Соборность и патриотизм — духовные скрепы современной Земской школы

Обращаясь к истокам русской философской мысли, сравнивая Россию и Запад, великий русский мыслитель А. С. Хомяков вводит термин «соборность», которую рассматривает как способ общественной жизни, который исключает принуждение, соборность имеет «в основе идею уполномоченности, но является противоположенностью демократии». «Три обмана демократии  это плюрализм, толерантность, неосновательное объявление власти большинства». А также, «в натуре русских лежит что-то, что делает русских первым настоящим христианским народом. Русские  единственные на земле христиане, впервые эту религию понявшие».

Выдающийся русский мыслитель и педагог К. Д. Ушинский, стремившийся повернуть русскую школу к православной духовности, к исконным национальным задачам, ставил одной из основных целей сделать русские школы русскими, т. е. вернуть образование к важнейшей цели: воспитывать новое поколение так, чтобы основная задача воспроизводства духовного потенциала нации могла быть успешно решена.

Иван Александрович Ильин писал: «Быть русским значит не только говорить по-русски. Мы, русские люди, призваны не только знать историю своего отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный духовный лик. Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства».

Это воззрение выражал всегда и Суворов, выдвигая идею русского воина, сражающегося за дело Божье. На этом воззрении воспитывались целые поколения русских людей  и тех, что сражались за Россию, и тех, что освобождали крестьян от крепостного права (на основах, не осуществленных нигде в мире, кроме России), и тех, что создавали русское земство, русский суд и русскую школу предреволюционного периода. Поэтому верить в Россию по Ф. И. Тютчеву, это значит принимать эти глубокие и великие традиции. Русский народ доказал свою способность к государственной организации и хозяйственному освоению, политически и экономически объединив одну шестую часть земной поверхности. Истинный патриотизм  это любовь к Родине не на словах, а в поступках. И в этом контексте трудно переоценить значение воспитательной работы школы в формировании именно такого, истинного патриотизма подрастающего поколения.

В этом году Земской гимназии г. Балашихи исполняется 25 лет. В начале 90-х годов идеи создания таких школ были поддержаны выдающимися деятелями науки, культуры, образования: А. И. Солженицыным, народным артистом М. И. Ножкиным, скульптором В. М. Клыковым, академиком Г. А. Ягодиным, писателем В. Н. Крупиным, композитором Г. А. Струве, интеллигенцией, родителями и педагогами нашего города.

Для Земской гимназии соборность  это организация жизнедеятельности, которая наряду с патриотизмом и возрождением русских традиций была положена в основу работы новой школы. При реализации этих принципов мы в первую очередь опирались на гуманитарные науки, а цивилизационные основания Русского мира становились для нас главными ориентирами в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанием для их приобщения к истокам русской культуры. Так огромное значение для духовно-нравственного воспитания школьников имеют изучение курсов «История Отечества», «Русская литература», «Русское искусство», «Народные ремесла и промыслы», " Духовное краеведение Подмосковья», «Русское речевое общение», «Русские традиции и фольклор».

Это позволяет ученикам лучше понять своеобразие менталитета русского народа, раскрывает истинно духовные ценности в культурном наследии России. Всё это в большей степени способствует формированию мировоззрения школьников их патриотическому воспитанию и развитию национального самосознания личности, что, в конечном счёте, реализуется в конкретные дела на благо Родины.

В настоящее время Земская гимназия представляет собой образовательное частно-муниципальное партнерство, в котором все три ступени образования (начальное, основное, общее) сохраняют программную и концептуальную преемственность, работают в режиме самоорганизации, самоуправления и саморазвития  неотъемлемых условий земского устройства.

На принципах соборности, и в первую очередь ее православной составляющей, в Земской гимназии выстроен весь образовательный процесс, что касается не только собственно учебных и воспитательных программ, но и таких, казалось бы, второстепенных элементов, как интерьер, организация питания, внешний вид учащихся и педагогов.

В основе структуры управления гимназии лежит земский принцип представительства в Гимназической думе от всех советов (учредителей, попечителей, родителей, учащихся, педагогов и администрации гимназии). Решения в гимназической Думе принимаются в процессе согласовательной процедуры по достижении единого мнения и обязательны для исполнения другими Советам. Принцип «согласование» вообще является ключевым в процессе управления в земской гимназии, что способствует его эффективности, а также создает условия и психологическую атмосферу для бесконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Особенно важно представительство гимназистов, которые активно участвуют в решении вопросов, входящих в сферу компетенции учащихся земской гимназии. Гимназическая Дума  формирование единого учебно-воспитательного пространства Семья  Школа.

Ещё один важный компонент  здоровье учащихся (духовное, психическое, интеллектуальное), которое является показателем и критерием эффективности и результативности педагогического процесса. Земская модель гимназии позволила включить в программу здоровье, составляющими которой являются: раздельно  параллельное обучение мальчиков и девочек, работа за конторкой, письмо перьевой ручкой.

Положительными факторами поло-личностного разделения классов явилось повышение мотивации к учебе, создание благоприятной однородной психологической среды в классном коллективе, учитывающей общность интересов и сходность стереотипов поведения. Раздельное обучение позволяет в мужском классном коллективе создать атмосферу здорового соревнования, достижения успехов в учебе. Для мальчиков наиболее подходит принцип не простого решения задачи, а поиска иных, нетривиальных подходов к её решению, не добросовестного изложения выученного по учебнику, а представления собственного взгляда на предмет или событие.

При раздельно-параллельном обучении дети общаются на переменах, в трапезной, на уроках танцев, в кружках по интересам, на занятиях в театральной студии, во время внеклассных мероприятий (экскурсий, посещение театров, музеев) мальчики и девочки находятся вместе  проходят нормальный опыт социализации, преодолевая проблемы традиционных раздельных школ.

Наш опыт реализации показывает, что поло-личностное разделение учащихся в 1-9-х классах, продолжает традиции русской школы, целесообразно и эффективно в отношении качества педагогического процесса и его результатов.

Существующие школьные программы, методики преподавания и оценки знаний в основном ориентированы на «женский» тип сознания. Учителя-предметники гимназии учитывают: в каком классе мальчиков или девочек им предстоит провести урок. Поскольку родительские собрания в гимназии ведутся родителями, то если в гимназии обучается мальчик, на собрании обязательно должен присутствовать отец. Также созданы советы отцов гимназии из представителей всех классов.

Раздельное обучение позволяет более эффективно реализовывать в том числе и программы патриотического воспитания. Не даром один из девизов нашей школы звучит как: «Сохраним в мальчиках мужество  будет у нас крепкий народ. Сохраним в девочках целомудрие  будет у нас крепкая семья».

Закончить свое выступление мне хотелось бы еще одной цитатой из И. А. Ильина: «Любовь к национальной России, чувство ответственности за всё, что в ней совершается, и чувство собственного достоинства, чувство чести  это три главных источника, которым и в будущем суждено строить новую Россию, питая её правосознание и созидая её духовную культуру».

Кравченко Галина Викторовна,
директор Земской гимназии,
Почетный работник общего образования РФ,
кандидат педагогических наук
(г. Балашиха, Московская область)

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
 
Ноябрь 2016