Борьба за власть или Служение: к истории женской благотворительности

Борьба за власть или Служение: к истории женской благотворительности

Мы как церковь провозглашаем и ближним, и дальним, и всему миру:
другого пути для развития мира, цивилизации, общества,
как закон любви и проистекающих из любви
солидарности, поддержки, гармонии, мира,  нет.

/Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл/

«Происходящий на наших глазах подрыв нравственной основы человеческого бытия грозит расчеловечиванием мира». Всё более жёсткие реалии сегодняшнего дня красноречиво подтверждают слова, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на открытии XX Всемирного Русского Народного Собора. Эта краткая формулировка содержит и ответ на вопрос, актуальный сегодня для любого народа, для каждого государства, в том числе, и для России, и для стран Запада: «Что необходимо сделать, чтобы остановить надвигающуюся эру беззакония?».

Да, битва со злом предстоит серьёзная. Но и цена победы велика: жизнь наших детей, будущее нашей Родины, будущее всего мира. Тем большая ответственность сегодня перед каждым из нас. Сможем ли мы сохранить и преумножить драгоценные понятия, выраженные словами, близкими и понятными любому человеку на Земле: «Любовь», «Милосердие»? В этих чудесных словах содержится удивительная, непобедимая сила, способная сблизить народы и цивилизации, победить отчаяние и смерть.

Кто же изначально был создан Всемогущим Господом для свершения подвига любви, для созидания новых жизней человеческих  благословенной и неповторимой миссии?

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2:2324). По мудрому замыслу Божьему созданная для человека из части, выделенной из его собственного существа, как помощница, подобная ему (Быт 2:18), женщина должна была восполнить его существование. В теснейшем их единении было заложено основание семьи и будущего общества. Вникая вместе в Божественный смысл существования, мужчина и женщина стали почитать Того, Который из ничего произвел жизнь, и в Нем любить друг друга.

Тотчас же после грехопадения наша прародительница Ева получила от Милосердного Господа надежду в своем семени сокрушить главу змия-искусителя. Так было положено начало важнейшему соучастию женщины в деле искупления и обновления человеческого рода.

Таким образом, история развития женского благого служения, благого творения  это история постепенного приготовления того идеала женщины, который представляет собой Пресвятая Дева Богородица.

На примерах жизнеописания дочерей рода человеческого мы видим, как на протяжении тысячелетий выдержали испытание временем незыблемые начала женской сущности  верность Господу, милосердная любовь и помощь ближнему, выраженные зачастую в гражданском подвиге.

Начиная с Ветхозаветных героинь, женщины становились истинными помощницами мужчин в исполнении высокой миссии, к которой Бог призвал потомство Адама, являлись воспитательницами народа Божия, принимали действенное участие в высокой миссии пророков. Замечательно, что Священное Писание впервые дает имя пророка женщине  Мариамне, сестре Моисея и Аарона (Исх 15:20), как будто восприимчивая и восторженная женщина первой открыто и явно для всех делается орудием Божественного вдохновения; и пророк Михей не поколебался поместить Мариамну в числе трех освободителей, которых Бог послал Своему народу, порабощенному в Египте (Мих 6:4). Нося ли звание пророчиц, или только будучи причастными духу пророков, женщины должны были помогать развитию и укреплению веры целого народа в грядущего Мессию и приготовить минуту, когда Любовь на целый мир распространит сокровище, которое страхом было помещено под охранение только одного народа.

Первые пророчицы, Мариамна и Девора, воспитанные в правилах Моисеева закона, более характеризуют собой Ветхий Завет, чем предчувствуют Новый Завет любви. Они -скорее строгие хранительницы настоящего, чем апостолы будущего: они прославляют в своих песнях Бога ревнителя и мстителя; их воображение рисует Его в Его грозном величии, в Его молнийном блеске, именно Таким, Каким Он явился Моисею в купине хоривской и Своему народу на Синае. Во времена бедствий при царе Иосии пророчица Гульда сумела показать в Иегове Бога, Который наказывает человека в его преступлениях, щадит и помогает ему в его несчастиях.

С течением времени представление о Боге начинает рисоваться с не меньшим величием, но вместе и с кротостью, с не меньшей правдою, но правдою, растворенной милостью. Анна пророчица, мать Самуила, прославляет Бога Милосердного, Опору слабого и Судию человечества, которое будет возрождено Христом (см. 1 Цар. 2).

«Господь знал, что женское сердце  чуткое, полное любви  постигнет все великое и таинственное, все святое гораздо легче и проще, чем постигают это мужские сердца». Эти слова архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) произнесены в проповеди к празднику святых жен-мироносиц. Вспомним и вновь преклонимся пред силой их любви, пред глубиной их веры: это они омыли своими слезами раны Господа нашего Иисуса Христа, а потом принесли миру радостную Весть о Воскресении Спасителя. Своим имением служили они Спасителю при Его жизни, и, как истинные первые сёстры милосердия  следовали до конца своей жизни путем Его жертвенного служения.

На таком прочном фундаменте основывалось дело благотворения как знатных женщин  жен правителей государств и их приближенных, так и их простонародных сестер, которые, подобно св. праведной Тавифе, занимались рукоделием, ухаживали за больными и странниками, призревали убогих.

Испокон веков сердца российских женщин были открыты милости, сочувствию и деятельной любви. Воссияли в сонме Святых, в земле Российской просиявших, св. равноап. княгиня Ольга, св. Мария  супруга св. Кирилла Хотьковского  отца св. преподобного Сергия Радонежского, св. Евфросиния Московская  супруга св. князя Димитрия Донского. Навсегда останутся в летописи российской благодеяния многих русских жен, оставшихся безвестными, творивших благие дела во славу своего Отечества, ради близких и далеких страждущих.

Супруга царя Алексея Михайловича Тишайшего царица Анастасия по примеру «милостивого мужа» боярина Ф. М. Ртищева основала в Москве первую частную больницу для бедных и временный приют  «Дом убогих» (1665 г.), а спустя 5 лет был создан особый Приказ для строения богаделен, что послужило началом их повсеместного появления, в основном, за счёт добровольных пожертвований частных лиц.

Развивая указы императора Петра I, в которых впервые государство законодательно взяло на себя обязанность помогать больным и неимущим, императрица Анна Иоанновна в 1735 г. издала указы «О госпиталях» и «Об инвалидах или дряхлых или неспособных к службе», где наряду с лечением больных и раненых на госпитали возлагалась обязанность ухода за инвалидами и престарелыми, их лечение и содержание.

Большое внимание совершенствованию законов о благотворении уделяла императрица Елизавета Петровна.

Императрица Екатерина II впервые ввела в отечественное законодательство термин «общественное призрение». В 1775 г. по её Указу были организованы Приказы общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. «Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры»,  обращается Екатерина II к будущим поколениям в своем «нравственном завещании», ставшем венцом её жизни.

В 1797 г. были образованы благотворительные Ведомства учреждений императрицы Марии  жены императора Павла I Марии Феодоровны, матери императоров Александра I и Николая I. Она оказала большое влияние на будущую милосердную деятельность своего сына  императора Александра I, при котором делу призрения был придан статус национально значимого деяния.

В 1802 г. было организовано Императорское Человеколюбивое общество.

В 1803 г. в Москве были открыты первый в России «вдовий дом» для приюта вдов военнослужащих, погибших на полях сражений, и первая бесплатная больница для бедных. Инициатором этого благого начинания также стала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которую современники называли «министром благотворительности» за её доброту, человеколюбие и незаурядные организаторские способности.

В 1812 г. по указу супруги императора Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны было создано первое из женских благотворительных обществ в России  «Женское патриотическое общество». Оно объединило русских женщин, старавшихся в меру своих сил и возможностей помочь раненым и калекам, облегчить судьбу вдов и сирот.

Термин «сестра милосердия» был предложен французским священником Викентием Полем (канонизирован католической церковью в XVIII в.), который в 1617 г. организовал первую общину сестёр милосердия. В Германии, Италии, Австрии, Чехии католические общины сестёр милосердия стали образовываться в первой половине XIX в. По образцу общин первых христиан создавались общины диаконис, вступлению в которые предшествовал церковный обряд. Такие общины возникли в середине XIX в. в США и на Ближнем Востоке, в Иерусалиме.

В 1814 г. в Санкт-Петербурге и в 1818 г. в Москве была организована благотворительная служба «сердобольных вдов», большая часть которых проживала во «вдовьих домах». Само название этой службы красноречиво отражало главные качества, присущие российским женщинам: сердоболие, сердечность, милосердие.

В марте 1844 г. в Санкт-Петербурге по линии частной благотворительности была основана первая в России православная община сестер милосердия, с 1873 г. она стала называться Свято-Троицкой. В 1848 г. при Полицейской больнице для бедных и беспризорных, созданной благодаря стараниям доктора Ф. П. Гааза, организуется первая в Москве община сестёр милосердия  Никольская.

Немалый вклад в организацию работы общин сестёр милосердия внесла великая княгиня Елена Павловна, решившая привлечь российских женщин к уходу за ранеными. В 1854 г. во время Крымской войны 18531856 гг. сёстры милосердия из организованной при непосредственном участии великого русского хирурга Н. И. Пирогова Крестовоздвиженской общины сестёр попечения о раненых и больных воинах впервые в мире стали оказывать медицинскую помощь раненым на поле боя. Как писал позже Н. И. Пирогов, «ещё нигде не было испробовано посылать женщин на поле битвы и более по инстинкту, нежели по опытности, я был убежден в великом значении женского участия». Под руководством врачей сёстры милосердия работали в лазаретах как операционные сестры, осуществляли уход за ранеными и больными, сопровождали обозы с ранеными, выполняли миссию утешения умирающих. Они были, как писал в своих воспоминаниях Н. И. Пирогов, «чужды страха перед опасностью». Военных врачей поражали их «хладнокровие и полная самоотверженность в исполнении обязанностей способность делать, что только можно для облегчения участи безнадежных страдальцев кротость крепость духа твердость характера решительность благородство души и прямодушие неутомимость распорядительность бескорыстное с одушевлением служение на пользу раненых твердость убеждения и искреннее желание делать добро». «Я принужден восторгаться от тех добрых результатов, которые дало это женское учреждение,  писал впоследствии Н. И. Пирогов.  Результаты эти доказывают, что до сей поры мы совершенно игнорировали чудные дарования наших женщин». Выдающийся русский хирург верил, что деятельности сестёр милосердия принадлежит великое будущее: «Я надеюсь, что это молодое учреждение введётся и в других наших госпиталях на вечные времена. Всякий благомыслящий врач должен искренне желать процветания сердобольного ухода за больными».

Исторический почин российских сестёр милосердия Крествоздвиженской общины по оказанию помощи раненым в действующей армии оказал огромное влияние на дальнейшее развитие военно-медицинского дела во всем мире. По примеру русских женщин 5 ноября 1854 г. в английский госпиталь в г. Скутани (Турция) прибыли из Англии 38 сиделок во главе с Флоренс Найтингейл. Однако на месте военных действий в Крыму английские сестры оказались только в начале лета 1855 г. (естественно, по другую линию фронта). Как и в русской армии, женский уход за ранеными и больными привел к резкому снижению смертности в английских лазаретах.

Опыт русских сестёр милосердия и английских медицинских сестер в Крымской войне 18531856 гг. инициировал создание в 1864 г. Красного Креста. В 1867 г. был образован Русский Красный Крест. Сначала он назывался «Российское общество попечения о больных и раненых воинах», а с 1879 г.  «Российское общество Красного Креста (РОКК)». Общество приняло на себя функции по подготовке опытного санитарного персонала для нужд военного времени, организации госпиталей на фронте, по сбору пожертвований и оказанию материальной помощи раненым и больным. В его деятельности участвовали многие выдающиеся медики XIX в.  Н. И. Пирогов, Н. В. Склифософский, С. П. Боткин. Помимо своей основной деятельности в помощь медицинской службе русской армии РОКК оказывало помощь населению во время массовых бедствий, содействие армиям и населению других стран. Так, в Русско-турецкую войну 18771878 гг. было подготовлено более 3 тыс. сестёр милосердия, которые наравне с военными докторами спасали жизни воинов, раненных в жестоких сражениях. На фронт было направлено 1288 сестёр, 55 из них погибли. «Не буду говорить о работе, которая по временам превосходит человеческие силы и требует большого напряжения Люди остаются без еды и без перевязки по суткам или более; все это кричит, стонет, умоляет о помощи. Какие силы нужны, чтобы все это выдержать, чтобы не надломиться!»  писал С. П. Боткин жене во время Русско-турецкой войны 18771878 гг.

Важную роль в развитии российской благотворительности сыграли Дамские комитеты. Эти самоорганизации российских женщин позволяли самостоятельно вести дела, проводить сбор пожертвований, инициировать различные патриотические действия. По статусу и традиции возглавляла губернский Дамский комитет «первая леди» губернии  супруга губернатора.

В 1846 г. создается Общество посещения бедных.

Необходимо отметить, что далеко не всегда легко общество предоставляло возможность женщине проявить свои лучшие качества. Тяжело приходилось милосердной женщине-христианке в страшные эпохи инквизиции, крепостного строя, массового уничижения сильными слабых. Лишь твёрдая вера в Божественный промысел и сила духа помогали сохранить в душе добро, готовность творить добрые дела. С большим трудом женщины постепенно отстаивали и свое право на образование, на общественно-полезную деятельность. В учебные заведения пришли первые женщины  педагоги, в медицинские клиники  первые женщины-врачи, свое слово в науке все смелее высказывали первые женщины  ученые. Такая позитивная, подвижническая деятельность наших сестёр не могла не найти положительный отклик в обществе, в частности, в России во второй половине XIX в. «Как медленное, но постоянное действие силы воды изменяет виды целых материков, так изменяет всю общественную жизнь влияние истинно образованных женщин»,  писал историк и публицист того времени П. М. Головачев.

В последней четверти XIX в. в России были созданы наиболее благоприятные условия для деятельности как государственных благотворительных учреждений, так и общественных организаций и частных лиц. В 1895 г. было организовано Российское Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи. Благотворительная помощь охватывала самые широкие слои населения: взрослых и детей, как работоспособных, так и инвалидов, больных, престарелых. Так в XIX в. в России постепенно была создана гибкая и эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто служила примером для других стран. Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, были Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).

Конечно, немалый вклад в общее дело российского благотворения вносили и частные лица. История сохранила свидетельства благотворительных деяний представителей как знатных аристократических семей (Шереметьевы, Голицыны, Щербатовы, Трубецкие, Шаховские), так и купцов и заводчиков (Демидовы, Рябушинские, Морозовы, Третьяковы, Мамонтовы, Щукины, Бахрушины, Солдатенковы, Медведниковы, Абрикосовы, Платоновы), а также многих других россиян, творивших добрые дела на бескрайних просторах нашей Родины  в больших губернских городах и глухих уездах. Благотворительность была семейная, где жены были верными помощницами, вдохновительницами своих супругов, а, зачастую, и инициаторами благих деяний. И пусть их остались не известными потомкам, дела их навсегда увековечены в Книге памяти народной.

Многие учреждения образования и здравоохранения в городах России были организованы и функционировали на средства благотворителей и жертвователей. В 1868 г. княгиней Н. Б. Шаховской на личные средства была организована община сестер милосердия «Утоли моя печали», которую уже современники называли «памятником человеколюбия и бескорыстия» После революции на базе общины была создана городская больница (ныне  московская городская клиническая больница  29 им.  Н. Э. Баумана). Всей России была известна благотворительная деятель супругов купцов И.Л. и А. К. Медведниковых  устроителей гимназий, приютов и больниц в разных городах России, в том числе современных «Больницы Святителя Алексия» и Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков в Москве.

