Бессмертный полк в семейных летописях: тяжелая служба архимандрита
Архимандрит Кирилл (в миру Иван Павлов) был духовником патриарха Алексия II и Троице-Сергиевой лавры.
Родился будущий архимандрит в 1917 году в селе Московские выселки, в обычной крестьянской семье, и прожил до 97 лет (скончался в 2014 году).
После школы Иван окончил Касимовский индустриальный техникум, работал на металлургическом комбинат в городке Катав-Ивановске. Затем его призвали в армию. Служить выпало на Дальнем Востоке. Начало войны молодой человек встретил на границе с Китаем, солдатом-срочником 96-го саперного батальона 92 стрелковой дивизии 10 Краснознаменной армии. А уже осенью 1941-го оказался вместе со своей частью на Волховском фронте. Там, на станции Хвойная под Тихвином в первом же бою погибли многие его однополчане. «Только-только мы сошли с эшелона, нас в лес отвели — а немецкая разведка уже узнала. Сразу, моментально — бомбят, только щепки летят. Немецкий бомбардировщик как все равно коршун летает над головой и из пулемета строчит. Людей — и мирских, и военных — расстреливает в упор. Сразу — и убитые появились, и раненые. Зима была, снег кровью обагрился…», — рассказывал отец Кирилл. Он защищал Сталинград в качестве командира взвода. Весной 1942 года после серьезного ранения Иван Павлов попал в госпиталь в Кировской области, и это спасло солдату жизнь. Его батальон вскоре отправили очищать минные поля, и никто из 400 бойцов с задания не вернулся. Новым местом службы Ивана Павлова стала 254 танковая бригада. Зимой 1942-1943 года почти два месяца бойцы 254 танковой бригады лежали в обороне в снежных окопах и траншеях. Отец Кирилл вспоминал: «Два метра снег. Вкапывались лишь на метр, так и мерзли, закутавшись в шинели, да еще в трофейные, немецкие. Еду подвозили только ночью, остывшую, мерзлую. Как выжили?.. Чудом Божиим!».
Командование уговаривало его вступить в партию, но Иван Дмитриевич отказался - по религиозным соображениям. И этот отказ чуть на стоил ему жизни. «Меня мытарили. Вывели в политотдел корпуса, там полковник , старый, татарин, меня так чистил — ой! Пугал, такие каверзные вопросы задавал. Потом говорит: «Да ты засиделся… Тамбов тебе?» Говорит старшине: «Завтра 34-я танковая бригада на передовую едет, его — туда, автоматчиком»! Господь спас. Меня старшина наш повел туда. Ну, автоматчик на танке — это, конечно, смерть. А начальник штаба выходит: «За что его к нам? Чем он провинился?» Он говорит: «За религиозные убеждения. Верующий». А тот отвечает: «У нас таких своих полно. Не надо, голубчик, веди его обратно». Отказался», — рассказывал отец Кирилл.
А потом посреди дыма и огня он нашел книгу. «Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие! Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение! Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события».
С Третьим Украинским фронтом Иван Дмитриевич с боями прошел Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, Украину. А в 1946 году, после демобилизации, пришел поступать в только что открывшийся Богословский институт, будущую Московскую духовную семинарию. Окончил учебу в 1954 году.
В том же году принял постриг в Троице-Сергиевой лавре. Служил пономарем. Через 16 лет получил назначение на должность казначея. А в 1965 году стал духовником монашеской братии. Кирилла Павлова возвели в сан архимандрита.
Позже отец Кирилл получил назначение на должность духовника патриарха Алексия II. О его душевной чистоте, умении чувствовать и понимать человеческие горести и переживания было известно далеко за пределами Лавры и патриаршей резиденции. К отцу Кириллу стекались верующие со всей России. Люди приходили к старцу со своими скорбями, просьбами, проблемами, и получали утешение, помощь, совет, наставление.
Архимандрита Кирилла наградили орденами Святого Князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского.
Поэт Тамара Потёмкина написала стихи, которые позже были положены на музыку. Песня стала данью памяти подвигу отца Кирилла – военному и духовному.
СТАЛИНГРАД
памяти архимандрита КИРИЛЛА
Сталинград. Наша слава и боль.
Враг стремился стереть этот город с земли,
Но к Отчизне святую любовь
Силы зла никогда одолеть не могли.
Среди воинов - Павлов Иван
Смертный бой вёл за каждую улицу, дом…
И теряя товарищей-однополчан,
Свято верил в Победу над лютым врагом.
Припев:
Сколько силы у русских солдат!
Как смогли победить боль и страх?
Сколько жизней пришлось им отдать,
Чтоб потомки могли мирно спать?
Грохот, гарь, окровавленный снег.
Знает только Господь, что их ждёт впереди,
В пепле библию спас человек,
Словно знак: это путь, куда надо идти.
Мир спасли от фашистской чумы,
К мирной жизни вернулся и Павлов Иван.
Чтобы люди не ведали тьмы,
Как подарок судьбы принял постриг и сан.
Припев:
Скольким людям он в жизни помог!
Многим истинный путь указал
Убеждал: «Милосерден наш Бог»,
Словом Божьим заблудших спасал.
Часто батюшке снилась война,
Как в минуты затишья ту книгу читал,
Всё пытался понять, чья вина,
О России, о Боге, судьбе размышлял.
Жизнь свою посвятил он Христу,
До последнего вздоха всё людям служил:
Вёл за грешные души борьбу
Тот герой Сталинграда, священник Кирилл.
Припев:
Сколько силы у русских солдат!
Как смогли победить боль и страх?
Сколько жизней пришлось им отдать,
Чтоб потомки могли мирно спать?
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |