Государственная икона

Беседа с председателем правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, сопредседателем Правления МОО «Союз православных женщин» Галиной Ананьиной

 Дорогая Галина Васильевна, мы с Вами сейчас переживаем волнующее время  столетие явления иконы Державной Божией Матери, непосредственно связанное с ним насильственное отстранение от власти нашего императора Николая II. Хотелось бы в этом разговоре постараться затронуть наиболее важные вехи этих ключевых для нашей российской и международной истории событий. Как Вы считаете, прошли основные празднования столетия явления иконы Державной Божией Матери, достаточно ли мы внимательно подошли к нему в России?

 Этот год особый в истории нашей страны. Мы отмечаем 100-летие революций в России, 100-летие поместного Собора и восстановление патриаршества в России и 100-летие обретения иконы Державной Божией Матери.

15 (2 по ст. ст.) марта мы отметили 100-летие явления чудотворного образа иконы Державной Божией Матери, последней чудотворной иконы, явленной в России.

Историей иконы Державной Божией Матери я занимаюсь давно. В начале 2000-х годов я начала писать книгу «Женский образ России», посвященную исторической традиции изображения в государственной и художественной символике образа аллегорической фигуры женщины с атрибутами государственной власти. Мы можем его видеть на памятнике «Тысячелетие России» 1862 года в Великом Новгороде, коленопреклоненная Россия в скульптуре «Россия» Николая Лаверецкого  1896 год, отлитой к коронации Императора Николая II с начертанием слов «Боже, Царя храни». Второй экземпляр скульптуры предназначался для выставки в Нижнем Новгороде со словами «Спаси и сохрани Россию». Сегодня копия скульптуры «Россия» находится в Екатерининском зале Московского Кремля  в резиденции Президента Российской Федерации.

С правления Императора Петра I на документах, на многих памятных медалях, на денежных купюрах, плакатах, открытках стали изображать женский образ России, но обязательно с символами государственной власти  шапка Мономаха или корона Российской Империи, скипетр и держава, двуглавый орел на ее щите, меч, то есть такой собирательный образ России.

Одна глава моей книги была посвящена Богородичным иконам, так как Россия находится под Покровом Божией Матери. Я никак не могла поставить точку, сделать какое-то заключение в этом издании. У меня очень много воспоминаний об иконах, о том, как они приходили к людям. Однажды в тонком сне явилась мне икона. Красивая, величественная, безмолвная, она стояла почти на всю комнату. Божественно красивый образ Богородицы в красном одеянии. Этот цвет настолько был глубоким и ярко алым, что он просто впечатывался в сознание. Мне абсолютно ничего не было сказано. Было только несколько секунд или минут для того, чтобы я этот образ запечатлела в памяти. Потом, пребывая в некотором оцепенении, я вспоминаю, что наверху живет иконописец, бегу к нему: «Игорь, покажи мне, какие есть иконы Богородицы. Увиденной иконы я не знала». Начинаю листать альбомы и нахожу эту икону, читаю «Икона Державная Божия Матерь». Тогда она уже пребывала в Коломенском. Я узнала, где она и поехала туда. Так получилось, что в первый раз, когда я приехала, храм был закрыт. Три раза меня испытывала Богородица, хватит ли моих сил дойти. И когда в третий раз я взяла свечу и пошла туда, дрожа, что я увижу, увидела тот образ, только он был более яркий.

Вышли два моих издания о ее явлении с акафистом по благословению Патриарха Алексея II и Патриарха Кирилла. Одно было к 90-летию обретения иконы, второе  к 25-летию второго обретения иконы. Тогда казалось, что 100-летие где-то еще далеко впереди. И думалось, какой будет масштаб празднования этого события.

