Педагогическая система переживает эпоху бесконечных и безблагодатных реформ
Около 85% российских школ технически не готовы к проведению всех уроков в дистанционном формате, сообщил заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко. Также, по его словам, у 700 тыс. российских школьников нет компьютера или гаджета для того, чтобы учиться дистанционно, пишет «Коммерсантъ». С конца марта в связи с пандемией коронавируса COVID-19 в стране школьники переведены на дистанционное обучение.
«У нас на сегодня с точки зрения технической готовности образовательных учреждений всего 15% школ в полной мере готовы к тому, чтобы полный комплекс уроков вести дистанционно», — сказал замминистра в эфире радио «Комсомольская правда».
О природе дистанционного обучения размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Дистанционное обучение – тема не новая. Она пугает только недостатком благоразумной меры в её потреблении. Стремясь к дешевизне образования и не ставя задач по качеству, соблазнительно для некоторых кругов заменить традиционное образование технологически удобными и в чём-то даже незаменимыми новыми средствами, но в несоразмерном масштабе.
Можно только приветствовать, что лекции замечательных преподавателей и специалистов оказываются доступными для школьников и студентов. А для пребывающих в дальних учебных командировках появляется возможность быть в единстве со своим классом или курсом. Однако подменить Аристотелеву систему личного общения в оливковой роще вместе со своими учениками, пускай даже в современной статичной форме классов и аудиторий с преподавателем, представляется безрассудством. И никто не отменял стремление наставника не ограничиваться письменными приветами и наставлениями, как мы видим из апостольских Посланий, но узнаём там от сердца к сердцу, от уст к устам преподавание необходимое для укрепления в вере знание, о чем пишут апостолы Павел и Иоанн Богослов.
Уже 20 лет педагогическая система переживает тяжёлую эпоху бесконечных и безблагодатных реформ. А ныне появляется возможность принять разумные решения, надежды на которые могут быть особенно оживлёнными после внесения необходимых поправок в Конституции о государствообразующем русском народе как основании наших ценностных ориентаций для образования. Опираясь на положение Конституции, теоцентричность образования станет естественным. Будем надеяться, что система образования вернётся к созидательным для души обучающегося целям и способам, которые в русской педагогической культуре изобилуют.
Будем надеяться на добрую волю российских правителей. Нынешняя экстремальная ситуация оторвала учителей от учеников, прервалось классное и аудиторное общение, а форму личного наставничества заменили отдалёнными заданиями или только информативными лекциями. На нашем факультете теологии мы продолжаем читать лекции онлайн, хотя и имеем возможность обратной связи в виде вопросов в блогах.
Надеюсь, что, несколько переутомившись от такой не лучшей формы образовательного процесса, российское образование всё-таки созиждется на новых основаниях, а статус и достоинство педагога, очное общение с учениками и студентами вернутся к традиционной форме образования.
игумен Лука (Степанов)
(с сайта Русская Народная Линия)
15.09.2023 Радость в глазах, или три истории о дефиците любвиМы любим наблюдать за жизнью чужих семей. Одним — завидуем, других — осуждаем, третьим — стремимся подражать, и никогда не знаем, как же они живут на самом деле | 07.09.2023 А Бог естьВзрослые люди для детей всегда были авторитетом, и ребенок спрашивает у родителей, как правильно поступить, насколько можно доверять той информации, которую он получил, и как отличить ложь от правды | 06.09.2023 Запрещать, убивать или долго издеваться?На Западе запрещают нашу культуру. А что происходит здесь, у нас? |