Проблемы правового регулирования порядка и условий признания несовершеннолетнего лица инвалидом

Проблемы правового регулирования порядка и условий признания несовершеннолетнего лица инвалидом

На основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 года  664н органы медико-социальной экспертизы снимают с нуждающихся детей с врождёнными патологиями статус «ребенка-инвалида».

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006  95 (ред. от 06.08.2015) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года  181-ФЗ (ред. от 30.06.2015) утверждены Правила признания лица инвалидом (далее: Правила), в том числе несовершеннолетнего.

Согласно указанным Правилам признание ребенка инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (далее: МСЭ), исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 года  664н (далее: Приказ  664н).

МСЭ важна, поскольку проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности ребенка, а также его реабилитационного потенциала.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности: осуществлять самообслуживание; самостоятельно передвигаться; ориентироваться; общаться; контролировать свое поведение; обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Также необходимо отметить, что наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания несовершеннолетнего лица инвалидом.

К категории «детей-инвалидов» относятся дети, имеющие серьезные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие патологических влияний внешней и внутренней среды, наследственных и приобретенных заболеваний тяжелого и стойкого характера.

Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов):

I степень  стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;

II степень  стойкие умеренные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 40 до 60%;

III степень  стойкие выраженные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень  стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 90 до 100%.

При определении степени ограничения жизнедеятельности ребенка специалистами МСЭ используется не только качественная, но и, имеющаяся в приложении к Приказу  664н, количественная (процентная) система оценки степени выраженности нарушений.

На основании данных оценок ребенку присваивается степень нарушений функций организма, позволяющих получить ту или иную группу инвалидности.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет либо до совершеннолетия. Далее следует процедура переосвидетельствования.

Как показывает практика, после перехода к классификациям и критериям, используемым при осуществлении МСЭ несовершеннолетних, увеличилось число обращений, поступающих в государственные органы от родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Причина обращений одна  на переосвидетельствовании детям отказывают в установлении инвалидности. Обжалование решений районных бюро МСЭ в вышестоящие инстанции результатов не дает. Решения об отказе в установлении инвалидности признаются обоснованными согласно Приказу  664н.

На сегодняшний момент, органы МСЭ снимают статус ребенка-инвалида из-за отсутствия у детей на момент прохождения освидетельствования условий признания гражданина инвалидом.

При разработке Приказа  664н планировалось, что он позволит более точно классифицировать нарушения функций организма, но по отдельным заболеваниям этот документ лишил некоторых детей с хроническими патологиями и, соответственно, их родителей необходимой государственной социальной защиты (зачастую и на бесплатные лекарства).

Речь идет, в основном, о детях, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями (далее: ХНИЗ), такими как сахарный диабет, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит и др.

Хотелось бы обратить внимание на то, что «авторы Приказа 664н, в ответ на обращения, вынужденно признают, что сахарный диабет «вызывает у человека такие нарушения функций и патологические состояния, причем сразу с момента диагностирования недуга, приводящие к ограничениям жизнедеятельности, которые не могут быть устранены или уменьшены проводимыми реабилитационными мероприятиями», (т. е. являются неизлечимыми). Однако, находясь в плену своих нормативных новаций, авторы считают, что «разрабатывать особые правила признания инвалидов для граждан, страдающих ХНИЗ и сахарным диабетом в частности, правовых оснований не имеется.

Специалисты-эксперты профильных комиссий, исполняя Приказ 664н, не разбираются и не хотят разбираться: какими усилиями, посредством каких реабилитационных мер, зачастую доступных лишь родителям и только в рамках мер действенной государственной социальной защиты, достигаются эти временные спокойные состояния компенсации диабета».
(Обращение к Президенту РФ руководителей Диабетических общественных организаций из городов: Н.Новгорода, Ульяновска, Екатеринбурга, Перми, Кургана, Краснодара, Оренбурга).

Помимо ХНИЗ, много обращений поступило от родителей детей с врожденным дефектом губы и неба. Согласно приказу Минздрава такие дети могут быть признаны инвалидами только до окончания лечения либо курса лечения в зависимости от выраженности патологии.

Однако в обращениях родители жалуются на отказы МСЭ в установлении категории «ребенок-инвалид» детям, не получившим необходимую медицинскую помощь, а именно: реконструктивную операцию, что является прямым нарушением законодательства. Для проведения такой операции необходимо стать на очередь для получения квоты. Но зачастую нет времени ждать, поскольку проведение операции не терпит отлагательств.

Игнорировать необходимость срочного проведения операции в таких случаях нельзя, поскольку дефект приводит к затруднению дыхания; из-за патологии ребенок не может нормально питаться и, соответственно, теряет вес; страдает челюстно-лицевой скелет, зубочелюстной ряд, возникают изменения в слуховом аппарате; такие дети более других подвержены заболеваниям верхних и нижних дыхательных путей; при развитии речи и из-за дефекта образуется неправильная артикуляция и др., поскольку дефект верхней губы и неба встречается как изолированно, так и в сочетании с другими патологиями челюсти.

В этом случае родителям приходится обращаться за проведением оперативного вмешательства в частные пластические клиники за собственные деньги, вне системы государственных гарантий.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

«Неполноценные в умственном или физическом отношении дети имеют право на особую защиту, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области медицинского обслуживания, восстановления здоровья, образования, профессиональной подготовки, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха»  гласит ст. 23 Конвенции о правах ребенка.

Действующее законодательство априори не может противоречить важнейшему и основному политико-правовому нормативному акту, и тем более нормам международных договоров.

В стратегии развития социальной поддержки населения, необходимости реформы и модернизации здравоохранения, государство не может лишить нуждающихся детей с хроническими патологиями льгот, так как зачастую это дети из малоимущих семей. В основной своей массе такие дети, не менее, чем до достижения 18 лет должны находиться под наблюдением специалистов.

Действительно, новый Приказ 664н устанавливает более четкие и единые для всех регионов количественные показатели оценки выраженности нарушений жизнедеятельности. Вместе с тем, выявлен ряд проблем и нарушений, которые требуют скорейшего устранения, для восстановления и защиты нарушенных прав детей при установлении инвалидности, поскольку это касается их здоровья, а главное  жизни.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»,  отметил Л. Н. Толстой в «Анне Карениной».

«Особый ребенок» должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества и в этом ему жизненно необходимы помощь и поддержка государства.

Клочкова Светлана Игоревна, член Совета МОО «Союз православных женщин»

24.03.2020
Духовный подвиг Анны Алексеевны Орловой-Чесменской
В России на протяжении всей истории огромное внимание всегда уделялось милосердию и благотворительности. И.А.Ильин писал: «Это есть великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь добра и дать ему волю в жизни. Жизнь человека, утратившего доброту, была бы подобно страшному, нескончаемому сновидению»
05.03.2020
«Программа “Супружества благословение”, посвященная 780-летию венчания святого благоверного великого князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны»
В 2019 году исполнилось 780 лет со дня венчания святого благоверного князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны, а также 20 лет договору о создании Союзного государства Белоруссии и России. К этой дате Женским православно-патриотическим обществом подготовлен проект «Супружества благословение», автором которого стала я, председатель Общества, член Правления МОО «Союз православных женщин» Галина Ананьина
12.02.2020
Предложения по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации
Ключевая проблема государственного развития, всего социально-экономического и национально-культурного развития страны, многонационального единства — отсутствие упоминания о русском народе в Конституции, определения его государственно-правового статуса, ответственности России за изначально создавшей её народ

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2015