовать в социальном служении Русской Православной Церкви. В частности, мы нацелены на взаимодействие с сестричествами милосердия в сфере координации работы, с организациями и объединениями, осуществляющие помощь нарко- и алкогольнозависимым женщинам. Кроме того, многие члены «Союза православных женщин» являются сотрудниками церковных кризисных центров (на данный момент их 75 церковных кризисных центра от Калининграда до Петропавловска-Камчатского). Мы планируем проводить площадки для обмена опытом, создавать новые центры в условиях пандемии     осуществлять конференции для освещения их работы и т. д.

Объединение усилий гражданского общества, государства и религиозных организаций в деле благотворительности, совместное оказание помощи нуждающемуся населению смогут решить важнейшие социальные проблемы и преодолеть социальные кризисы.

Мы и дальше будем уделять особое внимание поддержке традиционных семейных ценностей в области образования и информационной политики. Для этого считаем важным оказать регионам методическую помощь в обеспечении соработничества средств массовой информации с просемейными общественными организациями, РПЦ и другими традиционными религиозными общинами. Необходимо, в том числе законодательно, существенно затруднить или запретить антисемейную пропаганду, распространение деструктивной информации, направленной против традиционных ценностей, семьи, отцовства и материнства, популяризацию и оправдание абортов – в общем, способной нанести ущерб нравственному здоровью личности и общества. Также мы считаем недопустимым тенденции к легализации эвтаназии, хотя они в нашем обществе также проявляются. Достаточно сказать, что глава Минздрава РФ Вероника Скворцова 28 октября 2019 г. высказалась о возможности разрешения эвтаназии в России. Мы считаем, что эвтаназия – это убийство, как бы его не называли. Это самый настоящий грех, противный заповеди Декалога «Не убий». Особенно печально, когда подобные высказывания звучат именно со стороны государственных чиновников, чьей задачей является охрана здоровья и жизни людей.

Мы рассматриваем возможность участия в поддержке коалиционных законов по защите семьи, прав родителей и традиционных семейных России. Эти документы смогут поддержать общественные объединения, традиционные религиозные общины, эксперты.

К подписанию подобных нормативных актов мы намерены призвать всех будущих депутатов, для того чтобы точно идентифицировать тех, кто настроен серьёзно работать на благо Родины, защищать семью, жизнь и достоинство человека. Такие документы позволят реально спросить с каждого за его работу в законодательных органах, основываясь на его предвыборных обещаниях. Мы намерены пригласить российских политиков, неравнодушных к будущему нашей страны и стремящихся войти в число законодателей разных уровней, независимо от их политических взглядов и разногласий по иным вопросам, ясно и открыто взять на себя обязательство в своей будущей работе защищать и поддерживать семью, права родителей, традиционные семейные и нравственные ценности, защищать священную ценность человеческой жизни. Такая практика могла бы стать новой доброй политической традицией, знаком доверия для многих избирателей, считающих семью одним из главных приоритетов в своей жизни и в жизни страны.

Отметим, конечно, и участие в научной жизни. Члены «Союза православных женщин» активно принимают участие в различных научных конференциях, семинарах и форумах. К примеру, в 2019-2020 году членами «союза православных женщин» совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом были подготовлены и проведены секции «Современные тенденции в развитии методики преподавания церковнославянского языка. Памяти архиепископа Алипия (Гамановича)». Был проведен семинар «Великая Победа в осмыслении православных подвижников, русских военных историков и писателей». Мы участвуем и в международных проектах – так, «Союз православных женщин» курировал проведение Международного российско-белорусского проекта «Сады Победы», посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы не забываем и культурологический аспект нашей работы – к примеру, наша организация приняла участие в разработке проекта памятника новомученикам и исповедникам в земле Российской просиявших. Более подробно ознакомиться с планом работы союза православных женщин можно на нашем сайте.

Святейший Патриарх Кирилл, выступая на I Форуме православных женщин, выразил надежду, что мы сумеем объединить вокруг организации разрозненные, иногда малочисленные православные женские организации, найдём формы работы, которые будут способствовать улучшению духовно-нравственного климата в России, сохранению православных ценностей и традиционной российской семьи.

Список литературы

1. Все 75 церковных кризисных центров для женщин усилили работу в условиях пандемии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://foma-ru.turbopages.org/foma.ru/s/vse-75-cerkovnyh-krizisnyh-centrov-dlja-zhenshhin-usilili-rabotu-v-uslovijah-pandemii.html (дата обращения 2020-11-18).

2. Запретить суррогатное материнство – торговлю детьми! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://citizengo.org/ru/lf/183073-zapretit-surrogatnoe-materinstvo-torgovlyu-detmi?utm_source=wa&utm_medium=social&utm_campaign =&utm_content=tyflow (дата обращения 2020-11-18).

3. Нам 10 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://союзправославныхженщин.рф/news/1605604991 (дата обращения 2020-11-18).

4. План работы Международной общественной организации «Союз православных женщин» на 2020 год. Утверждён на заседании Правления 13 февраля 2020 года. – 13 с.

5. Понкин И. В. Заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oprf.ru/files/1_2020dok/zakl986679-7_otobranie_rebenka15102020.pdf (дата обращения 2020-11-18).

11.01.2021
Если отец самоустраняется от воспитания, то он предает своё призвание
По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, день прославления семьи Господа и Спасителя напоминает об огромной ответственности родителей за воспитание детей
08.12.2020
Явные признаки скрытой торговли детьми
Заключение о правовой, биоэтической и нравственной оценке коммерческого «суррогатного материнства»
07.12.2020
Как нам решить демографическую проблему
Российскому государству необходимо начать внедрять семейные ценности условно «огнем и мечом», т.е. как бы не демократичными мерами-ограничениями

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
 
Ноябрь 2020