Семена вечности

От мест географических можно отъехать,
но не от святых, дух коих всюду,
ярко показавших на себе и собою славу Божию,
в чем весь смысл нашей веры, как спасительной для всех.

(Преосвященный Евлогий,
архиепископ Владимирский и Суздальский)

Двадцатое столетие в жизни Русской Православной Церкви  эпоха невиданных гонений за веру, которая по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превзошла все, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых. В ХХ веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история всей христианской Церкви.

В России никогда не иссякала духовная жажда подражания Христу, стяжания праведности и святости Христовой. Не стоит город без святого и село без праведника,  говаривали в старину на Руси. И во времена разгула безбожия и безнравственности Промыслом Божиим в России воздвигались и сохранялись богобоязненные чистые люди. Именно они ставили целью своей жизни стараться всеми силами быть подобными Христу в Его преданности и послушании воле Отца Небесного, подражать Господу Иисусу в Его незлобивости, милосердии, кротости, смирении, молитвенности и бескорыстной любви.

Их земная жизнь завершилась, но к могильным крестам и скромным, в цветах и травах, холмикам проложены тропы теми, кто свершает здесь панихиды по усопшим, а порой и разговаривает с теми, кто лежит в земле, как с живыми, просит молитвенного за нас перед престолом Божиим заступничества и получает просимое по вере своей.

На кладбище Серафимовича трудно пройти мимо могилы матушки Раисы, монахини Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, чья жизнь протекала в период грозных событий. И неимоверную тяжесть голгофского Креста России ХХ века верная ее дщерь испытала на себе полной мерой.

О праведной жизни монахини Раисы написана книга, вышедшая вторым изданием по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Составлена она с особой любовью и тщательной выверенностью фактов биографии, снабжена фотографиями и приложением из ее писем к разным лицам, воспоминаниями родственников и духовных чад. В ней рассказывается и о днях памяти 50-летней кончины монахини Раисы, в которых приняли участие высокие гости: архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) и настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря в г. Москве игумен Никон (Смирнов).

Они родные братья, их детство и отрочество проходило в тех сибирских краях, куда была сослана матушка Раиса, которую они и чтят как духовную наставницу свою. В книге трогательно описаны дни пребывания их в монастыре, подробно описаны маршруты передвижения и представлены фотографии панихиды, которую отслужили братья вместе с родственниками матушки Раисы и насельницами Усть-Медведицкого возрождающегося монастыря 19 июня 2007 года.

Я прочла книгу вечером накануне такой же даты, но уже в 2008 году прямо в стенах монастыря, куда мы приехали снова поклониться дорогой могиле и снова убедиться в удивительной живительной силе народной памяти.

А впервые я побывала здесь в далеком 1998 году, когда монастырь являл собой жуткое зрелище поруганной красоты, но и внутреннего достоинства. Зато действовал тот храм в Серафимовиче, где часто молилась матушка Раиса, и здесь после панихиды прямо в церковной ограде накрывались поминальные столы. Поразило огромное количество народа православного на кладбище и за трапезой, но больше всего удивляла география мест, откуда автобусами и поездами прибыли в день 19 июня те, кто знал, помнил или узнал теперь и принял в свое сердце жизнь монахини Раисы как свет и поучение.

Здесь были люди со всего междуречья Волги и Дона, из Краснодарского и Ставропольского краев, из Кемерово, из станицы Вешенской целый автобус, и все  со своими батюшками.

Я наивно полагала, что те родственники матушки Раисы, которых я лично знала и благодаря которым открыла для себя эту праведницу, будут составлять большую часть прибывших близких людей монахини Раисы. Но тут были паломники со всей России, которым матушка была близка и дорога.

Мне предстояло еще только сердцем постичь непостижимое  этих людей никто не организовывал, их привела сюда живая память и живая вера. А тогда было важно находиться здесь вместе с детьми из духовно-нравственной школы «Воскресение» Центра русской культуры Кировского района г. Волгограда.

По традиции они ежегодно приезжали сюда в день памяти матушки Раисы. А потом писались творческие работы по православному краеведению и создавались картины и рисунки, т. е. шёл процесс творческого усвоения опыта праведной жизни не в стенах классов и кабинетов, а на печальных развалинах монастыря, в храме Воскресения Христова, за поминальной трапезой, которая сопровождалась чтением жизнеописания монахини Раисы. Воспитанники Центра навсегда запомнят эти паломничества.

А мне тогда же в 1998 году дала прочитать его первое издание замечательный человек и педагог, одна из лучших преподавателей по классу фортепиано Нина Петровна Боева (Мирошникова). Она  внучатая племянница матушки Раисы, тогда же и узнала я, что отцу Нины Петровны Петру Мирошникову матушка предсказала и намолила путь священнического служения. Многое стало понятно и в самой Нине Петровне, и свет, который всегда излучала эта скромная и теплая женщина, полное отсутствие какого бы то ни было тщеславия (а класс преподавателя Боевой был на слуху и в районе, и в городе).

Но главное  та мотивация, которая стала доминантной в решении Н. П. Боевой уйти из обычной школы искусств  в духовно-нравственную, где основу обучения составляли достижения православной педагогики. Нина Петровна просто объяснила: «Когда я предстану перед Господом, он не спросит меня, как я ставила руку пианистам юным, а что я сделала для становления и спасения их душ». Духовником этой школы является прот. Валентин (Скрыпников), настоятель прихода в честь свят. Иннокентия, прихожане которого тоже ежегодно приезжают в дни памяти монахини Раисы в монастырь и на кладбище Серафимовича.

В нашем городе работают и несут своё служение прямые родственники матушки Раисы, которые никогда не подчёркивают этого родства, но достойно несут звание христианина. Сын Н. П. Боевой  настоятель Крестовоздвиженской церкви о. Игорь, вообще, считает, что его заслуг в деле восстановления этой церкви и создания прихода гораздо меньше, чем молитвенной помощи матушки Раисы.

18 июня 2012 года в Усть-Медведицкий монастырь я снова приехала вместе с родственниками монахини Раисы, ведь это был 55 год памяти местночтимой праведницы. И как велика была наша радость, когда мы вдруг увидели входящих в храм в честь преп. Арсения Великого дорогих паломников: архиепископа Евлогия и брата его игумена Никона! «Как на крыльях долетели мы за десять часов к вам!»  взволнованно говорил владыка Евлогий,  обнимая Нину Петровну, её дочь и сестёр обители.

Для меня этот пятый уже приезд архиепископа Евлогия на могилу своей духовной матери стал своеобразным нравственным уроком действенной памяти от благодарных ее чад духовных, с которыми судьба свела ссыльную монахиню в Кемерово. На этот раз оттуда прибыла и семья, помнившей матушку Раису 70-летней женщины. Слушать общие воспоминания её и гостей из Владимира и Москвы надо бы в присутствии православного телевидения!

После вечернего богослужения, которое возглавил владыка Евлогий с сослужащими игуменом Никоном и прот. Алексеем, за трапезой продолжалась тихая беседа поистине семейного круга людей, близких по родству кровному и духовному, и нас, счастливых свидетелей этого единства во Христе и боящихся пропустить хоть одно слово из потока живой памяти.

К литургии поднялись рано, и в 7 часов сестры монастыря с игуменьей Георгией с хлебом и солью у храма Казанской Божьей Матери вновь встречали дорогих гостей. В солнечное утро территория преобразившегося трудами и молитвами насельниц монастыря выглядела как дивный райский уголок. Я не была здесь два года, и поразилась переменам не только в храмах, но и в ландшафте монастыря. Красивые цветочные клумбы, альпийские горки, почвопокровные розы, грот с водопадом и пруд с лилиями. Арка колокольни в ярко зеленом уборе, плиточное покрытие монастырских площадей и дорожек, красивые лестничные марши, скамейки паркового дизайна. Всего не перечислить!

Но главное в традиции дня 19 июня  это прибывающие с утра автобусы: из Волгограда и Ростова, станиц Вешенская, Боковская, Кривская. Взволнованные паломники с малыми детьми! Значит, память будет жить в сердцах этих молодых родителей и их детей о той, что в пыльном и грозном лихолетье сидела у монастырских ворот разоренной обители и не знала, куда путь ей Господь укажет

Нужно видеть лица тех, кого собирает память о праведнице. В толпе сразу узнают и добросердечно показывают друг другу прибывших родственников. А те горячо благодарят и настоятельницу монастыря матушку Георгию, и всех, кто разделяет с ними пасхальную радость поминальной службы и трапезу, приготовленную монахинями из продуктов, которых не найти в наших супермаркетах. Все выращено и изготовлено здесь же: молоко и мед, творог и сметана, блины и салаты, овощи и фрукты. И звучит тихий и ровный голос послушницы, читающей жизнеописание матушки Раисы:
«1928 год стал роковым для Усть-Медведицкого монастыря. Обитель варварски закрыли, как и прочие монастыри в России. Матушка Раиса вспоминала, как неистово красноармейцы изгоняли инокинь из келий, как их безжалостно сваливали на подводы и увозили невесть куда, как сама она в страхе вышла из своего монастыря и села с Пслатирью за воротами, ожидая своей участи. В пыли, поднятой скачущими кавалеристами, ее не увидели. Чудом Божиим мать Раиса осталась нетронутой бешеной толпой. Тогда она отправилась в дом своих ближайших родственников сестер, братьев, племянников, стала странницей, а потом страждущей и ссыльной».

Примечательно, что среди тех, кто ежегодно приезжает 19 июня к матушке Раисе на могилку есть и те, кто принимал её в годы гонений и не боялся скрывать монахиню, ведущую и беседы о Боге и вере, за которой всегда была особая надзирающая слежка. Об узах праведницы братья Смирновы пишут в книге со слов и рассказов их духовной наставницы  матушки Раисы и признаются, что говорить о тюремных и ссыльных годах ее  значит поражаться, как Божья благодать хранила и растила таких исповедников веры в самых ужасных и нечеловеческих условиях. Более того, она же делала их полезными и нужными тем, кто искал у этих исповедников поддержки.

