Актуальные аспекты защиты детей от информационных угроз

Выступление с содокладом на заседании Координационного совета
по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи
при Правительстве Калужской области.
24 апреля 2017 г., г. Калуга

      Прежде всего, хотелось бы отметить правильность постановки вопроса в повестке заседания, поскольку только во взаимодействии государства, Русской Православной Церкви, семьи и общества можно достичь целей обеспечения духовной и информационной безопасности детей и молодежи.

       В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Президентом РФ от 1 июня 2012 г. № 761, подчеркивается сложная ситуация с суицидами среди молодых людей в возрасте от 10 до 18 лет и указывается на необходимость разработки системы мер по предотвращению подросткового суицида. По данным Следственного комитета Российской Федерации в 2016 г. ушли из жизни в результате самоубийства 720 детей. За последние три года совершили суицид 2 205 детей. Приведенная статистика дополняется значительным количеством суицидальных попыток среди несовершеннолетних, остающихся латентными. Как отмечалось Роспотребнадзором и экспертами, попытки самоубийств многократно превышают число самоубийств, а у половины подростков, совершающих такие попытки, они являются не первыми[1].

      В этой связи по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, состоявшегося 15 ноября 2016 г., Президентом Российской Федерации дано поручение принять решения, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида.

       Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и общественность сегодня активно обсуждают изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на ужесточение ответственности и наказания за  противоправную деятельность, направленную на побуждение детей к суицидальному поведению.

        Эта важная работа по совершенствованию уголовного законодательства, очевидно, не может восполнить всей полноты профилактической работы в сфере борьбы с преступностью данного вида. Учитывая цели и задачи преступников, создающих «группы смерти» в социальных сетях, можно с уверенностью констатировать, что их не остановит ни введение в кодекс новых преступлений, ни усиление уголовной ответственности за уже существующие.

        Некоторые специалисты, в том числе выступающие в качестве экспертов деятельности «групп смерти» в ходе расследований по уголовным делам, реально изучившие весь фактологический массив, полагают, что эти группы представляют собой цинично спланированные, грамотно продуманные специальные проекты, где используются, в том числе, методы психологического воздействия на молодых людей (не только несовершеннолетних), направленных на оттачивание механизма манипуляции и формирование определенного круга лиц, по своим психическим особенностям поддающихся такому воздействию. Доведение до самоубийства некоторых участников – это только промежуточная цель деятельности таких проектов.

       Я согласна с этим мнением и считаю, что «группы смерти», - всего лишь «проба пера» и нам ещё предстоит столкнуться с множеством опасных Интернет-сообществ, вовлекающих детей в разного рода девиантные формы поведения. Ведь если кто-то способен заставить ребенка лишить себя жизни, что стоит ему толкнуть несовершеннолетних на разного рода проявления экстремизма и «Оранжевые революции»? К сожалению, приходится признаться в том, что современная преступность опережает наши методы её предупреждения и реагирования.

        Этой связи на первый план в защите детей от информационных угроз должна выйти тщательно продуманная, согласованная работа по ранней профилактике со стороны всех субъектов системы. И пока на федеральном уровне не разработан данный алгоритм действия, разработать и апробировать его необходимо субъектам Российской Федерации. Калужская область может быть в числе первых таких регионов.

       Эту деятельность можно реализовывать, в том числе, и в рамках Программы (плана мероприятий, порядка, «дорожной карты») межведомственного взаимодействия по вопросам духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних. Поскольку суть этой программы заключается в духовно-нравственном воспитании несовершеннолетних, то и одним из координаторов её реализации, а также полноправным участником разработки и реализации должна стать в первую очередь Русская Православная Церковь. В качестве других субъектов реализации этой программы мне видится министерство образования и науки, министерство здравоохранения, правоохранительные и иные органы.

       Одним из первых пунктов в планируемых мероприятиях должна быть разработка Правил безопасности пользования Интернетом.

        Удивительно, что до сих пор не был разработан подобный документ, хотя Интернет прочно и основательно вошёл в нашу жизнь еще в прошлом столетии. В эпоху отсутствия большого скопления транспортных средств на проезжих частях дороги люди отлично жили без правил дорожного движения, однако со временем, осознав, что автомобиль представляет собой средство повышенной опасности, Правила дорожного движения были изобретены и даже закреплены на законодательном уровне. В отличие от водителей, лицам, желающим пользоваться Интернетом, не требуется достигать определенного возраста, сдавать экзамены и получать права, проходить психиатрическое исследование, что обуславливает отсутствие гарантий обеспечения безопасности от информационных угроз детей, а также защиты их нравственности. Настала пора признать, что Интернет представляет собой сферу повышенной опасности и требует определенных знаний и навыков перед его использованием.

        Очевидно, что Правила безопасности пользования Интернетом должны разрабатываться совместными усилиями высококлассных специалистов: психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов (а при необходимости и иных экспертов). Этот документ целесообразно подготовить в двух самостоятельных частях: для взрослых и для детей. Причем очень важно, чтобы в Правилах для детей не раскрывалась тематика смерти как таковой, не детализировались нюансы трагедий, произошедших по вине «групп смерти», поскольку это может ранить впечатлительную детскую душу, негативно сказаться на их психике. Главная задача детских Правил – сформировать стойкий иммунитет к преступным манипуляциям любой направленности. Правила должны иметь универсальный характер, учитывая тот факт, что «группы смерти» - это только один из вариантов опасного влияния на детей в социальных сетях. Обращаться к детям надо на понятном им языке, с позиции друга и соратника, а не в директивной, учительской форме.

         Вторым пунктом в планируемых мероприятиях видится необходимость совершенствования системы реагирования на сообщения граждан о подозрительном контенте информационно-телекоммуникационных сетей и профилактики возможных противоправных действий с использованием сетей.

  1. Не оставление без внимания аморальных действий в сетях, даже если в них не обнаруживается состав преступления.
  2. Более тщательное выявление причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними противоправных действий, в частности экстремистского характера, а также суицидального поведения. При этом брать во внимание, что организаторы противоправных групп, вовлекающих детей в эти действия прикладывают все усилия, чтобы оставить своё участие в тайне.
  3. Привлекать к профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, а также к противодействию преступности в отношении детей общественные организации, в частности состоящие из православной молодежи.

         Третий шаг должен реализовываться в постоянной деятельности по формированию духовно-нравственного идеала у обучающихся. Сегодня с сожалением можно констатировать снижение авторитета взрослого (родителя, учителя) у несовершеннолетних, а также отсутствие ярко сформированного образа героя, нравственного образца. Результаты исследований демонстрируют, что современные дети чаще восхищаются и хотят быть похожими не на достойных подражания соотечественников, мужественно сражавшихся за свою Родину, православных святых, великих мореплавателей, выдающихся ученых, а на грамотно «раскрученных» артистов, «пропиаренных» блогеров или фантастических героев порой недетских фильмов. Когда среди героев наших дней в первых рядах стоят не имеющие отношения к реальности – «Супер Мэн», «человек-Паук» или блогер Иван Гай, можно смело сказать, что у наших детей нет нравственного идеала для подражания, а в сфере духовно-нравственного воспитания зияет пробел.

        А свойственное подросткам стремление к героизму находит выход в увлечении мнимыми героическими идеями (например, зацепингом) и подражании лже-героям из социальных сетей, в числе которых как раз грамотные манипуляторы сознанием – руководители «групп смерти».

       Полагаю, что деятельность по формированию духовно-нравственного идеала у детей может взять на себя школа и Православная Церковь. Следует отметить, что работа должна бы охватывать 100% обучающихся. В этом направлении огромен потенциал школьного курса «Основы православной культуры», из которого школьники узнают, что, например, князья Александр Невский, Дмитрий Донской – святые, как и былинный герой Илья Муромец.

       Курс «Основы православной культуры» появился в нашей стране именно как социальный заказ общества на нравственное содержание, формирующее нравственный идеал личности, семьи. Так что создание в Калужской области региональной сети муниципальных координаторов преподавания такого содержания можно только приветствовать, потому что этот новый методический ресурс существенно поможет в реализации мероприятий межведомственного взаимодействия по вопросам духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних.

       Как вариант такой работы в образовательных учреждениях можно предложить запуск ежегодного проекта «Мой герой», в рамках которого каждый школьник должен будет подготовить сообщение с презентацией о достойном человеке (святом, ученом, путешественнике, полководце, враче и т.п.) и обосновать свой выбор перед классом. Причем брать одного и того же человека нельзя. Таким образом каждому ученику придется узнать, как минимум, о 20 людях, жизнь которых достойна для подражания. Затем, в классе общим голосованием выбирается герой на представление его перед всей школой. И теперь уже класс, объединив усилия, проводит подготовительную работу: готовит стенгазету в холле школы для всеобщего ознакомления (ведь каждый ученик школы сможет прочитать обо всех достойных людях, чтобы кому-то одному отдать свой голос). И в определенный день каждый класс представляет своего героя на общем собрании, проводится голосование, определяется герой, который целый год будет считаться героем этой школы. Эта трудная и интересная исследовательская работа позволит детям проникнуться жизнью тех людей, которые могут стать нравственным эталоном на всю оставшуюся жизнь.

       В школах, наряду с этим, можно создать интернет-портал «Вечная память» (по аналогии с проектом «Бессмертный полк»), где каждый ученик может выложить фото своего прадеда, прабабушку, воевавших в Великой Отечественной войне, и рассказать о их подвигах и наградах.

      Со стороны Церкви можно организовывать участие священнослужителей во внеклассных мероприятиях и подготовку просветительских проектов, направленных на ознакомление детей с духовными подвигами святых отцов Православной Церкви, в том числе путем театральных и иных постановок с задействованием учащихся школ, как в качестве актеров, так и в качестве зрительской аудитории. Также, возможна организация паломнических поездок по святым местам с классами школ; работа с несовершеннолетними правонарушителями в рамках профилактических бесед сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел совместно со священнослужителями.

Елена Михайловна Тимошина,
криминолог, член Общественного совета при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, кандидат юридических наук

19.10.2017
Делегитимация крымского консенсуса
Конечно, «Матильда» совсем не так страшна, как высмеивание образов Христа и Богоматери, как перформансы в стиле 1920–1930-х, когда взрывали храмы, убивали клир и мирян. Для нашего исторического сознания фильм о трагическом времени русской и мировой истории, названный именем балерины активного поведения, — это всего лишь очередная шалость секулярного сознания
05.10.2017
Разрушение традиционных семейных ценностей как угроза российской государственности
Рождение традиционной православной семьи во все исторические времена предполагало наличие общей обязанности друг к другу, наличие чистой и трезвой любви, живое содействие друг другу
02.10.2017
…Если будет Россия, значит, буду и я
Искреннее проявление любви к родине, со стороны выглядит странно, наивно или неуместно. А кому-то покажется фальшивым

Актуальное

Х Ольгинские чтения «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. История. Культура. Образование» | МОО «Союз православных женщин»
Х Ольгинские чтения «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. История. Культура. Образование»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2016 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2016 год
Итоговый документ XXV Международных Рождественских образовательных чтений | МОО «Союз православных женщин»
Итоговый документ XXV Международных Рождественских образовательных чтений
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
9
10
11
12
13
14
15
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Октябрь 2017