В 2007 году, в год 90-летия обретения иконы, произошло величайшее событие  восстановление канонического единства Русской Православной Церкви. На подписании акта о воссоединении присутствовали митрополит Лавр, Патриарх Алексий II и Президент Российской Федерации В. В. Путин. Мы знаем, что именно икона Державной Божией Матери в сопровождении делегации Московской Патриархии была принесена в США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Великобританию, Францию, где освящала собой торжества. Перед Святыней молились братья и сестры по вере. Этому же событию был посвящен крестный ход «Под звездой Богородицы»  с восемью лучами, с восемью Державными иконами (основные иконы были освящены в Коломенском Патриархом Алексием II). Подобного крестного хода вспомнить в наше время невозможно. Его по праву называют Крестным ходом всея Руси.

Что касается торжественного празднования 100-летия обретения иконы Державной Божией Матери, то оно было более скромным и тихим. Видимо, так и должно быть в Великий Пост. В Казанской церкви в Коломенском Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию. Праздничные службы прошли во многих храмах. Был крестный ход 15 марта на станции Дно (в Пскове). Община Храма Христа Спасителя с иконой Державной крестным ходом объехала Москву по МКАДу. 17 марта прошел крестный ход в Коломенском, где участвовала ваша редакционная икона, мироточивая. С ней обошли Храм Вознесения Господня и был отслужен молебен в храме у чудотворной иконы. Храм обошли именно там, где в подклете икона была обретена. Крестные ходы прошли в нескольких городах  Краснодаре, Орле и др. Очень много было особых служб в Екатеринбурге, в Пскове, то есть фактически там, где эти иконы почитаемы. Прошло несколько научных конференций, была открыта выставка «Державная заступница России» в музее-заповеднике Коломенское.

Сейчас я готовлю новое издание «Под Державным покровом. История народного почитания» к 100-летию обретения иконы Державной Божией Матери, которое планируется издать к концу года. Эта книга вызвана к жизни не только юбилейной датой, а огромным народным почитанием иконы Державной Божией Матери. Икона Державной Божией Матери сегодня есть во многих храмах. В ее честь возводят храмы, монастыри, часовни, освящают приделы. Только в России их более 70-ти.

Я не просто так сказала 70, я думаю, что такие службы были везде, но очень тихо. Просто хочу сказать, что очень тихо ее возвращали в Коломенское. Накануне дня святого Владимира. Без речей, с маленьким крестным ходом. Она тихо входила в храм и тихо входила в нашу жизнь, но потом мы увидели, что это оказалось столь значимо и абсолютно понятно, что по прошествии времени это народное почитание. Святые и святыни могут почивать и 100, и 200, и 300 лет, как произошло с Евдокией Московской, и возвращаются к широкому почитанию, когда они очень нужны. Я думаю, что сегодня икона Державная очень нужна, и то почитание ее нашим народом, начиная с 90-х годов по всей России, Белоруссии, Украине и даже Франции не случайно.

 С этим связано очень много чудес, которые мы или не знаем, или которые редко вспоминаем. Основное чудо, которое у всех на глазах  это воссоздание Храма Христа Спасителя. Я вспоминаю начало 90-х, когда еще действовал бассейн «Москва» и группа единомышленников во главе с известным скульптором Владимиром Мокроусовым создали общину, которую назвали общиной храма Христа Спасителя и построили небольшой навес, его можно назвать сенью. Там был образ иконы Державной Божией Матери и постоянно читался акафист Державной Божией Матери. Прошло 5 лет и был воссоздан из небытия Храм Христа Спасителя. Я помню, как в 1992 году, я тогда еще работал в газете «Правда», эта тема меня очень глубоко взволновала и я подготовил специальный выпуск газеты «Правда», который так и назывался «Храм Христа Спасителя», и Святейший Патриарх Алексей написал краткую вступительную статью к этому выпуску газеты, где он говорил о том, что возможно, когда-то наши потомки возродят этот храм. А через пять лет он уже стоял. Это разве не чудо?

 Думаю, что мы особо должны с Вами вспомнить 1988 год. Это год 1000-летия Крещения Руси. И именно в этот год чудесным промыслом митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим забирает икону Державную из Исторического музея. Эта икона была забрана под выставочный проект 1000-летия Крещения Руси и была передана в Издательский отдел Московской Патриархии, который он тогда возглавлял, и два года находилась там. Только в 1990 году по благословению и просьбе Патриарха Алексия II она была передана в Коломенское в храм иконы Казанской Божией Матери, потому что храм Вознесения тогда не действовал.

