Цивилизационный выбор Руси в зеркале современного образования
Цивилизационный выбор, совершенный князем Владимиром, основой которого стало принятие «греческой веры» — восточного христианства — на века предопределил своеобразие русской культуры с ее обостренным нравственным самосознанием, соборностью и глубокой исповедальностью, особым видением красоты мира и человека.
Нельзя себе представить личность вне определенной культуры, которая отражает его отношение к самому себе, ближнему и дальнему соседу, окружающему миру, его прошлому, настоящему и будущему. Современный мир поликультурен и многолик, что является естественным процессом возрастания коммуникативных связей, интеграцией экономического пространства. Но этот тренд не означает потери этнической идентичности, которая возникает с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое попадает человек. Оно, в свою очередь, задает общепринятые стандарты поведения и самореализации личности, отраженные в
При всем кажущимся многообразии путей развития, как отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений в январе нынешнего года, «с духовной и религиозной точки зрения полюсов всегда только два: плюс и минус, добро и зло, истина и ложь, с Богом и без Него. Каждый человек определяет для себя, где он находится и что поддерживает. Ценностный выбор Руси, крестившейся при Великом и равноапостольном князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта Правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами „Святая Русь“»(1).
Феномен Святой Руси был непонятен и загадочен, а потому удивителен для Запада, тоже считавшимся христианским, но пережившим Реформацию и Возрождение, которые во многом изменили его первоначальный евангельский облик. Несмотря на происшедшие в нашей стране перемены, порой весьма трагичные, русская душа осталась неизменной. Для иноземцев она и сейчас остается загадкой, понять и разгадать которую вряд ли возможно с позиций формальной логики и рационального мышления. Жертвенность и бескорыстие, самоотверженность и соборность, любовь к Отечеству и ближнему — то, что не приносит ни выгоды, ни счастья в земной жизни, но что так дорого сердцу русского человека. Святая Русь — это не то место, где все люди — святые, а это то, к чему стремится душа каждого из них, как к своей духовной родине, — через ошибки, падения, страдания, покаяние и раскаяние. Как на русской иконе, которая понятнее сердцу, чем западная картина на библейский сюжет. Икона — как окно в иной мир, а иконные горки на ней — ступеньки для внутреннего духовного преображения.
В отличии от западной культуры, антропоцентрической, направленной своим гуманистическим пафосом на обожествление человека, стремящегося однажды в силу своей кажущейся самодостаточности стать «как бог», русская культура — покаянная, возвышающая человека над его земным бытием, стремящаяся к высшей духовности. На эту черту указывал еще
Цельность православного миропонимания и восприятия догматических установок на уровне сознания, заложенные цивилизационным выбором князя Владимира, привели к формированию принципиально иных, чем в дохристианском мире, этических норм, а также уникальной художественной культуры.
Вместе с тем нашей стране в последние десятилетия пришлось перешить непростые турбулентные процессы, приведшие к
Маргинализация социума, как основа его социальной нестабильности и духовного неблагополучия, создает предпосылки деградации отдельной личности и общества в целом. В постсоветском пространстве это привело к заметному росту психоэмоциональных и нервнопсихических расстройств у молодежи, не имеющей должного духовного иммунитета. К тому же маргинальное сознание, оторванное от своих корней, находится вне нравственных и национальных ориентиров, оно легко поддается манипулированию, что создает почву для действия деструктивных сект, а также представителей криминальной сферы экономики.
На смену бинарному мышлению, в котором ясно присутствуют два полюса — добро и зло, приходит медиальное мышление, в котором эти грани размыты, а сами понятия совмещаются. Идеалом для подражания становятся герои, которые борются со злом при помощи еще большего зла. Вместе с тем именно традиционная религиозная нравственная культура способствует восстановлению бинарного типа мышления, которое является гарантом жизнеспособности и духовного здоровья нации, дает представление о духовно здоровом образе жизни, как норме и идеале.
Современный
Выход из такого положения видится в создании системы образования (то есть обучения и воспитания), ориентированной на традиционные нормы общежития, ведущую роль среди которых занимают цивилизационные (в сущности религиозные) ценности. Кроме того, как показывают современные исследования, между религией и наукой, как двумя когнитивными системами отсутствуют принципиальные и неразрешимые противоречия, и нравственный выбор личности неизбежно сталкивается с проблемой веры(4).
Как известно, учитель является ретранслятором культуры и хранителем ее лучших традиций: нельзя сеять неразумное (глупое), недоброе (злое), невечное (временное). Он фактически является творцом социума, реализуя в своей деятельности культурные традиции этноса.
Вместе с тем анализ образовательной ситуации в стране и системы подготовки педагогов для решения задач интеграции обучающихся в цивилизационное пространство отечественной традиции показывает противоречивость данного процесса.
