Решение по итогам рабочей встречи НКО и экспертов по домашнему насилию

 

По инициативе группы «Общественная дипломатия» 13 августа 2019 года в зале Дома общественных организаций  на ул. Покровка, д.5 прошла рабочая встреча НКО и экспертов по одной из проблем современного общества, поднятых правозащитницами-феминистками в СМИ, – по домашнему насилию. В её решении трудно переоценить роль гражданского общества, в том числе в разработке предложений по профилактике преступлений против личности (раздел VII Уголовного кодекса Российской Федерации) и в создании законодательной базы, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений на семейно-бытовой почве.

Во встрече приняли участие представители ряда общественных организаций (в том числе Офицеров России, Союза Женских сил, Межрегионального движения «Альтернатива» и др.), Общественной палаты России, представители кризисных центров, учёные - специалисты международного уровня, и представители СМИ. Одна из целей встречи состояла в разработке повестки предстоящего круглого стола по домашнему насилию (19 сентября 2019 года), на который будут приглашены представители государственных правозащитных институтов, а также органов исполнительной и законодательной власти.  

Участники получили полное представление о международных обязательствах России и их преломлении в национальном праве, начиная с Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В апреле 2019 года Комитет ООН, действующий в рамках этой Конвенции, в своём решении по жалобе гражданки России признал, что в нашей стране отсутствует правовая база для защиты жертв домашнего насилия как формы дискриминации и призвал Россию присоединиться к Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция, которую пока не подписали лишь два государства из 47 стран-членов СЕ, а именно Россия и Азербайджан) и принять целый ряд мер в области правоприменения, чтобы повысить качество защиты женщин. Между тем, утверждение, что насилие против женщин в России является признаком дискриминации, не подтверждено в решении надлежащими доказательствами, в связи с чем представляется весьма сомнительным, не имеющим под собой реальной основы, поскольку в Российской Федерации дискриминация запрещена Конституцией Российской Федерации (ст. 19), «3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Кроме того, «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола» в России преследуется по закону: Статья 5.62. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность и наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Дискриминация, совершённая лицом с использованием своего служебного положения, преследуется по Статье 136. Уголовного кодекса РФ - «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и влечёт различные виды наказания, в том числе - штраф в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, а также – лишение свободы на срок до пяти лет. Статистические данные указывают на то, что мужчин, пострадавших в семейно-бытовых ссорах от тяжких и особо-тяжких преступлений, кратно больше. Кроме того, уголовно-процессуальные нормы не содержат каких-либо ограничений для подачи заявлений о преступлениях в отношении женщин.

В принципе количество договоров по домашнему насилию крайне ограничено, и важное отличие Стамбульской конвенции от других международных инструментов в том, что её выполнение носит обязательный характер для участников, ратифицировавших Конвенцию (к которым РФ не относится), в то время как Решения Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин имеют силу рекомендаций. Обязательны в плане выполнения и решения Европейского суда по правам человека, который, например, в июле 2019 г. вынес постановление по жалобе гражданки России (дело Володина против РФ). Более того, ЕСПЧ рассматривает домашнее насилие и в контексте запрета пыток и обращения, унижающего человеческое достоинство (ст.3 Европейской конвенции по правам человека). Подобных жалоб в ЕСПЧ – уже десятки, если не сотни.

Участники обсудили причины, по которым Россия пока воздерживается от подписания Стамбульской конвенции, договора, содержащего некоторые дискуссионные определения (например, гендер, гендерное насилие) и положения, которые, на первый взгляд, вводят запрет на нарушения, по мнению её оппонентов, не имеющие широкого распространения в России. Конвенция даёт определение домашнего насилия и распространяет защиту от него на всех членов семьи,  независимо от пола и возраста, а также лиц, живущих в гражданском браке, бывших супругов, и т.д.    

Конвенция утверждает, что домашнее насилие – это не вопрос частного обвинения: оно несёт в себе большую общественную опасность. Кроме того, Конвенция вводит запрет на преследование (сталкинг, киберсталкинг), на принудительные браки, на калечащие операции на женских половых органах, на сексуальное, физическое, экономическое и психологическое насилие и некоторые другие формы. Известно, что психологическое насилие может иметь не менее, а иногда и более тяжелые последствия.

Структура Конвенции даёт хорошие ориентиры в плане того, как должно быть построено законодательство в этой сфере на национальном уровне: это предупреждение и борьба с насилием в отношении женщин и домашним насилием, выявление и эффективное расследование таких случаев, и привлечение к соразмерной ответственности.

Участники обратили внимание на то, что в России нет достоверной статистики по домашнему насилию, так как это латентная проблема, не всегда жертвы обращаются в полицию, иногда преступления не регистрируются. Жертвы домашнего насилия оказываются беспомощными не только перед преступниками, но и перед государственной машиной правосудия, и должны, в случае частного обвинения, сами доказывать, что их права были нарушены. Конвенция рассматривает насилие в семье как отягчающее обстоятельство и требует его криминализации. Следует отметить, что в этой части нормы Конвенции Российской Федерацией выполняются, поскольку в стране действуют по меньшей мере, 40 различных составов уголовных преступлений и не менее трёх административных правонарушений, защищающих граждан страны, в том числе и женщин, от преступных посягательств не только посторонних лиц, но и членов семьи от всех видов насилия, в том числе – физического, сексуального, психологического и экономического. Более того, близкое родство в определённых случаях является отягчающим вину обстоятельством: в соответствии с уже действующей Статьёй 63. УК РФ обстоятельствами, отягчающими наказание, признаются в том числе: б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления; з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего; п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней).

Обсуждение привело участников к заключению о том, что нет необходимости в принятии отдельного закона по домашнему насилию (где были бы прописаны критерии и формы насилия), поскольку действующее уголовное законодательство охватывает все виды так называемого «семейно-бытового», «домашнего» насилия. Между тем, существует насущная необходимость в корректировке, дополнении действующих законов новыми нормами, позволяющими устранять причины и условия для совершения правонарушений и преступлений на семейно-бытовой почве: повышения качества профилактических мероприятий, уровня жизни граждан, качества социальных услуг, реорганизации медицинского обслуживания, реформы образования. Участники заседания предложили  направить выработанные рекомендации в Совет Федерации Российской Федерации, а параллельно вести разъяснительную работу по существу обсуждаемых вопросов.

Участники обсудили также вопрос о повышении эффективности защитных механизмов и взаимодействии гражданского общества с правоохранительными органами, а также с органами опеки. В этом контексте приводились примеры советского опыта (роль дружинников, профсоюзов, комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом на предприятиях, ограничение дееспособности по решению суда, направление в лечебно-трудовые профилактории, медвытрезвители, и др.), существующие рекомендации по подписанию Меморандумов о взаимопонимании между правоохранительными органами и НКО, оказывающими помощь жертвам торговли людьми, в данном случае вполне применимых и к случаям домашнего насилия. Было внесено предложение по созданию приложения к мобильным телефонам – своего рода «тревожной кнопки», обеспечивающей немедленную связь с кризисными центрами. Весьма полезной была рекомендация о создании института специалистов, которые были бы прикомандированы к правоохранительным органам и принимали бы звонки и оказывали психологическую помощь. Реабилитационные центры должны работать в связке с правоохранительными органами, и последние, в случае, если нет угрозы жизни, могли бы переключать заявителей на специалистов.

Проблемой, по мнению участников, остаётся то, что жертвы ни к кому не обращаются на ранней стадии, удары и толчки становятся нормой семейной жизни, отсутствует воспитание в семье, в школе, в детском саду, нет понимания того, что любое насилие недопустимо. В этой связи представляется необходимым налаживание работы психологических служб для работы с жертвами насилия.

Существующий (но пока не опубликованный) законопроект об основах профилактики домашнего насилия, по мнению члена Общественной палаты РФ, нуждается в тщательной экспертизе, что не исключает повышения требований к работе правоохранительных органов уже в рамках действующего законодательства, неукоснительное исполнение ими Федеральных законов РФ: от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Статьи 105.1. «Запрет определённых действий» Уголовно-процессуального кодекса РФ. Просто принятие очередного, но не работающего закона ситуацию не изменит. Нужны механизмы имплементации. Создание достаточного количества безопасных приютов для жертв домашнего насилия, особенно в провинции. В любом случае необходимо проведение профилактической работы, в том числе в школе (преподавание психологии учащимся, курсы лекций для родителей, подготовленных педагогами с участием психологов и юристов). Законодательная работа должна сопровождаться воспитательной.

Участники предложили рекомендовать включение представителя группы «Общественная дипломатия» в число экспертов по доработке законопроекта.

Необходимо также принять меры по подготовке специалистов, которые могли бы определять степень угрозы, по подготовке психологов-специалистов по домашнему насилию. В этой связи было внесено предложение о создании экспертного сообщества на базе РАН, которое могло бы сертифицировать соответствующих специалистов.

Что касается повестки предстоящего круглого стола по домашнему насилию, который будет проведён по инициативе группы «Общественная дипломатия» при поддержке Координационного совета НКО, то она будет сформирована участниками в самое ближайшее время с учётом состоявшейся дискуссии.

 

Единства мнений по Стамбульской конференции нет.

 

На административной карте Европы сегодня больше полусотни государств: 43 юрисдикции имеют признание большинства членов ООН, 7 государств или территорий, как Косово, Северный Кипр, Приднестровская народная республика, имеют ограниченное признание или не признаны, и еще 5 государств, частично расположенных в Европе, например огромный Казахстан.

Астана Стамбульскую конвенцию не подписала и не утвердила, как и Москва, Минск и все страны Таможенного союза. Из бывших советских республик приняли этот транснациональный пакт только Грузия и Эстония.

Армения и Азербайджан – против, Молдавия и Украина подписали, но не утвердили. Великобритания и Ирландия к данному вопросу подошли наполовину, оттягивая ратификацию. Против – Греция, Болгария, Румыния.

Полностью ратифицировали соглашение 28 стран Совета Европы, но 48 государств, включая Латвию и Литву, пока только подписали документ. В свою очередь, из 27 стран ЕС соглашение ратифицировали 17 государств. Но 10 юрисдикций, включая две страны Балтии, увидели в этом проекте системные риски.

 

 

 

Резолюцию прислала Лоскутова Любовь Владимировна, Председатель Национального Комитета экологической безопасности

Контакты организатора: 8-965-27-00-333, lyubari-eco@mail.ru

23.09.2019
Надпись, которой нет
Когда спускаешься по правой стороне Тверской улицы среди высоких серых домов сталинской эпохи, выделяется красное пятиэтажное здание с белыми колоннами. Оно как торжественный аккорд в симфонии домов, образующих Тверскую улицу. Сейчас здесь находится Правительство Москвы. В конце XIX начале XX века в этом доме жил генерал-губернатор Сергей Александрович Романов со своей супругой Елизаветой Федоровной. Он отдал служению Москве 14 лет до своей гибели от рук террориста
08.07.2019
Небесные покровители семьи, любви и верности
В русской истории немало известных супружеских пар, чьи примеры сбережения семейной любви и верности в XXI веке обретают особую актуальность
25.06.2019
22 июня как пролог Победы
День этот гораздо многогранней и глубже, чем данное ему сегодня официальное наименование, в котором есть какая-то недосказанность и теснота…

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
Сентябрь 2019