Необходимо вновь подчеркнуть, что благотворили все эти люди не по принуждению, но с кротостью и радостью душевной, помня, что «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7). Как говорила известная благотворительница А. Н. Стрекалова: «Богу угодно, чтобы богатый делал добро бедному, чтобы любовь была связью, их соединяющею. Благотворя ближним, мы сами того не замечая, делаем гораздо более для себя, чем для других».

Исключительный вклад в дело Российской благотворительности внесли члены Российского императорского дома Романовых: супруга императора Александра III императрица Мария Феодоровна, супруга императора Николая II императрица Александра Феодоровна, и, в особенности, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Убийство террористом И.Каляевым горячо любимого супруга великого князя Сергея Александровича  глубоко верующего человека, истинного патриота России  не сломило её характер. Обладая твёрдой верой, талантом организатора, великая княгиня создала действенную систему помощи раненым и увечным воинам и членам их семей, смогла объединить и скоординировать деятельность многочисленных благотворительных организаций, как в годы Русско-японской (19041905), так и Первой мировой (19141917) войн.

В годы Первой мировой войны деятельность РОКК была полностью подчинена требованиям военного времени. Фактически Российское общество Красного Креста (РОКК) ввиду явной неподготовленности Главного военно-санитарного управления к такой большой войне организовало медицинское обслуживание раненых и больных на фронте и в тылу, параллельное военно-санитарному ведомству. В 1914 г. в России под эгидой Красного Креста было подготовлено 10 тыс. сестёр милосердия. Всего в Первой мировой войне участвовало более 25 тыс. сестёр милосердия РОКК. Располагая значительными материальными средствами, РОКК широко развернуло работу на фронте и в тылу. К январю 1917 г. оно имело на фронте 626 учреждений с 57600 койками и внутри страны 937 учреждений с 25700 койками. На средства РОКК были организованы перевязочно-питательные отряды и пункты, передвижные хирургические, глазные, зубные, рентгеновские отряды, психиатрические пункты, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные отряды, бактериологические лаборатории, санитарно-транспортные отряды, санитарные поезда. РОКК развернуло справочную работу о раненых и больных военнопленных. Во время Первой мировой войны стало массовым явлением участие российских женщин всех сословий в движении сестёр милосердия.

Да, русские женщины всегда отличались добротой, редкостной способностью к состраданию, решительной готовностью прийти на помощь. С каждым годом становится всё понятнее, почему ещё в середине XIX века защитник и врачеватель заключённых и каторжников, беднейших и обездоленных, член Московского «Комитета попечительства о тюрьмах», создатель Полицейской больницы для бедных и беспризорных доктор Ф. П. Гааз обратился со своим духовным завещанием именно к российским женщинам, стремясь подготовить «своих духовных сестёр» к исполнению великого и многотрудного служения милосердию. «Вы призваны содействовать перерождению общества, и этого вы достигнете, действуя и мысля в духе кротости, терпимости, справедливости, терпения и любви. Содействуйте, по мере сил, учреждению и поддержанию больниц и приютов для неимущих, для сирот и для людей в преклонной старости, покинутых, беспомощных и бессильных. Торопитесь делать добро! Не стесняйтесь малым размером помощи, которую вы можете оказать Пусть она выразится подачею стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания»

Эту верность служению любви и милосердию наши женщины сохранили во всех испытаниях, которые суждено было вынести России.

«Соблазн и беззаконие открывают себе широкие пути»,  предупреждал еще в середине XIX в. святитель Филарет, митрополит Московский, пророчески предвидя, какие ужасные катаклизмы принесет российскому народу забвение заповедей Господних.

Это говорил и великий молитвенник св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Если не будет покаяния у русского народа,  конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). Так пал столетие назад и наш Российский дом. Сколько же людей погибло под его обломками!

Но Россия выстояла. И выстояла во многом благодаря женщинам. Они знали, что не имеют права на отчаяние: на них смотрели глаза их детей Женщины поминали погибших, молились о здравии живых. Превозмогая боль утрат, они продолжали жить: работать, учиться, воспитывать малышей.

После событий октября 1917 года лидеры благотворительного движения и Российского общества Красного Креста оказались заложниками советской власти, многие из них, и прежде всего  члены Императорского Дома Романовых  погибли, до последнего вздоха неся свой Крест служения Отечеству. Учреждения Красного Креста и частные социальные и просветительские учреждения были национализированы и стали частью государственной советской системы здравоохранения и образования.

Изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности и благотворительных организаций. В 1920 г. общины сестёр милосердия в России были ликвидированы. Само слово «милосердие» было запрещено на долгие годы, «как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское» В вышедшем в 19351940 гг. четырёхтомном «Толковом словаре русского языка» под редакцией члена-корреспондента АН СССР Д. Н. Ушакова словарная статья «Благотворительность» трактовала это понятие как «оказание материальной помощи бедным» и имела стыдливое примечание в скобках: «устаревшее». Благотворительность стала рассматриваться не иначе как «одно из средств буржуазии обманывать трудящихся и маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной помощи бедным в целях отвлечения их от классовой борьбы».

В годы Великой Отечественной войны 19411945 гг., несмотря на гонения, Русская Православная Церковь вместе со всем народом молитвенно встала на защиту священных границ нашей Родины. Слова Сталина, обращенные к «братьям и сёстрам» о нашем «правом деле», о «великих предках», которые должны были вдохновить стоящих насмерть русских воинов, были сказаны 7 ноября 1941 г., когда войска прямо с парада уходили на фронт. Святость и милосердие вновь стали ключевыми понятиями уже и в официальном лексиконе советских руководителей. Войну назвали Священной, санинструкторы на фронте и медсестры в тылу в госпиталях воспринимались именно как сестры милосердия, потому что они, подобно своим предшественницам, делали все, чтобы спасти и облегчить страдания раненых бойцов, «не жалея живота своего». На фронте, сражаясь с врагом наравне с мужчинами, и в тылу  холодных цехах оборонных заводов, на бескрайных колхозных полях, у постели раненых в госпиталях  наши женщины сполна хлебнули все тяготы войны и выстрадали, вымолили долгожданную Победу.

В новых исторических условиях формировались и новые характеры, но, к счастью, в российских женщинах сохранилось главное  сердце, сострадающее человеку, и готовность прийти на помощь.

Пророческими стали слова Ф. М. Достоевского, сказанные им в написанном ещё в годы Русско-турецкой войны «Дневнике писателя за 1877 г.«: «После нынешней войны, в которую так высоко, так светло, так свято проявила себя наша русская женщина, нельзя уже сомневаться в том высоком уделе, который несомненно ожидает ее между нами на неё-то мы и возлагаем все надежды наши теперь, после подвига её, в духовном обновлении и в нравственном возвышении нашего общества!». Великий писатель понимал, что именно в высоком духовном служении полностью раскрывается и расцветает природа Женщины  не бороться с мужчиной за «место под солнцем», не соперничать с ним, но вместе строить мир, созидая его нравственную основу.

Святое Евангелие проникнуто уважением к женщине и мудрым её пониманием, чего не хотели (или были не в состоянии) увидеть как прошлые, так и современные феминистические проповедники. Некоторые же наши сёстры, идя на поводу у хитроумного врага рода человеческого, легко поддавались искушению и, добровольно отрекаясь от традиционной женской сущности, созидающей и благотворящей, вступали на путь прямого протеста  разврата, нигилизма и террора. Механизм проникновения этих мыслей тонко описал Ф. М. Достоевский в романе «Бесы». Результат всегда был печален: это хаос, болезнь и смерть.

«Ныне пастыри Божии плачут, когда надлежит им размышлять и говорить о жизни в семье»,  замечает священник Артемий Владимиров. Число разводов в России составляет сегодня более 50% от заключенных браков В 1960 г. было зарегистрировано 184398 разводов, в 1970 г.  396589, в 1995 г.  665904, в 2004 г.  635835, в 2009 г.  699430, в 2014 г.  693730. Только в 2015 г. мы видим достаточно отрадное снижение  611646 разводов. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета: 2011 г.  297329 детей, 2014 г.  343334, 2015 г.  360826.

Вот они, неизбежные результаты развития общества, «свободного» от традиционных устоев. Детей здесь просто не хотят, а многие уже родившиеся дети  просто никому не нужны «Сегодня не может сниматься с повестки дня проблема бесчеловечного отношения к нерожденным детям, влекущего за собой массовые аборты, разрушение института семьи, эрозию базисных нравственных ценностей»,  подчёркивает Святейший Патриарх Кирилл.

И вот уже мы видим, как зачастую мужчина и женщина из союзников  взаимодополняющих частей единого целого, превращаются в соперников, впустую растрачивающих силы на борьбу за мнимое первенство. Так силы зла незаметно добиваются главной цели: под их влиянием человечество трансформируется в толпу агрессивных легкоуправляемых однополых особей. Появление таких «особых» индивидуумов, уже диктующих свои правила остальному обществу  вовсе не их личное дело. Как подчёркивает Святейший Патриарх Кирилл, такое массовое попрание общечеловеческих нравственных ценностей не может не вызвать резкий эффект отторжения у радикально настроенных слоев населения. В частности, один из самых опасных вызовов современности  «вызов международного терроризма, в отношении которого позиции России, США и европейских регионов пока достаточно близки, также должен рассматриваться в связи с проблемой разрушения традиционных нравственных, этических норм. Это взаимосвязанные вызовы, угрожающие человечеству».

Сегодняшнее «агрессивное наступление на традиционные религиозные культуры, в частности, выражается в проведении политики масштабной и целенаправленной дехристианизации. Дехристианизация Европы и Америки ставит под сомнение общую ценностную основу, имевшую место на протяжении большей части XX века»,  подчёркивает Святейший Патриарх Кирилл.  Единственная, «подлинная альтернатива этому процессу  не война всех против всех, не погружение мира в пучину хаоса или гражданские столкновения внутри отдельно взятых стран, а новый диалог народов, осуществляемый на принципиально новых основаниях. Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. Только в рамках такого диалога мы сможем найти ответы на вопросы о том, как победить терроризм, как защитить традиционную семью и право нерожденных младенцев на жизнь, как обеспечить миграционное равновесие, победить голод и эпидемии, как уважать убеждения друг друга, понимая, что у свободы должны быть моральные ограничения».

Мы видим, что уроки истории очень серьезны, и ответственность, как и цена совершенных ошибок, очень велики. «Сегодня наша страна находится на пороге нового исторического выбора, нового этапа развития. В этот момент мы должны подумать над тем,  подчёркивает в своём обращении Святейший Патриарх Кирилл к членам Государственной Думы РФ (2015 г.)  как, не копируя что-либо по старым шаблонам, а возвышаясь до уровня подлинного социального творчества, прийти к новому мировоззренческому синтезу. Цель его  в том, чтобы взять все лучшее, что было в нашем прошлом, и построить на этой основе фундамент будущего».

Овчинникова Марина Борисовна, сотрудник музейного образования Главного военного клинического госпиталя имени академика Н. Н. Бурденко, член Совета МОО «Союз православных женщин»

03.06.2020
РПЦ назвала анонимные каналы в Telegram «новой формой гонений на церковь»
Анонимные антицерковные каналы в Telegram занимаются «медийным терроризмом» и представляют собой новую форму гонений на Русскую православную церковь, считает первый замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, Заместитель главы ВРНС Александр Щипков.
02.06.2020
День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?
Статья руководителя направления профилактики абортов Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, исполнительного директора благотворительной программы «Спаси жизнь», директора «Дома для мамы» православной службы «Милосердие» Марии Студеникиной опубликована в «Комсомольской правде».
01.06.2020
Дмитрий Донской как образец беззаветной любви к Родине
1 июня 1389 года – день кончины Дмитрия Донского. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви он был канонизирован как святой благоверный князь на основании его заслуг перед Церковью и народом Божьим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже ради блага спасения ближних. В 2020 году, 21 сентября, в день христианского праздника Рождества Богородицы будет отмечаться 640-летие Куликовской битвы.

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
 
Ноябрь 2016