Современный этап развития российской системы образования характеризуется серьезными структурными и содержательными изменениями. Вопрос о модернизации образовательной системы на основе национальных традиций как процессе ее усовершенствования и приспособления к требованиям современности приобретает особую остроту и актуальность. Вместе с тем в ходе модернизации исчезает общественный консенсус по поводу основ жизни, так как меняются почти все жизненные представления и система приоритетов, психический склад личности и ее ценностные предпочтения. В истории России практически каждая попытка осуществления модернизации (будь то в экономике, социальных отношениях или культурной сфере) порождала так называемый социокультурный раскол, то есть насильственные внедрения и нововведения чужеродного характера проходили на фоне острых социальных конфликтов и кризисов, что приводило к утрате национального сознания и росту маргинальных слоев общества. Современная модернизация привела к появлению «плюрализма мнений» в выборе национальных ценностей и необходимость «толерантного отношения» к ценностному выбору «партнеров», что находит отражение в философии релятивизма — господствующей философской доктрине нашего времени.
Процесс модернизации и утверждение в обществе ценностей либерализма обусловил участие России в Болонском процессе при отсутствии достаточной подготовки к данному шагу и без согласования с национальными образовательными традициями, что привело к игнорированию воспитательных задач отечественного образования и его абстрактной универсализации.
В большей степени этот тренд затрагивает сферу так называемых точных и естественнонаучных дисциплин (математики, физики, химии, биологии
Вместе с тем, как показывает исторический опыт, заметный крен в сторону общечеловеческой универсализации всегда таит в себе опасность деградации нравственных ценностей, поэтому духовное состояние современного российского общества в многочисленных исследованиях специалистов различных отраслей знаний характеризуется как кризисное.
В постсоветском образовании проект будущей личности российского гражданина стал ориентироваться на общество потребления, что вступило в противоречие с отечественными традициями и ценностями православной цивилизации. В условиях уничтожения прежних идеологических скреп и отсутствия общенациональной мобилизующей идеи попытки разрешить данное противоречие привычными методами оказались безуспешными.
Несколько лет назад школы впервые выпустили молодых людей, родившиеся не в Советском Союзе, а в России, выросших на принципах гуманистической парадигмы образования с новым типом мышления. Это, в частности, высокий уровень притязания на личный успех при отсутствии самокритичного анализа собственных недостатков и слабостей. Как образно заметила психолог
В таких условиях делается попытка выстаивать межличностные отношения на принципах толерантности, которые предполагают терпимое отношение к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. Однако на практике последовательное осуществление установок толерантного сознания приводит к безразличному отношению личности к фактически безнравственным явлениям, так как приводит к падению их значимости для субъекта. Вместе с тем традиции отечественной культуры, базирующиеся на православной духовности, не предполагают терпимого отношения ко всем проявлениям человеческой природы, в том числе противоречащим нравственности, что не исключает милосердия, терпения и любви по отношению к ближнему, преступившему нравственный закон(6).
Такое положение не могло не вызвать беспокойство нравственно здоровой части общества. Тем более что, несмотря на серьезные демографические проблемы, дети рождаются, подрастают и приходят в школу. При этом, как заметил ростовский исследователь, доктор педагогических наук
Осознание «тупиков» гуманистической парадигмы приводит к поиску национальной идентичности и попыткам модернизации системы образования с опорой на национальные традиции.
В этой связи огромная роль в сохранении и трансляции национальных идеалов, традиций и духовных ценностей принадлежит воспитанию личности, как в семье, так и в школе. Поэтому в последние годы (конец
При этом в современном образовании не решен ряд принципиальных проблем, что связано, прежде всего, с господством релятивистского подхода к толкованию участниками образовательного процесса таких фундаментальных понятий, как «духовная культура», «духовная жизнь человека», «
Эти подмены стали особенно опасны с введением в современную педагогическую лексику и практику понятий «
В современных секуляризованных
Вместе с тем для православной педагогической традиции очевидно, что «духовность» есть прилагательное к слову «Дух», а нравственность является проявлением этой духовности(8). Как пишет профессор
Очевидность подмены обусловлена тем, что,
Поэтому для современного общества крайне важен аксиологический (ценностный) выбор учителя, так как от этого во многом зависит, какие ценности будут у социума в будущем. Вот почему актуальным сегодня в России становится аксиологический подход к подготовке учителя, согласно которому «педагогическое образование должно не только обеспечить усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить духовность, его ценностное сознание, сформировать ценностное отношение к миру как основной задаче образования» (10).
Примечания
1. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3957820.html (дата обращения 12 мая 2015 года).
2. Достоевский
3. Казин А. Русская Победа // [Электронный ресурс] URL: http://www.rspp.su/sobor/kazin/russkaya_pobeda.htm (дата обращения 10 февраля 2015 года)
4. См. подробнее: Багдасарян В.Э., Сулакшин
5. Резапкина Г.В. «Профанный» гуманизм // Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе. Сборник материалов
6. Более подробно см: Розина
7. Бермус
8. Более подробно см: Розина
9. Беляева
10. Никитина
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |