Александр Щипков: религиозный фактор в Белоруссии, используемый в политических целях, может привести только к коллапсу

«Религиозный фактор в Белоруссии, используемый исключительно для достижения политических или экономических целей, неизбежно приведет к коллапсу», — заявил в эфире авторской программы Сергея Михеева «Традиции» на радио «Вести-FM» заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, политический философ Александр Щипков.

Аналитик напомнил, что в конце XVI века после Брестской унии территория современной Белоруссии оказалась под властью поляков, которые насильственно переводили белорусов в унию. Но насильственно изменить религиозную идентичность белорусов не удалось. В 1839 году благодаря активной деятельности митрополита Иосифа (Семашко) белорусы вернулись в Православие.

А. В. Щипков отметил, что за прошедшие двадцать лет в Белоруссии значительно усилилось католическое влияние, что нашло отражение в открытии множества костелов не только в западных регионах компактного проживания поляков, но и восточных, где католичества никогда не было. Религиозный компонент идеологии белорусской оппозиции тесно связан с католичеством, как латинским, так и униатским. По словам эксперта, религиозно-политическая ситуация в стране стала взрывоопасна после того, как представители властного истеблишмента начали вступать в контакты не только с Ватиканом, но и с Фанаром, провоцируя распространение идеи автокефалии, то есть создание параллельной православной организации, под патронатом Константинопольского патриархата. Таким образом, власть рассчитывала создать механизм управления белорусским национализмом, противопоставляя националистов-католиков и националистов-православных. Первые настроены антироссийски, вторые — антипольски и антироссийски одновременно. «Однако, ничего не получилось», — заметил Щипков.

Аналитик полагает, что религиозный фактор был явно недооценен А. Г. Лукашенко. «Нередко элиты наивно считают, что могут управлять религиозным процессом — обострять его, глушить, направлять в нужное им русло. Однако они не понимают, что природа религиозности находится не в рациональной политической плоскости. Её истоки связаны с теми глубинными пластами истории и традиции народа, которые изменить чрезвычайно сложно. Последствия этого изменения непредсказуемы. Яркий пример — поляки и хорваты — народы с искусственно изменённой идентичностью.

По мнению Щипкова, недооценка религиозного фактора зачастую становится причиной политических ошибок. «Для достижения тактических целей политики часто „заигрывают“ с религиозными факторами, не понимая, что это может привести к прямо противоположным результатам. А ведь именно религиозность напрямую связана с идентичностью народа», — заключил эксперт.

Вести-FM

07.06.2021
Признать радикальный феминизм, чайлдфри и секспросвет деструктивным контентом
В либеральных СМИ и соответствующем сегменте блогосферы развернулась травля депутата Госдумы РФ Инги Юмашевой (Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей)
31.05.2021
«...Значит, нужные книги ты в детстве читал!»
Учителя школ, библиотекари многое делают для воспитания у младшего школьника любви к Родине, уважения и любви к близким, к традициям своего народа, бережного отношения к истории, к великим подвигам. Младший школьник — это очень важная возрастная категория в развитии человека. В этом возрасте интенсивно происходит развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств
29.04.2021
Болонский процесс и национальная традиция
Ведущиеся в последние годы дискуссии о будущем системы высшего образования в России сопровождались размежеванием двух крайних подходов к определению модели образовательного процесса

Актуальное

Открытое письмо-обращение Международной общественной организации «Союз православных женщин» по выступлению певицы Manizha от России на конкурсе «Евровидение-2021» | МОО «Союз православных женщин»
Открытое письмо-обращение Международной общественной организации «Союз православных женщин» по выступлению певицы Manizha от России на конкурсе «Евровидение-2021»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Август 2020