Семья как школа жизни в творческом наследии Ивана Ильина
Уникальное значение философии Ивана Александровича Ильина состоит в предметности, предельной четкости его мышления. Он обращался в своих книгах к вопросам религии, этики, эстетики, литературоведения, но также и политики, экономики, права, государственного строительства
Уже в XIX веке само понятие семьи стало подвергаться очень серьезным девиациям, искажению, осмеянию и поруганию. Этому много послужили философы и писатели революционно- демократического лагеря. Перевороты совершаются сначала в умах людей. Увы, весь XIX век с его нигилизмом, материализмом, антропоцентризмом и атеизмом был проникнут отторжением семьи как таковой. Выросшая на традиционных, пронизанных христианским духом основах семья все больше воспринималась как главное средостение, которое неизбежно вступает в противоречие с основными концепциями творцов нового глобального мира (не важно, социалистического или капиталистического). Сформировавшееся в христианской цивилизации понимание семьи как «малой Церкви», как главного места спасения и оправдания человеческого бытия, являлось просто непереходимым препятствием для той новой морали и релятивистского знания, которые предлагались взамен. И традиционной семье была объявлена идеологическая война на всех фронтах.
В век «великих революций» от теории перешли и к практике разрушения семейных ценностей. По Европе и России немало было рассеяно различных «коммун» и «гор справедливости», где беспорядочное сожительство было возведено в норму. После большевистского переворота «новая мораль» стала агрессивно навязываться коммунистами русскому народу. Многим памятно высказывание А.Коллонтай о том, что для представителя пролетарской революции вступить в случайную интимную связь так же просто, как выпить стакан воды.
Социальная философия
Наиболее концентрированно понимание института семьи Иван Ильин излагает в книге «Путь духовного обновления», где определяет ее как главнейшую школу жизни. Семья дает каждому рождающемуся в ней четыре важнейших навыка, не приобретя которые человек может навсегда остаться лишь двуногим говорящим животным, порабощенным инстинктами и ориентированным на потребительское отношение к жизни. Итак, семья есть четвероякая школа.
Прежде всего, семья — это «естественная школа христианской любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей». В атмосфере здоровой семейной жизни ребенок с раннего детства «обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием». Этот обретенный в семейном кругу важнейший естественный навык настраивает человека и в дальнейшей жизни на любящую «установку» к широким кругам общества и народа.
Вторая школа — это школа Родины. Для Ивана Ильина это понятие священно. Он говорит: «Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую
Третья школа — это школа верного восприятия авторитета, иерархии и свободы. В лице естественного авторитета отца и матери ребенок впервые встречается с идеей ранга, учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. Он осознает и свой собственный ранг, более низкий по отношению к родителям, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. В истинной семье в сознании ребенка сближаются понятия власти и любви. Он учится понимать, что насыщенная любовью власть является благостной силой, ведущей к порядку. При этом авторитет духовно старшего человека призван не подавлять младшего, пренебрегая его внутренней свободой и ломая его характер, но, напротив, воспитывая его внутреннюю свободу. Семья учит ребенка свободному и сознательному послушанию и позволяет спокойно созревать в глубине его души собственным воззрениям и убеждениям. Тогда семья становится начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания.
Против такого понимания семьи как училища иерархии и свободного послушания восстает нынешнее демократическое общество. Современные студенты психологических факультетов много нехорошего узнают про «патриархальные семьи» и «тоталитарных отцов». И в школе, и дома призывают видеть в ребенке «партнера», абсолютно автономную личность, рядом жительствующую с родителями и имеющую массу прав, которые могут вступать в противоречие с родительской точкой зрения. В духовном и, тем более, физическом поучении, наставлении и принуждении современные психологические и педагогические концепции усматривают форму подавления свободы личности и родительский авторитаризм. Однако для Ивана Ильина традиционная система воспитания с призывом ребенка «принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты, во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им» — есть естественный и единственно возможный путь правильного формирования человеческой личности. Отход от него, вместе с другими негативными процессами привел Россию к свершившемуся разрыву поколений. Сегодня ребенок зачастую не уважает своих родителей, пренебрежительно называя их «предками», авторитет отца и матери в огромном числе российских семей сведен к минимуму, да и сами родители не особо усердствуют в привитии этого авторитета.
И, наконец, четвертая школа. Семья есть училище «здорового чувства частной собственности», поскольку именно в семье проявляется «данное от природы общественное единство — в жизни, в любви, в труде, в заработке и в имуществе». Как место правильного отношения к собственности, семья призывает человека соединять в единстве труд, дисциплину и жертвенность, указывает путь к сочетанию собственной инициативы и социальной взаимопомощи. Учась творчески обходиться с имуществом, вырабатывать и приобретать хозяйственные блага, ребенок получает и главный навык «подчинять начала частной собственности некоторой высшей, социальной (в данном случае — семейной) целесообразности».
Иван Ильин глубоко убежден, что только здоровая семья может правильно разрешить все эти задачи. Ничего не способна дать ребенку семья, лишенная любви и духовности, где родители «не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции». Итак, семья для Ильина — первичная и главная жизненная школа, основной носитель традиций,
Протоиерей Димитрий Лескин, доктор философских наук, ректор Поволжского православного института, директор Православной классической гимназии, член Общественной палаты РФ
12.02.2021 Андрей Никонов о дистанционном обучении как части образовательного процесса и его ценности для развития русской школыДетей и родителей беспокоят самые разные вопросы. Но главный из них — устоит ли традиционная школа, и не придется ли полностью перейти на так называемую«дистанционку»? О плюсах дистанционного обучения и будущем русской школы — в интервью председателя попечительского совета фонда «Русская школа за рубежом», эксперта Комитета ГД РФ по образованию и науке, эксперта Международного комитета ВРНС, члена исполкома Международной ассоциации «Русская школа» Андрея Никонова | 04.02.2021 Кто угомонит Пушкину: депутат расставляет силки для детейСамый одиозный депутат Госдумы от «Единой России» Оксана Пушкина, из-за которой партия совершенно точно недополучит на осенних выборах в парламент несколько десятков мандатов, снова расставляет силки для детей, на этот раз — для новорождённых | 25.01.2021 «Болонка» для пятой колонныИзгнанием Анатолия Чубайса из Роснано президент Российской Федерации подвел жирную черту под эпохой либерализма в России, которая закончилась полным крахом. Увы, так называемые эффективные менеджеры, оставшись без помощи Дяди Сэма, оказались ни на что неспособны и завели страну в тупик |