Манифест независимого содружества писателей, учёных, учителей, преподавателей вузов России в защиту русского слова, за возрождение филологической науки и достойное изучение отечественной словесности в системе российского образования

10 ноября 2015 года после завершения XIX Всемирного Русского Народного Собора, обсудившего тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» ко мне в президиум Собора подошёл профессор В. Ю. Троицкий, автор книг «Слово и культура» (2010), «Слово и образование» (2013), «Защита русской школы» (2015) и передал Манифест независимого содружества писателей, учителей, преподавателей вузов России в защиту русского слова.
Прочитав текст данного Манифеста, целиком и полностью его разделяю. Считаю возможным опубликовать его на сайте Союза православных женщин и широко обсудить.

Сопредседатель Правления МОО «Союз православных женщин» Жукова Н.Б.

 

Достижения отечественного образования XX века, получившие в стадии наивысшего развития мировое признание, ныне утрачены нашей школой.

Основной внутренней причиной положения, сложившегося в российском образовании и науке, является, с одной стороны,  очевидная некомпетентность, с другой  целенаправленная деструктивная деятельность руководящих органов и чиновников сферы образования, противодействующая сохранению и развитию в России школьного образования высокого уровня.

При насаждении разрушительных новаций мнение специалистов, и прежде всего классиков отечественной науки, цинично игнорировались, реформами командовали чиновники, не осознающие и малой доли проблем якобы «руководимой» ими важнейшей области государственного строительства или же люди на деле относящиеся к России безучастно, даже враждебно. Иные работники названной сферы зачастую не противостояли абсурдным «реформам», желая удержаться на плаву. Созданная псевдореформами рабская зависимость учителей от ныне насаждаемых руководителей учебных заведений, иногда не обладающих даже педагогическим образованием, создаёт обстановку для жесточайшего произвола и беспринципности в школьной среде.

Главный результат произвола в преподавании русского языка и литературы  недопустимо низкий уровень владения молодёжи родным словом. Слово сосредоточивает не только многовековой опыт народа, но является школой мысли и единственным способом целостного и всестороннего освоения жизни. Владение словом определяет уровень культуры человека и его возможности в приобретении знаний.

В условиях сложных цивилизационных процессов и намеренного снижения уровня владения родным словом, при провоцируемом распространении растлевающей массовой культуры, вестернизации и поддерживаемой «сверху» глобалистами англоязычной культурно-языковой экспансии, в обстоятельствах неизбежной стандартизации и технологизации действительности, наш язык, наша словесность нуждается в последовательной действенной, нелицемерной, созидательной языковой политике, в защите от негативных воздействий СМИ, а также  от целенаправленных, но замаскированных акций информационно-психологической агрессии.

Цинизм и пошлость в СМИ разрастаются, условия для противодействия этому в школе  сокращаются (имеется в виду не только уменьшение содержания гуманитарных предметов и в особенности  словесности, но и характер содержания новых программ, которые, как справедливо утверждает учёный-психолог, «направлены на разрыв поколений, на понижение интеллектуального и нравственного уровня наших детей, на формирование абсурдности и беспредметности и даже на национальное самоунижение. Это проводится через множество текстов, рисунков и тому подобное»[1].

В этих условиях мы, писатели, учёные, преподаватели средней школы и высших учебных заведений, чувствуем себя обязанными возглавить активную деятельность по возвращению к исконным началам духовной и созидательной жизни нашего народа, принимая во внимание коренной пафос русской словесности, сущность нашей Веры, благодатный характер отечественной культуры и её вековые традиции.

И прежде всего следует обратиться к тем безусловным неколебимым идеалам, которые, исповедуя на словах, мы забываем в действительности. Следует осознать, что любое отступление на фронте родного слова в условиях духовной оккупации должно быть оценено только как предательство Родины.

Осознавая это предательство, поддерживаемое некоторой частью «руководства сверху», мы видим свой долг в утверждении, сохранении и защите русского слова, в возрождении достойного преподавания русского языка и русской литературы в школах и вузах России, в широком распространении плодотворной русской культуры, получившей мировое признание.

Это возможно при условии сохранения, утверждения и повсеместной защиты русского языка, при безусловном осознании того, что духовно-нравственные ценности народа, его образование, его культурное и духовное наследие входят как органические части в общую систему, определяющую жизнеспособность, сохранность и безопасность нации и России как независимой державы.

Сознавая, что будущее страны определяется уровнем и широтою образованности её граждан, мы с тревогой и болью наблюдаем как «с помощью» реформ разрушаются основы нормального школьного и вузовского образования, опиравшихся ранее на освоение основополагающих базовых дисциплин, на принципы научности, системности, образовательной полноты, целесообразности и воспитательной ценности учебных программ, на теснейшую связь школьного дела, университетского и педагогического образования с наукой и культурой.

Первоочередной задачей восстановления школьного образования в настоящее время становится: утверждение отечественного мировоззрения в современной школе России. Вторая задача  вернуть в школу фундаментальные знания в той мере, в какой они были присущи ей в период расцвета в XX веке. Всё это определяет требование истинного национального и патриотического сознания и имеет целью третью задачу  вернуть в школу консолидирующую русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, опираясь на неё, существовать и расцветать в ней и рядом с ней. Это возможно лишь с восстановлением исторически сложившегося национального и патриотического сознания, подорванного в области воспитания и образования непоследовательной, ненаучной, неэффективной школьной политикой.

Сегодня требуется решительная смена обеднённых за время реформ школьных стандартов и вузовских программ  новыми, соответствующими уровню школы независимой державы. Необходим решительный поворот от ориентации школы на воспитание человека с потребительским, обыденным сознанием к утверждению человека-созидателя, исполненного чувства гражданской ответственности и патриотизма. Необходимо на деле решительно отказаться от нигилистического отношения к духовным и культурным традициям народа, вернуться к историческому осмыслению жизни человека и общества, а следовательно, к изменению отношения к преподаванию гуманитарных дисциплин, к значительному увеличению количества учебных часов на изучение русского языка и литературы в школах и вузах страны, и наконец  к возвращению в школу «забытого» за время разрушительных реформ богатейшего отечественного научно-методического наследия. Это единственно возможный путь реального восстановления школы, подорванной неслучайными «новациями» разрушителей.

Языковой уровень носителей родного языка  вопрос стратегический и политический. Мы считаем своим долгом возбудить широкое всероссийское движение за возрождение русского языка, литературы и истории отечества в нашей школе, добиться доведения её учебно-воспитательного состояния до уровня, соответствующего школе независимой державы, обладающей высочайшей традиционной культурой, богатейшим наследием в области национального образования.

Мы считаем безусловно тупиковыми образовательные новации, вроде ЕГЭ, неуместного тестирования, дрессировочных методов обучения и воспитания, тормозящих развитие школьного дела и наносящих ощутимый урон школе.

Настоящим Манифестом мы заявляем о начале широкого движения в защиту русского языка, русской литературы и в целом русской культуры от недопустимых выпадов русофобов, врагов российской государственности, русской цивилизации и всех крепящих её основ. Мы будем содействовать профессиональной, научной оценке состояния всех областей жизни и государственной деятельности, определяющих содержание и направление развития важнейших духовно-образовательных сфер, начиная с состояния языка и культуры и кончая политикой в области средств массовой информации и защиты прав нормальной личности, нормальной семьи, школы и условий нормальной жизнедеятельности человека и народа.

Мы будем содействовать повсеместной организации и работе обществ, кружков и других форм организации по пропаганде и защите русского языка, русской литературы, русской культуры и образования, а также юридической защите прав граждан, семей и сообществ людей в этих областях жизни, явно и тайно угнетаемых иными кругами и манипуляторами современной власти.

Нет  вредным новациям, разрушающим нормальную жизнь и плодотворные традиции родного языка, культуры и образования! Долой  поддерживаемую закулисой растленную масскультуру и антикультуру, выросшие на ядовитых корнях ксенофобии и насилия над свободным духовным развитием народов!

Да здравствует великий, могучий и свободный русский язык! Да здравствует созидательная, несущая разумное, доброе, вечное традиционная русская литература и культура! Да здравствуют созидательные духовно-нравственные и педагогические традиции русского образования, наша русская школа!

1 Шишова Татьяна, Какую личность программирует «Программа «2100»? // Наш современник,  8, 2010. С.182.

12.02.2020
Предложения по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации
Ключевая проблема государственного развития, всего социально-экономического и национально-культурного развития страны, многонационального единства — отсутствие упоминания о русском народе в Конституции, определения его государственно-правового статуса, ответственности России за изначально создавшей её народ
12.02.2020
Светская Конституция и симфония властей
В стране началось обсуждение поправок для внесения в Конституцию Российской Федерации. Международная общественная организация «Союз православных женщин» поддерживает предложения, разработанные А.М.Величко и И.Э.Круговых, и знакомит с ними пользователей сайта
03.02.2020
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области Основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию Основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» (№ 1, 2020) узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2015