Старение общества – чем поможет Церковь?

Приглашение к разговору

Проблема старения населения России, порожденная целым комплексом причин, возникла не вчера, демографы давно ее констатируют. Уже сейчас пожилые люди составляют значительную часть населения крупных городов. Между тем многие из них являются православными христианами и на пороге вечности нуждаются в особом внимании.

Штрихи к портрету

В Москве пожилые горожане образуют особую социальную группу, обладающую уникальными специфическими чертами. Во-первых, выросла доля тех, кого принято считать долгожителями. Если раньше в нашем городе людей, чей земной путь основательно перевалил за возрастной рубеж, определяющий среднюю продолжительность жизни, можно было, что называется, пересчитать по пальцам, то сегодня бабушки и дедушки, отметившие девяносто- или столетие, для Москвы отнюдь не редкость. Зайдите на сайт любой столичной управы: там, в разделе «Новости», обычно помещаются поздравления в адрес таких почтенных юбиляров, порой не по одному за месяц. Эти люди, зачастую весьма бодрые духом, подвержены, к сожалению, обычным старческим недугам, в большинстве случаев – ограничены в передвижении стенами своего жилища.

Во-вторых, московские долгожители прошлого, как правило, принадлежали к числу состоятельных представителей дворянства или купечества. Такой человек, имея в своем распоряжении штат прислуги, мог продолжать общественную деятельность и даже светскую жизнь. Нынешние старики всю жизнь были наемными работниками, и основная часть их дохода – пенсия, как правило, весьма скромная.

В-третьих, среди пожилых жителей нашего мегаполиса очень много одиночек. По разным причинам: не сложившаяся личная жизнь, ранняя смерть супруга или супруги, потеря детей. Ситуация усугубляется разобщенностью, традиционно присущей обитателям  городских многоквартирных домов, где и соседей-то редко знают по имени. Особенно остра она в удаленных от центра спальных районах, где постепенно происходит замещение коренных жителей приезжими, арендующими недорогие квартиры. Такие жильцы мобильны, часто переезжают. Какое им дело до местных стариков?

В результате одинокие пожилые люди оказываются в искусственной изоляции. Телевизор, радио, книги – источники информации, но отнюдь не средство коммуникации, которая, наравне с моральной поддержкой, крайне важна для людей преклонного возраста. Но в лучшем случае можно рассчитывать на краткое общение с работниками собеса, ответственными за обеспечение подопечных едой и бытовым обслуживанием. В остальном старики оказываются предоставленными сами себе. А еще попадают в зону риска, становясь как владельцы недвижимости объектом пристального внимания криминальных структур. В свое время СМИ были полны историями о горестной участи излишне доверчивых бабушек и дедушек, заключивших с частными фирмами так называемые «договоры ренты» в обмен на денежные выплаты и пожизненное содержание. И сколько таких историй не попало в прессу?

Церковное попечение

Среди одиноких стариков есть православные христиане. Их навещают священнослужители, соборуя и причащая, однако, как правило, этим все и ограничивается. А если пригласить священника некому? Если старик одинок, годами не выходит из квартиры, уже не вполне хорошо владеет речью, забывает и путает телефонные номера? Он попросту не сможет передать свою просьбу. Уж не говорю о том, что при возрастном склерозе, что, увы, не редкость, о самой возможности соборования и причащения человек может не вспомнить, хотя был бы рад, если бы ему ее предложили.

Да, существуют церковные богадельни, но их крайне мало, кроме того далеко не все очень пожилые одинокие люди готовы к добровольному переезду в подобное учреждение. В этом возрасте радикальная смена обстановки порой губительна.

Что делать?

Проблема явно нуждается в более активном участии со стороны Церкви. Разумным выходом могла бы стать организация систематического надомного ухода за одинокими стариками именно на базе церковных приходов на возмездной основе. Подкрепленное официальным договором, согласно которому обязательства по уходу брало бы на себя учрежденное приходом или благочинием НКО. По сути, имеется в виду создание конфессионально ориентированной системы оказания социальных услуг, дополняющей государственную. Системы, имеющей право на получение грантов и иные формы внешней материальной поддержки, а также на заключение договоров пожизненной ренты от своего имени.

Предвижу возможные возражения: попечение о престарелых является частью социального служения Церкви, этим занимаются приходские братства и сестричества, брать деньги за помощь неэтично. Но братства и сестричества – объединения добровольные. Помощи от них можно ждать, но нельзя требовать, а уход за стариками является тяжелой и ответственной повседневной работой, которая, несомненно, должна оплачиваться. Именно поэтому, как представляется, назрела необходимость создания некоммерческих структур, подотчетных благочинным и настоятелям храмов, сотрудниками которых такая работа могла бы выполняться. Попечение о немощных одиноких людях (например, ежедневная доставка им горячей пищи из храмовой трапезной) позволило бы кому-то из прихожан, скорее даже прихожанок, найти постоянную работу, что немаловажно в условиях роста безработицы. Верующий человек со своим верующим подопечным будет готов разговаривать, причем на одном языке, и злоупотребления в этом случае менее ожидаемы.

Проявляющий попечение сможет пригласить на дом священника. Наконец, имя опекаемого пожилого человека могло бы поминаться за каждым приходским богослужением до и после окончания земного пути.

И да, конечно, такое НКО могло бы впоследствии стать наследником одинокого москвича. В старину на помин души делались вклады в виде денежных средств, земельных угодий, сел. И если, располагая собственной квартирой и не имея наследников, человек завещает ее храму, в этом, на мой взгляд, нет ничего противоестественного. Недвижимость в Москве недешева. Каждый такой взнос может основательно посодействовать реализации, например, той же программы строительства новых храмов в Москве.

Предложенный вариант, безусловно, дискуссионен, но необходимость осмысления ситуации на общецерковном уровне и принятия соответствующих мер очевидна. Общество стремительно стареет, и ситуация будет только усугубляться.

Ольга Кирьянова, член Совета МОО «Союз православных женщин»

«Православная Москва», №22 (587) за 2015 г.

29.04.2021
Болонский процесс и национальная традиция
Ведущиеся в последние годы дискуссии о будущем системы высшего образования в России сопровождались размежеванием двух крайних подходов к определению модели образовательного процесса
31.03.2021
Принятие Конвенции о защите семьи как продолжение конституционной реформы
В течение уже нескольких десятилетий в России продолжается демографический кризис, происходит сокращение численности населения. Как правило, говорят о том, что в нашей стране очень высокая смертность. В развитых странах Запада смертность ниже в полтора-два раза, чем в современной России. Но главная причина – не в высокой смертности, которую, конечно, необходимо снижать, а в катастрофически низкой рождаемости
15.03.2021
Дети - предмет воспитания, а не спора, торга и манипуляций!
4 марта 2021 года прошла научно-практическая конференция на тему: «Правовые и законодательные аспекты поддержки семей и семейных ценностей в Российской Федерации». На конференции были рассмотрены проблемы, препятствующие повышению рождаемости в нашей стране, но почему-то никак не была затронута тема фактического выдворения отца из семьи, а ведь отец – это основа и стержень любой семьи

Актуальное

Открытое письмо-обращение Международной общественной организации «Союз православных женщин» по выступлению певицы Manizha от России на конкурсе «Евровидение-2021» | МОО «Союз православных женщин»
Открытое письмо-обращение Международной общественной организации «Союз православных женщин» по выступлению певицы Manizha от России на конкурсе «Евровидение-2021»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2020 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
 
Декабрь 2015