Нужны ли нашим детям православные ценности…?
«… А урок очень простой,
в самые критические моменты нашей истории,
наш народ оборачивался к своим корням,
нравственным основам, к религиозным ценностям»
Преподавание «Основ православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее «комплексный курс») предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. На этой основе изначально строилась работа по введению преподавания религиозных культур народов России и нерелигиозной этики в рамках федерального эксперимента, инициированная встречей Патриарха Кирилла и лидеров других традиционных российских религиозных организаций с Президентом Российской Федерации
Включение преподавания православной культуры и других религиозных культур по выбору семьи ребенка в основную, обязательную часть школьной программы предполагало взаимодействие на новом качественном уровне Церкви и светской школы, Церкви и родительского сообщества. От православного народа это требует проявления активной гражданской позиции «заказчика» содержания общего образования и партнера государства и школы в преподавании православной культуры, школьном образовании и воспитании в целом.
Тем не менее, первый этап эксперимента показал, что добровольность выбора родителями учебного предмета (модуля) не была обеспечена во всех регионах, городах, районах, школах. Недобросовестно полученные результаты дали основания для заявлений, что большинство российских семей избрало для изучения светскую этику.
По данным опроса родителей, во всех
Одновременно большинство отмечает, что дети стали более внимательно и уважительно относится к вере, культуре, мировоззренческим особенностям своих товарищей, проявляют больше интереса к духовным вопросам и нравственной тематике. Лишь 1% из опрошенных родителей высказались за то, чтобы преподавание новых предметов ограничивалось только одним учебным годом.
В то же время и ряд епархий в
В связи с указанными недостатками Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить методические указания для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников в целях информирования и обеспечения свободы выбора родителями «Основ православной культуры».
Отмечу, что российским законодательством «признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1997 г.). Отмечается вклад в
- знакомство обучающихся с основами православной культуры; развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у школьников
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов; - развитие способностей подростков к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Преподавание знаний об основах православной культуры способствует не только расширению образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе помогает формированию порядочного, честного, достойного гражданина своего Отечества.
Отдельной важной позицией в этой деятельности является взаимодействие Церкви с родительским сообществом — как собственно в школах, так и на других «площадках», в том числе в церковных приходах. Например, при организации православных праздников: Пасха, Троица, Рождество и другие.
Еще 24 декабря 2010 года было подписали Соглашение о сотрудничестве Министерства образования и науки Республики Хакасия и Религиозной организации «Абаканская и Кызыльская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» министром образования и науки Республики Хакасии Салата Галиной Александровной и Архиепископом Абаканским и Кызыльским Ионафаном.
Предметом настоящего Соглашения является сотрудничество Сторон в области образования и
Тема возвращения к духовным основам общества и укрепления нравственности звучала в последнем Послании президента Федеральному собранию. В нем
В соответствии с республиканским планом мероприятий в школах республики в 3 классах проходят родительские
К сожалению, после 70 лет господства атеистической идеологии люди имеют очень смутное представление о православии, отчасти искаженное, а то и отрицательное. Изучение предмета «Основы православной культуры» даст комплексное представление, что православная
На основании сведений Министерства образования и науки Республики Хакасии о предварительном выборе модулей ОРКСЭ учащимися школ, можно предположить, что совместные усилия школы, родительской общественности и Церкви недостаточно продуктивны, так как цифры красноречивее слов. Любой выбор проявляется в действиях.
В соответствии с планами 2014–2015 учебного года в школах проводились родительские встречи, но, к сожалению, они не были проведены в некоторых школах Боградского района.
Отдел религиозного образования Абаканской епархии (руководитель отдела протоиерей Александр Горбатов) принял участие в производственном совещании управления образования с директорами школ МО «Боградский район» в соответствии с планом мероприятий на 2016 год по реализации соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Хакасия и Религиозной организацией «Абаканская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). В работе совещания участвовали иерей Константин Красиков, настоятель Покровского прихода с. Боград, Косова Людмила Ивановна помощник благочинного по вопросам образования и катехизации Черногорского округа Абаканской епархии РПЦ, Батрак Надежда Степановна — специалист епархии.
Манакова Ольга Саматовна, заместитель руководителя управления образования предоставила слово протоиерею Александру Горбатову, который пояснил присутствующим значение предмета «Основы православной культуры», возможности совместной деятельности в рамках организации проведения занятий по предмету, курсовой подготовки преподавателей и методического сопровождения по вопросам преподавания православной культуры. Он подчеркнул, что каждый священник готов дать совет, подсказать литературу,
Людмила Ивановна Косова выступила по вопросу организации и проведения родительских собраний, встреч, применения метода анкетирования для родителей и детей с целью получения достоверных сведений по выбору того или иного предмета. Привела примеры сравнительного характера из полученных сведений о состоянии изучения предмета «Основы православной культуры», за два прошедших учебных года.
Чтобы поддержать родителей в выборе того или иного модуля в 2016–2017 учебном году, в апреле этого года запланированы встречи в управлении образования г.г. Сорск, Черногорск, Алтайского,
Организация постоянного взаимодействия Церкви, школы и родительского сообщества позволит успешно преодолеть все трудности и вернуть в нашу школу традиционное
Детям необходимы талантливые педагоги, которые способны сделать обучение в школе интересным, которые способны личным примером воспитать в ребенке трудолюбие, послушание, смирение, уважение к старшим, нравственную чистоту. Семья и школа должны стать главными приоритетами в России. Для них должен быть создан режим наибольшего благоприятствования.
Итак, современное поколение родителей не способно или не умеет явить образ православия, авторитетный для своих детей. Не умеет передать им свою веру, убедить их в правильности своего видения мира, оценок развивающихся в мире губительных тенденций. Это является следствием «обрыва» в преемстве поколений, может быть, — самого страшного из плодов длительных гонений на православную веру. Те, кто сегодня стали православными родителями, сами выросли в неверующих семьях и поэтому не имеют опыта жизни в православной семье, не знают, как нужно воспитывать детей в православии.
Если в таких условиях мы даже научимся преодолевать демографический кризис, то останется вопрос: «Какую жизнь смогут построить современные дети?» Мы оказываемся перед альтернативой: удастся ли нашему народу снова привиться к своему историческому корню, чтобы помочь возвращению в свою историю, свой дом, или это останется несбыточной мечтой, и тогда что нас ждет?
Пусть каждый, кто читает эти строки, ответит сам для себя: «Нужны ли ему, его семье, его ребенку православные ценности…?»
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |