Пусть Покров Царицы Небесной всегда пребывает над нами

«О заступница благая!
Зришь Ты Дева Пресвятая, Скорбь моей души.
Даруй слезы умиления Сердцу  чувство сокрушения
И страстей моих волнение. Бурю утиши»

Преподобный Варсонофий Оптинский

В воскресенье, 18 октября прошел открытый урок в воскресной школе, посвященный православному празднику Покрова Божией Матери, автор и ведущая праздника Ирина Анатольевна Горская, лектор-экскурсовод Музея истории г. Черногорска.

Воспитанники двух воскресных школ приходов Богородице-Рождественского, Иоанно-Богословского приняли участие в подготовке концертных номеров для урока-праздника детям младших групп под руководством Лесковой Любовь Васильевны, Белан Дианы Васильевны, Радеевой Галины Тихоновны. Накануне, 14 октября, православные христиане праздновали Покров Божией Матери.

Чудесное событие, заложенное в основу праздника, и по сей день дарует христианам надежду на помощь святых сил и укрепляет веру в бесконечное сострадание и милость Богоматери. Праздник особенно почитается теми, кто причастен к военной службе: издавна считалось, что Небесная Царица оберегает воинов в моменты сражений.

Перед участниками открытого урока выступил настоятель Богородице-Рождественского прихода иеромонах Палладий (Винников), он сказал, что «прославляя свою небесную Заступницу, Церковь поет: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными Апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися. Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». Этими словами он подтвердил, что праздник Покрова действительно установлен в России и особенно почитается у нас. В Грецию же он пришёл через Болгарию и был установлен сравнительно недавно, в XVIII в. В Элладской Церкви тропарь Покрова Божией Матери поется на 1 глас: «Покрова Твоего, Дево, воспеваем благодати, егоже, яко светоносный облак, простираеши паче разума и покрываеши люди Твоя умно от всякаго вражия навета. Тебе бо Покров, и Предстательницу, и Помощницу стяжахом, вопиющи Ти: слава величию Твоему, слава Твоему о нас промышлению, Пренепорочная».

Главный хранитель Музея истории города Черногорска  Марина Ивановна Кучугурова провела экскурсию по выставке «Платок это красиво».

Косова Людмила Ивановна, председатель РОО «Союз православных женщин Хакасии», выступила с презентацией «О чём поведает платок», рассказала о истории современного платка, которая насчитывает не одну сотню лет. О истории уникального музея в Павловом Посаде посвящённом истории русского платка и шали, который был открыт в марте 2002 года и который более 150 лет славится шёлковыми, полушёлковыми и шерстяными набивным и платками и шалями.

Художники и колористы были главными создателями узорных тканей. От их таланта зависел успех текстильного предприятия. Однако сведения о художниках в сохранившихся источниках отражены очень скупо. В фабричных архивах в лучшем случае можно разыскать их имена с очень краткими «паспортными» данными: фамилия, год рождения и т. д. Никаких материалов, характеризующих творческую деятельность мастеров, в этих архивах не обнаружено. Имеющиеся сведения об оплате труда в некоторой степени могут служить косвенным показателем места, занимаемого отдельным художником в мастерской, так как среди них были ведущие, отвечающие за мастерскую, а также исполнители и ученики.

На данный момент в музее насчитывается более 400 экспонатов, которые расположены на площади в 200 квадратных метров. Основное место в фондах музея занимает коллекция платков и шалей из разных видов тканей конца XVIII  начала XX в.в., в том числе шали шерстяные ручной набойки, платки памятные и уникальные шерстяные и шёлковые панно советского периода. Музей создан по инициативе жителя города Владимира Федоровича Шишенина, члена клуба коллекционеров произведений изобразительного искусства. Основой фондов музея и экспозиции стала собранная им коллекция платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта ХVIII-ХХ в.в

Владимир Фёдорович вспоминает: «Однажды у одного из антикваров приобрёл изумительный русский шёлковый платок золотого шитья. Платок привёл меня в восторг и, глядя на него, возникла мысль о создании Музея русского платка в нашем городе  старейшем центре производства платков и шалей, имеющем свои традиции этого промысла. Так началась работа по созданию музея!

«Ну что же?
Одной заботой боле-
Одной слезой река шумней,
А ты ведь та же  лес да поле,
Да плат узорный до бровей»

Семейные традиции не вырастают искусственно, их нельзя «насадить» сверху или навязать семье. Традиции обычно связаны с праздниками, у людей православных неизбежно закрепляются церковные традиции. Традиции и внутренние потребности семьи, а церковные традиции как устоявшаяся ценность.

Платок  это красиво, есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу  зелёный, на Богородичные праздники  голубой, в Великий пост  чёрный, а в остальное время  белый. Традиция ношения плата смотрит с каждой иконы Божьей матери и святых дев. Церковные праздники вносят в жизнь верующей семьи множество красивых традиций, и такой праздник как Покрова Божьей Матери.

К концу XVIII века русская промышленность полностью удовлетворяла внутренний спрос на женские платки. Наше производство конкурировало с индийскими, французскими и особенно английскими фабриками. Так Трёхгорная мануфактура в Москве выпускала до 40 видов платков и шалей. Пользовались славой ткани Иваново-Вознесенской и Павлово-Посадской мануфактур.

Россия сама начала вывозить текстильные изделия  сначала на Восток, потом на Запад. Наши мастера на основе восточного рисунка создавали неповторимые композиционные решения с русской стилизацией и рисунки национального колорита.

Шло время. Богатые дамы щеголяли в кашемировых шалях, шёлковых и кружевных платках. Экономки  в недорогих шалях и чёрных кружевных наколках, горничные  в платке или шляпке, кухарки  в белых платках, няни  в скромных платочках или чепцах, кормилицы дольше всех сохранили древний головной убор  кокошник. XX век сделал акцент на шляпке и шапочке. Платок сместился на плечи или даже стал заменять шарф. И уже во второй половине века он рассматривается как дополнение к костюму. Когда-то ношение платка подчинялось в большей мере традициям. Все его модификации, как зеркало, отражали перемены в жизни женщины.

Историю платка можно проследить в картинах портретистов, очень умело изображающими картины бытовых сцен, не понаслышке знающих крестьянскую, купеческую, народную жизнь, замечательно раскрывающих её в своём творчестве: картины Алексея Гавриловича Венецианова, Михаила Филипповича Иванова, Николая Петровича Богданова-Бельского, Бориса Михайловича Кустодиева.

Выступления народного хора «Любава», (художественный руководитель и аккомпаниатор Коротких Николай Александрович) украсил праздник звучанием песен, и как ни когда кстати звучала песня про «Оренбургский пуховый платок».

«Подари мне платок»

Действительно, платок и шаль являются универсальным аксессуаром, благодаря которым можно всегда выглядеть по-разному. Платок может быть и частью повседневной одежды, и нарядным аксессуаром. Современные женщины и по-разному повязывают платки, умело сочетая их и с повседневной, и с нарядной одеждой.

Благодаря многофункциональности и универсальности платка, каждая из нас имеет прекрасную возможность поэкспериментировать с разными стилями и образами, чтобы выбрать для себя то, что по душе. Платок  актуальный аксессуар не только в храме, но и за его пределами.

Студенки Техникума профессиональных технологий торговли и сервиса Целуновская Анастасия, Гриказчикова Анастасия (руководители производственного обучения мастера Горбантовская В. Р. Зыкова И.В.) провели мастер-класс для девочек, женщин как красиво повязывать и носить платок.

«Всё, что в доме хранится,
все
когда-нибудь пригодится»

Загадочно переливаются всеми цветами радуги яркие шелковые нити, на блестящей поверхности расцветают тысячи цветов и узоров. Играет воображение при виде восточного орнамента тканых шалей  может в этих лабиринтах скрыты тайны мироздания?

Только представьте, как много может поведать нам русский национальный костюм, в состав которого входит платок! Через сколько поколений дошли до нас великолепные платки золотного шитья? Кто и как их носил? За каждым из них история  история края, откуда этот платок родом, история людей, которые его создали и носили История большой страны причудливо переплелась в его узорах!

История Она отражается не только в рукописях, книгах, картинах Она в прямом смысле слова оставила отпечаток на платках! Стоит только взглянуть на коллекцию памятных платков, и как будто переносишься в другое время. А какие платки хранятся в вашем доме, какие вам подарены в наследство, в бабушкиных платках хранится своя история.

Л.И.Косова, председатель РОО «Союз православных женщин Хакасии»

14.04.2024
Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностей
Сегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?»
18.03.2024
Наступило время действовать, а не созерцать
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество».  Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России
19.02.2024
Династия священнического рода Саковичей
Сегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» в 2023 году
Союз православных женщин в России и за рубежом | МОО «Союз православных женщин»
Союз православных женщин в России и за рубежом
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 105-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
 
Октябрь 2015