Под Державным покровом

В этом году Русская Православная Церковь отмечает 100-летие явления чудотворной иконы Божией Матери «Державная». Она была обретена в 2(15) марта 1917 года в день отречения от власти императора Николая II и совпало с датой падения самодержавия в России. В сознании русского народа эти два события были связаны друг с другом и считалось, что Божия Матерь взяла Россию под свой покров. Поэтому списки с «Державным» образом Пречистой быстро разошлись по храмам всей страны, а затем и храмам русского зарубежья. С этим образом также связано возрождение Православия в нашей стране и воссоединение двух ветвей Русской Православной Церкви.

Обретение святыни

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Пресвятой Богородицы особое место занимает одна из главных святынь современной России  икона Божией Матери «Державная».

Свой образ Божия Матерь явила русскому народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-страстотерпца Николая II. Икону обрели в церкви Вознесения Господня в Коломенском  вотчине русских царей. Свидетельством о явлении Державной иконы стало «Сказание», написанное священником, служившим в то время в Вознесенской церкви Николаем Лихачевым, и опубликованное в журнале «Душеполезный собеседник»(1). В наше время в журнале «Отечественные архивы»(2) были опубликованы два ценнейших документа  свидетельства обретения иконы. Первый  это записи самой крестьянки Е. И. Андриановой, сделанные московским мещанином И. Д. Покровским в марте 1917 г. и опубликованные в журнале «Отечественные архивы»  1 за 2004 год. А второй  отрывок из протокола заседания Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества об обследовании найденной иконы (дата: 21 июля 1917 г.).

На основании всех трех источников можно утверждать, что крестьянке Бронницкого уезда, Жировинской волости, деревни Починок Евдокии Ивановне Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, в двух снах было сказано о пребывании в селе Коломенском некой иконы Богородицы, которую нужно найти и вернуть Церкви для почитания.

Так, 13 февраля Евдокия Андрианова во сне слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний воли Божией, и спустя две недели, 26 февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Евдокии Андриановой приснилась белая церковь и в ней величественно восседающая Жена, в Которой сердцем она признала и почувствовала Царицу Небесную.

2 марта Евдокия Ивановна отправилась в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь. Настоятелем церкви Вознесения был священник Николай Лихачёв.

Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находившиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в храм, отец Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах и в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая старая узкая черная икона.

Когда ее промыли, открылось изображение восседающей на троне Богоматери с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире (красный  цвет мученичества и возрождения, цвет Крови Христа, символ страдания и Божественного огня), с короной на главе, скипетром и державой в руках,  с чем и связано название иконы  «Державная». Лик Богоматери был необычайно строг и имел царственный вид.

Евдокия Ивановна с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося отца Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

После явления образа Богоматери «Державная» Вознесенский женский монастырь в Кремле по записям в своих книгах установил, что икона прежде принадлежала ему. В 1812 году перед нашествием Наполеона, в числе других, её передали в Вознесенскую церковь села Коломенского, где и пребывала до её обретения.

Народное почитание

О случившемся сообщили митрополиту Тихону  будущему Патриарху Московскому и всея Руси. Он благословил составить «акафист акафистов» Божией Матери в честь иконы Ее «Державная», собранный по частицам из акафистов другим чудотворным образам Богородицы, явленным в России. Были написаны также два канона (один из них, как и акафист, с участием святителя Тихона) и молитвы перед «Державной» иконой Божией Матери.

Слух о вновь обретенной иконе быстро распространился по всей округе и в Москве. В храм Вознесения стали стекаться богомольцы, в своих молитвах возлагая всю надежду, в эти смутные для России дни, на благодатную помощь Царицы Небесной.

В 19171918 годах икону выносят в московские храмы и монастыри, где перед нею служат молебны.

В 1929 году в «Сергиевских листках» (эмигрантское издание в Париже) описано прибытие Державной иконы Божией Матери в МарфоМариинскую обитель в Москве, где икона была встречена великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами с большим торжеством.

8 февраля 1918 года в храме Богоявления Господня в Елохове, куда накануне из села Коломенское была принесена с крестным ходом новоявленная чудотворная икона Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон совершил литургию в сослужении архиепископа Коломенского Иосифа (Каллистова) и епископа Камчатского Нестора.

19 марта Святейший Патриарх Тихон вместе с епископом Серпуховским Арсением (Жидановским) и епископом Нестором совершил литургию в церкви Великомученицы Ирины в Покровском в присутствии нескольких тысяч богомольцев, а 2 апреля образ был перенесен в храм Св. Иоанна Предтечи в Переяславской слободе.

С радостным страхом и покаянным трепетом начал русский народ молиться перед Державной иконой Божией Матери по всей России, а сама икона в бесчисленных копиях стала украшать русские храмы.

Так 2 марта 1922 года всенощную службу по случаю празднования иконы Божией матери «Державная» в Иоанно-Предтеченской церкви Петрограда провел епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии Алексий Симанский (будущий Патриарх Алексий I).

Особо хотелось отметить почитание иконы русскими эмигрантами. Так, по воспоминаниям митрополита Евлогия Георгиевского «Путь моей жизни» в 1926 году во Франции в г. Шавиль была открыта церковь во имя Державной Божией Матери, для которой была написана копия этой иконы. А в 1935 году был построен новый храм, существующий до сих пор. Богомольцы стали приезжать из Медона, Климара и Парижа.

В 1932 году на юге Франции в Ницце, стараниями благочестивых людей был устроен домовой храм в честь иконы Божией Матери «Державная», принятый под окормление РПЦ Московского Патриархата.

Устроителями храма стали отставной кавалергардский полковник, бывший член Государственной Думы и Государственного Совета, один из лидеров Всероссийского национального союза Федор Николаевич Безак, его супруга  Елена Николаевна Безак, бывшая фрейлина императрицы Марии Федоровны и царский поэт Сергей Сергеевич Бехтеев, который до конца своих дней оставался ктитором этого храма. На его средства и его трудами были устроены два иконостаса Державной иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, а также Царские Врата. В 1934 году С. С. Бехтеев написал известное стихотворение «Перед твоей Державной иконой».

В начале 1949 года была создана домовая церковь во имя Державной Божией Матери в Марракеше, приписанная к приходу в Касабланке (Марокко).

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь, новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая православных верующих. Известен случай, когда по молитвам к Божией Матери в день празднования Державной иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, который особо чтил Державный образ Владычицы и до ареста часто по воскресеньям приходил со своим хором и прихожанами в Коломенское петь перед нею акафист.

В десятках списках образ Державной иконы Божией Матери распространился по стране. Прошло несколько лет, и жесточайшие гонения обрушились на почитателей иконы. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы, а копии образа изъяты из всех церквей.

Теперь документально установлено, что после прекращения богослужений в храме Вознесения Господня в Коломенском икона вместе со всеми другими образами была помещена в хранилище филиала Государственного исторического музея «Село Коломенское» обезглавленную церковь во имя великомученика Георгия Победоносца). 12 августа 1929 года икону передали в основное хранилище Государственного исторического музея на Красной площади.

Много лет русская православная святыня находилась в музейных запасниках. Ее перемещение отражено в Книге поступлений Государственного исторического музея. Затем икону поместили в хранилище экспонатов отдела изобразительного искусства.

Второе обретение Державной иконы Божией Матери

В год празднования 1000-летия Крещения Руси, 15 апреля 1988 года, по просьбе заведующего Издательским отделом МП митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) образ был передан на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии. Здесь святыня пребывала два года в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Перед этим образом в 1988 году молился Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Затем в соответствии с постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону решено было перенести в село Коломенское.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское, в один из древних почитаемых Московских храмов  Казанской иконы Божией Матери XVII века.

Так состоялось второе обретение Русской Православной Церковью Державного образа Пресвятой Богородицы.

Мироточивый список

Наступило время, когда люди, у которых хранились списки Державной иконы, приносили их в храмы. Весной 1991 года в Москве произошло еще одно чудесное событие. Его свидетелями стали клир и прихожане храма Святителя Николая в Николо-Перервинской обители. В четверг Светлой седмицы настоятелю Никольского храма протоирею Владимиру Чувикину кто-то принес в храм старинную икону Божией Матери «Державная». Лик Богородицы был написан на лазурном, небесном фоне. На главе  венец, на нем  крест. В руках у Царицы Небесной была держава с крестом.

В течение некоторого времени икона благоухала и источала миро, о чем свидетельствуют многие очевидцы и настоятель храма отец Владимир. С того времени в день празднования иконы Державной Божией Матери, ставший в обители почти храмовым праздником, перед иконой поется акафист, а несколько позже установилась традиция и совершать крестный ход с образом вокруг обители. Характерно, что после того, как икону первый раз пронесли крестным ходом, ее потемневшее изображение просветлело.

В 1992 году был обретен чтимый образ иконы Божией Матери «Державная» в Свято-Николаевском кафедральном соборе Алчевска Луганской епархии. В этом же году 15 марта в Воскресенский кафедральный собор г. Твери был передан образ Божией Матери «Державная». В советское время икона использовалась в качестве двери в хлеву. Сегодня икона отреставрирована, благоукрашена золотом, серебром, драгоценными камнями и после реставрации Тверского Спасо-Преображенского собора планируется передать ее туда.

В 1995 году еще одна старинный список иконы Державной был передан в Домовой храм святой мученицы Татианы. Это также произошло 15 марта.

Храмостроительство

Особая история  это строительство храмов в честь иконы Державной.
В 1988 году старец Николай Гурьянов благословил строительство Свято-Державного Димитровского собора в г. Гдове, сделав первый взнос и подарив икону «Державную» из своего иконостаса.

Возрождение взорванного 5 декабря 1931 года Храма Христа Спасителя началось с чтения Акафистов Державной иконе Божией Матери во временной малой часовенке-навесе в ее честь рядом с местом, где затем был построен собор.

5 декабря 1990 года на Волхонке был торжественно установлен гранитный закладной камень с изображением иконы Державной (автор В. Мокроусов) часовни во имя Державной Божией Матери  предтечи Храма Христа Спасителя. В 1995 году был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Державной (автор проекта А. Оболенский)  предтечи Храма Христа Спасителя, в котором служили первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный храм  главный кафедральный собор страны  был восстановлен в кратчайшие сроки.

Воссоединение Русской Церкви

Икона Богородицы «Державная» стала символом объединения Русской Православной Церкви Заграницей.

В 2007 году, в год празднования 90-летия обретения чудотворной Державной иконы Божией Матери, произошло величайшее событие  восстановление канонического единства Русской Православной Церкви.

Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Русской Православной Зарубежной Церкви США, Канады, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Франции для участия в торжествах по случаю восстановления канонического единства.

Везде икону встречали с благоговением. Перед святыней молились братья и сестры по вере, за сильную Церковь и сильную Россию.

В марте 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил проведение Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной воссоединению Русской Православной Церкви.

Основу Программы составляли восемь крестных ходов, проводимых в период с 20 мая 2007 по 8 июня 2008 гг. продолжительностью 385 дней. Крестные ходы, символизируя собой восемь окончаний Звезды Богородицы, прошли по сходящимся к Москве направлениям.

С мая 2007 года участники программы крестных ходов преодолели пешком более 30 тысяч километров по всем федеральным округам России: Дальневосточному, Сибирскому, Уральскому, Приволжскому, Северо-Западному, Южному, Центральному Федеральным округам России, а также по 10 областям и автономной Республике Крым Украины и 4 областям Белоруссии.

В 2015 году в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства в рамках выставки «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе» Державная икона Божией Матери была на церемонии открытия, которую возглавили Президент Российской Федерации В. В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл. Они поставили у чудотворного образа свечи и поклонились святыне.

27 января 2017 года в рамках юбилейных XXV Международных Рождественских образовательных чтений «19172017. Уроки столетия» в пресс-центре Храма Христа Спасителя состоялась научно-практическая конференция «Россия под Державным Покровом».

В работе конференции деятельное участие принял архиепископ Женевский и Западно-Европейский РПЦЗ Михаил, поделившийся своими воспоминаниями о встрече иконы Державной в 2007 г. в Женеве, а также об участии в благословении Крестного хода «Под звездой Богородицы».

Протоиерей отец Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери посёлка Кратово Раменского района г. Жуковского, Московской области, в своем выступлении назвал 100-летие явления Державной иконы Божией Матери главным событием 2017 года.

Организаторами конференции выступили: Международная общественная организация «Союз православных женщин», Женское православно-патриотическое общество, Научно-издательский центр «Наука и Слово», при поддержке газеты «Русь Державная».

Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году стало важнейшим событием в истории России начала XX века, предтечей восстановления Патриаршества в Русской Церкви и избрания Московского митрополита Тихона Патриархом Московским и всея Руси, а ее второе обретение в конце XX века в 1988 г. в год 1000-летия Крещения Руси связано с началом церковного возрождения в нашей стране.

Промыслом Божиим икона не была уничтожена и вновь явила себя народу в сложный период истории нашей страны и Церкви для укрепления надеждой на благодатную помощь и заступничество Царицы Небесной.

Сегодня во многих храмах страны и ближнего зарубежья есть иконы Державной Божией Матери. Только в России построено в ее честь более 70 храмов и часовен, в частности, в Москве, С.-Петербурге, в Еврейской области, в Республиках Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Бурятия др. Кроме того, храмы и часовни освящены в честь Державной иконы Божией Матери на Украине, в Белоруссии, Франции (Шавиль) и Америке (приход в Манхэттене).

1.«Душеполезный собеседник», октябрь 1917 г. Ежемесячный журнал, издававшийся в 18881918 гг. в Москве афонским Русским вмч. Пантелеимона монастырем.

2.«Отечественные архивы»,  1, 2004 г. Журнал Федерального архивного агентства России. Издается с 1923 года, несколько раз менял свое название.

Ананьина Г.В., сопредседатель МОО «Союз православных женщин», президент Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук

03.08.2017
«Культурные» надзиратели и права верующих
Религиозная общественность озабочена и дезориентирована. Она вновь почувствовала на себе давление со стороны ряда политических игроков, которые пытаются, используя сезон отпусков и естественную летнюю расслабленность российского политикума, протолкнуть к принятию на законодательном уровне новую порцию дискриминационных антирелигиозных норм
17.07.2017
«Не судите, да не судимы будете»
17-18 июля 2017 года не только православные люди Алапаевска и Екатеринбурга будут отмечать крестными ходами, конференциями «царские дни». На трагические события тех дней откликаются сегодня тысячи неравнодушных людей не только в России, но и за рубежом
10.07.2017
«Три события из памяти… на всю оставшуюся жизнь…»
Память. Какое значение имеет это слово и слово ли это — «память», и как каждый из нас понимает и принимает для себя «память»

Актуальное

Х Ольгинские чтения «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. История. Культура. Образование» | МОО «Союз православных женщин»
Х Ольгинские чтения «Духовное наследие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. История. Культура. Образование»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2016 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2016 год
Итоговый документ XXV Международных Рождественских образовательных чтений | МОО «Союз православных женщин»
Итоговый документ XXV Международных Рождественских образовательных чтений
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
 
Март 2013