Пусть Покров Царицы Небесной всегда пребывает над нами

«О заступница благая!
Зришь Ты Дева Пресвятая, Скорбь моей души.
Даруй слезы умиления Сердцу  чувство сокрушения
И страстей моих волнение. Бурю утиши»

Преподобный Варсонофий Оптинский

В воскресенье, 18 октября прошел открытый урок в воскресной школе, посвященный православному празднику Покрова Божией Матери, автор и ведущая праздника Ирина Анатольевна Горская, лектор-экскурсовод Музея истории г. Черногорска.

Воспитанники двух воскресных школ приходов Богородице-Рождественского, Иоанно-Богословского приняли участие в подготовке концертных номеров для урока-праздника детям младших групп под руководством Лесковой Любовь Васильевны, Белан Дианы Васильевны, Радеевой Галины Тихоновны. Накануне, 14 октября, православные христиане праздновали Покров Божией Матери.

Чудесное событие, заложенное в основу праздника, и по сей день дарует христианам надежду на помощь святых сил и укрепляет веру в бесконечное сострадание и милость Богоматери. Праздник особенно почитается теми, кто причастен к военной службе: издавна считалось, что Небесная Царица оберегает воинов в моменты сражений.

Перед участниками открытого урока выступил настоятель Богородице-Рождественского прихода иеромонах Палладий (Винников), он сказал, что «прославляя свою небесную Заступницу, Церковь поет: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными Апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися. Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». Этими словами он подтвердил, что праздник Покрова действительно установлен в России и особенно почитается у нас. В Грецию же он пришёл через Болгарию и был установлен сравнительно недавно, в XVIII в. В Элладской Церкви тропарь Покрова Божией Матери поется на 1 глас: «Покрова Твоего, Дево, воспеваем благодати, егоже, яко светоносный облак, простираеши паче разума и покрываеши люди Твоя умно от всякаго вражия навета. Тебе бо Покров, и Предстательницу, и Помощницу стяжахом, вопиющи Ти: слава величию Твоему, слава Твоему о нас промышлению, Пренепорочная».

Главный хранитель Музея истории города Черногорска  Марина Ивановна Кучугурова провела экскурсию по выставке «Платок это красиво».

Косова Людмила Ивановна, председатель РОО «Союз православных женщин Хакасии», выступила с презентацией «О чём поведает платок», рассказала о истории современного платка, которая насчитывает не одну сотню лет. О истории уникального музея в Павловом Посаде посвящённом истории русского платка и шали, который был открыт в марте 2002 года и который более 150 лет славится шёлковыми, полушёлковыми и шерстяными набивным и платками и шалями.

Художники и колористы были главными создателями узорных тканей. От их таланта зависел успех текстильного предприятия. Однако сведения о художниках в сохранившихся источниках отражены очень скупо. В фабричных архивах в лучшем случае можно разыскать их имена с очень краткими «паспортными» данными: фамилия, год рождения и т. д. Никаких материалов, характеризующих творческую деятельность мастеров, в этих архивах не обнаружено. Имеющиеся сведения об оплате труда в некоторой степени могут служить косвенным показателем места, занимаемого отдельным художником в мастерской, так как среди них были ведущие, отвечающие за мастерскую, а также исполнители и ученики.

На данный момент в музее насчитывается более 400 экспонатов, которые расположены на площади в 200 квадратных метров. Основное место в фондах музея занимает коллекция платков и шалей из разных видов тканей конца XVIII  начала XX в.в., в том числе шали шерстяные ручной набойки, платки памятные и уникальные шерстяные и шёлковые панно советского периода. Музей создан по инициативе жителя города Владимира Федоровича Шишенина, члена клуба коллекционеров произведений изобразительного искусства. Основой фондов музея и экспозиции стала собранная им коллекция платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта ХVIII-ХХ в.в

Владимир Фёдорович вспоминает: «Однажды у одного из антикваров приобрёл изумительный русский шёлковый платок золотого шитья. Платок привёл меня в восторг и, глядя на него, возникла мысль о создании Музея русского платка в нашем городе  старейшем центре производства платков и шалей, имеющем свои традиции этого промысла. Так началась работа по созданию музея!

«Ну что же?
Одной заботой боле-
Одной слезой река шумней,
А ты ведь та же  лес да поле,
Да плат узорный до бровей»

Семейные традиции не вырастают искусственно, их нельзя «насадить» сверху или навязать семье. Традиции обычно связаны с праздниками, у людей православных неизбежно закрепляются церковные традиции. Традиции и внутренние потребности семьи, а церковные традиции как устоявшаяся ценность.

Платок  это красиво, есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу  зелёный, на Богородичные праздники  голубой, в Великий пост  чёрный, а в остальное время  белый. Традиция ношения плата смотрит с каждой иконы Божьей матери и святых дев. Церковные праздники вносят в жизнь верующей семьи множество красивых традиций, и такой праздник как Покрова Божьей Матери.

К концу XVIII века русская промышленность полностью удовлетворяла внутренний спрос на женские платки. Наше производство конкурировало с индийскими, французскими и особенно английскими фабриками. Так Трёхгорная мануфактура в Москве выпускала до 40 видов платков и шалей. Пользовались славой ткани Иваново-Вознесенской и Павлово-Посадской мануфактур.

Россия сама начала вывозить текстильные изделия  сначала на Восток, потом на Запад. Наши мастера на основе восточного рисунка создавали неповторимые композиционные решения с русской стилизацией и рисунки национального колорита.

Шло время. Богатые дамы щеголяли в кашемировых шалях, шёлковых и кружевных платках. Экономки  в недорогих шалях и чёрных кружевных наколках, горничные  в платке или шляпке, кухарки  в белых платках, няни  в скромных платочках или чепцах, кормилицы дольше всех сохранили древний головной убор  кокошник. XX век сделал акцент на шляпке и шапочке. Платок сместился на плечи или даже стал заменять шарф. И уже во второй половине века он рассматривается как дополнение к костюму. Когда-то ношение платка подчинялось в большей мере традициям. Все его модификации, как зеркало, отражали перемены в жизни женщины.

Историю платка можно проследить в картинах портретистов, очень умело изображающими картины бытовых сцен, не понаслышке знающих крестьянскую, купеческую, народную жизнь, замечательно раскрывающих её в своём творчестве: картины Алексея Гавриловича Венецианова, Михаила Филипповича Иванова, Николая Петровича Богданова-Бельского, Бориса Михайловича Кустодиева.

Выступления народного хора «Любава», (художественный руководитель и аккомпаниатор Коротких Николай Александрович) украсил праздник звучанием песен, и как ни когда кстати звучала песня про «Оренбургский пуховый платок».

«Подари мне платок»

Действительно, платок и шаль являются универсальным аксессуаром, благодаря которым можно всегда выглядеть по-разному. Платок может быть и частью повседневной одежды, и нарядным аксессуаром. Современные женщины и по-разному повязывают платки, умело сочетая их и с повседневной, и с нарядной одеждой.

Благодаря многофункциональности и универсальности платка, каждая из нас имеет прекрасную возможность поэкспериментировать с разными стилями и образами, чтобы выбрать для себя то, что по душе. Платок  актуальный аксессуар не только в храме, но и за его пределами.

Студенки Техникума профессиональных технологий торговли и сервиса Целуновская Анастасия, Гриказчикова Анастасия (руководители производственного обучения мастера Горбантовская В. Р. Зыкова И.В.) провели мастер-класс для девочек, женщин как красиво повязывать и носить платок.

«Всё, что в доме хранится,
все
когда-нибудь пригодится»

Загадочно переливаются всеми цветами радуги яркие шелковые нити, на блестящей поверхности расцветают тысячи цветов и узоров. Играет воображение при виде восточного орнамента тканых шалей  может в этих лабиринтах скрыты тайны мироздания?

Только представьте, как много может поведать нам русский национальный костюм, в состав которого входит платок! Через сколько поколений дошли до нас великолепные платки золотного шитья? Кто и как их носил? За каждым из них история  история края, откуда этот платок родом, история людей, которые его создали и носили История большой страны причудливо переплелась в его узорах!

История Она отражается не только в рукописях, книгах, картинах Она в прямом смысле слова оставила отпечаток на платках! Стоит только взглянуть на коллекцию памятных платков, и как будто переносишься в другое время. А какие платки хранятся в вашем доме, какие вам подарены в наследство, в бабушкиных платках хранится своя история.

Л.И.Косова, председатель РОО «Союз православных женщин Хакасии»

12.02.2020
Предложения по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации
Ключевая проблема государственного развития, всего социально-экономического и национально-культурного развития страны, многонационального единства — отсутствие упоминания о русском народе в Конституции, определения его государственно-правового статуса, ответственности России за изначально создавшей её народ
12.02.2020
Светская Конституция и симфония властей
В стране началось обсуждение поправок для внесения в Конституцию Российской Федерации. Международная общественная организация «Союз православных женщин» поддерживает предложения, разработанные А.М.Величко и И.Э.Круговых, и знакомит с ними пользователей сайта
03.02.2020
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области Основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию Основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» (№ 1, 2020) узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Актуальное

Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчет о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2019 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
 
Октябрь 2015