С возвращения иконы Державной мы видим события, которые стали происходить после 1990 года. Это распад Советского Союза, восстановление монастырей и церквей, и особо нужно сказать о Храме Христа Спасителя, который восстанавливался по молитвам Державной Божией Матери.

Вы вспомнили Владимира Петровича Мокроусова, можно назвать много достойных имен, простых православных людей, которые ходили крестными ходами и читали акафист иконе Державной. И в очень короткий срок был восстановлен Храм Христа Спасителя, ныне главный кафедральный Собор Русской Православной Церкви. Но вот Храм стоит, и какая сила молитвы, какая сила у иконы Державной. Именно у той, у которой держава и скипетр в руках. Даже в одно время звучали предложения, о том, что икона Державная  это государственная икона и хорошо бы, чтобы в кабинете каждого чиновника она висела. Я опять возвращаюсь к образу России, где под ее рукой и щитом с двуглавым орлом, как раз скипетр и держава.

У меня такое впечатление, что Богородица Державная смотрит за нами. Ситуация в стране и в мире очень сложная и можно сказать только одно, что молитва ей должна быть усилена.

Мы переживаем сложный период. Казалось, что к 100-летию трагических событий в истории России, должно быть общее примирение. Но, к сожалению, мы пришли к разности мнений. Самое главное, что должна быть сделана оценка событий февраля и октября 1917 года для России.

Я вспоминаю митрополита Нестора, которого арестовывают в 1917 году за его издание «Расстрелянный Кремль», первых новомучеников, фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе о годах репрессий. Я смотрела его на широком экране, помню реакцию людей: когда зажгли свет и никто не мог встать с места. У всех была реакция оцепенения и чувство: не дай Бог, чтобы это повторилось. Сегодня, замалчивать такие вещи неправильно. Я думаю, что и следующий год очень сложный, серьезный  это 100-летие расстрела Царской семьи.

Мы отмечаем столетия таких сложных дат для государства, для всех нас, а этот год назвали Годом экологии. Это не совсем правильно. Экология  важно, но пусть она будет не в этот год, потому что все-таки он исторический, он памятный и определяющий для будущего, так же как и следующий год. Бояться своей истории, своих трагедий нельзя, также как нельзя приукрашивать.

 Галина Васильевна, мы люди православные и понимаем всю важность этих событий. На 90-летие явления Державной иконы Божией Матери, когда мы дерзнули связать место обретения иконы и место отречения императора Николая II, те события, которые произошли на станции Дно, о многом заставили задуматься. Во-первых, чудесным образом, не предупреждая и не согласовывая ни с кем привезли четырехметровый покаянный крест и установили его на месте стоянки царского поезда. И во время молебна замироточили Державные иконы, а с портрета императора, из глаз ручейками начали стекать слезы. Это, конечно, всех потрясло тогда. Я об этом рассказал Святейшему Патриарху Алексею на литургии в Коломенском, когда преподнес ему продолжавший мироточить образ Державной иконы Божией Матери.

И вот совсем недавно, спустя десять лет, когда мы побывали на станции Дно, мы увидели продолжение этого действия. По благословению митрополита Евсевия и Святейшего Патриарха Кирилла был заложен на станции Дно храм царя-мученика. Как мне кажется, это продолжение: поставлен крест и через 10 лет заложен храм, который обещают к столетию печальных событий 1918 года уже построить. Владыка Евсевий на молебне основания храма говорил о том, это должно быть общим народным делом. Я думаю, наверное, и элементом нашего народного покаяния, потому что, к сожалению, народ не только не знает о явлении Державной иконы, но и не понимает, почему мы должны каяться в грехе цареубийства.

 Абсолютно с Вами согласна, что многие говорили в последние годы и о покаянном молитвенном стоянии, о покаянном крестном ходе. Сегодня мы наблюдаем ежегодный многотысячный Царский крестный ход в Екатеринбурге. Это уже говорит о многом, но, конечно, хотелось бы всеобщего покаяния, Сегодня мы, к сожалению, с разными мнениями, с разным отношением даже к Императору, и к его канонизации. Тогда, во Пскове, произошло не просто вынужденное отречение. Там фактически был сменен государственный строй. Мы пошли другим путем. Тот путь, который был выбран, те первые годы и те страдания, те муки, которые понес наш народ и наша Русская Православная Церковь, конечно, настолько велики и настолько безбожны, что, предавая Царя, никто даже представить не мог, что будущее очень многих будет столь печальным. Кто-то войдет в сонм новомучеников, кто-то будет расстрелян, о ком-то забудут.

В этом году 15 марта на станции Дно был заложен камень в основание будущего Царского Храма, посвященного Николаю II. Было бы очень хорошо через газету «Русь Державная» призвать, попросить людей жертвовать на свой кирпичик в строительстве этого храма. Всегда в России была важна сопричастность. На народные деньги возводились памятники «Тысячелетие России», памятник Минину и Пожарскому, первый Храм Христа Спасителя и другие.

Можно попросить митрополита Псковского Евсевия, чтобы был создан синодик с именами жертвователей и благотворителей Царского Храма. Это и будет нашей сопричастностью и общим покаянием за расстрел Царской семьи и судьбу России. Думаю, к призыву «Руси Державной» можно подключить и другие православные СМИ.

Беседовал Андрей Печерский, «Русь Державная»

*       *       *

Пожертвование на строительство Храма царственных мучеников на станции Дно

Дорогие братья и сестры!

Всем миром примем участие в возведении храма в честь святого мученика Русского царя Николая II и его семьи.

Это будет актом нашего покаяния, памяти и любви к Отечеству.

РЕКВИЗИТЫ
АНО социально-культурного развития населения «Малая Родина».
Банк получателя:
Полное наименование: Псковский региональный филиал Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк»
Cокращённое наименование: Псковский РФ АО «Россельхозбанк»
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН): 1027700342890
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): 7725114488
Банковский идентификационный код (БИК): 045805772
Местонахождение (почтовый адрес) Банка: улица Космонавтов, дом 26А, г. Дно, Псковская область, Российская Федерация, 182670
Платёжные реквизиты: Корреспондентский счет 30101810900000000772
в Отделении Псков г. Псков,
БИК 045805772, ИНН/КПП 7725114488/602743001, ОКОНХ 96120
Для зачисления
расчетный счет
40703810568040000002
Внимание! Обязательно необходимо указывать назначение платежа: «Пожертвование на строительство Храма царственных мучеников».
Получатель: АНО социально-культурного развития населения «Малая Родина»
ИНН 6005003817.

Директор фонда  Деева Диана Александровна  8-953-234-66-33.

07.06.2017
Нина Жукова: Только в единстве Беларусь и Россия смогут противостоять угрозам
Нина Борисовна Жукова поделилась воспоминаниями о создании Союзного государства и рассказала о высокой награде Русской Православной Церкви, которой была недавно награждена Святейшим Патриархом Кириллом
05.06.2017
Ход конем: Чем Анна Кузнецова помешала российским родителям?
Детский омбудсмен Анна Кузнецова стала объектом недовольства ряда российских общественников, которые позиционируют себя ни много ни мало как представители родителей всей страны. Однако не все общественные организации, защищающие права родителей и детей, согласны с их мнением. Что на самом деле скрывается за нападками в адрес Анны Кузнецовой? Какие общественники пытаются добиться ее отставки? Об этом читайте в новом расследовании РИА Регионы России
04.05.2017
Актуальные аспекты защиты детей от информационных угроз
Актуальные аспекты защиты детей от информационных угроз (выступление с содокладом на заседании Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. 24 апреля 2017 г., г. Калуга)

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2016 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2016 год
Итоговый документ XXV Международных Рождественских образовательных чтений | МОО «Союз православных женщин»
Итоговый документ XXV Международных Рождественских образовательных чтений
Детские рассказы и рисунки о семье | МОО «Союз православных женщин»
Детские рассказы и рисунки о семье
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Июнь 2017