«Враг рода человеческого, диавол, всюду преследовал и строил козни против верной рабы Христовой, не терпя её мужественного и чистого жития. Обращение с верующими ссыльными было особенно диким и жестоким. Матушка рассказывала, как их перевозили в одно дальнее и глухое место в зимнюю стужу, в сорокаградусный мороз. Монахинь грузили на подводы штабелями.

Однажды ссыльная судьба привела матушку в пригород Ачинска. Когда она робко вошла в первую избу, сразу увидела лежащего на печи больного старика, по холодному полу бегали голодные разутые в рваной и грязной одежде ребятишки. В углу дома матушка нашла почерневший образ Святителя Николая. Помолясь, она предложила помощь по дому. Вскоре хата преобразилась отчищенной посудой, отстиранной одеждой и бельём на всех. Хворавших подняла на ноги. Дом нашёл святую душу. Весь Ачинск пришёл в изумление от своей новой ссыльной, лечившей болезни, дававшей удивительные и мудрые советы. Впоследствии долго не забывал городок свою духовную мать. Куда бы не перемещалась матушка Раиса, находили её духовные чада из Сибири».

После ссылки около четырёх лет матушка жила в Кемерово, где тогда совсем застыла духовная жизнь под ураганом времени, снёсшего все храмы. В этом, мало населённом тогда, городке матушка оказалась вместе с игуменом Феодосием (Борисовым) и получили благословение у правящего архиерея митрополита Новосибирского Варфоломея на открытие первого прихода. Это был послевоенный 1947 год, смягчивший политику Кремля по отношению к Русской Православной Церкви. Снова можно было открывать храмы, совершать церковные требы. Приходской батюшка тут же купил дом, обратив его в храм, где начались богослужения. Крестил батюшка целыми семьями. Храм был открыт и днем и ночью.

Столпом этого прихода была матушка Раиса. Но она же и как старица обходила близких и дорогих ей людей, как своих духовных чад. Так, в одном доме с большим семейством в десять человек матушка находила для себя поле милосердного служения ближним.

Она предсказала судьбу и занятия всем членам семьи, что в точности исполнилось. А как-то во сне ответила одному из сыновей на вопрос: куда идти учиться. «Иди в семинарию»,  был голос матушки. Окончив 1-й класс семинарии, Георгий (ныне архиепископ Евлогий) поспешил в г. Серафимович, где тогда жила матушка, повидать свою духовную наставницу, она была в сорока километрах от городка. Два дня потребовалось Георгию, чтобы отыскать скромный домик, где проживала подвижница. Перед его приходом матушка взволнованно говорила: «К нам едет большой гость!» Поэтому в доме шла большая подготовка. Не успела бричка подвезти Георгия к дому, как все вышли ему навстречу, причём матушка Раиса сама держала большой ковш воды для юного путешественника.

Георгий потом рассказывал, как ему пришлось у матушки читать адресованные ей письма. Почерки разные и трудные, но матушка легко ему помогала, зная мысли и тексты наперед. Отдельные письма не распечатывали, ибо она знала их суть.

Учась в семинарии, Георгий написал матушке Раисе несколько писем. Её ответы были письменным памятником ее веры и понимания бытия. Все они прилагаются к книге о матушке Раисе. А в одном из них есть стихи без указания автора. Я нашла их в антологии «Слово и Дух». Стихотворение принадлежит поэту Михаилу Розенгейму и датируется 1885 годом:

Не осуждай
Не осуждай. Чтоб ближних быть судьею,
Спроси у совести, ты 
сам-то лучше ль их?
О, брат, кто точно чист душою,
Тот благ к погрешностям других!
Не осуждай Ведь слову нет возврата!
Смотри, что,  как сказал Спаситель,- неравно
Увидишь спицу в глазе брата,
А проглядишь в своём бревно.
Не осуждай  затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжелый камень осужденья,
Которым в брата бросишь ты.
Не осуждай!.. Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла;
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела.
Не осуждай! Дерзнешь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечен?
Не осуждай! Ты можешь ошибиться.
Не осуждай! Не будешь осужден!

Значит, матушка Раиса читала не только Псалтирь, которую знала наизусть, и не только духовную литературу, но и светскую поэзию.

У неё был параманный крест, подаренный ей одним заключённым в Сибири. Крест с особой окраской и изображенным в его рельефе Распятием Господа. Это принадлежность монашеского облачения при постриге в мантию (схиму) представляет собой лоскут с изображением Голгофы. Носится параман на спине и соединяется лентами с нагрудным крестом. Крест матушка просила передать после своей кончины мужу племянницы Петру Мирошникову, который по предсказаниям её стал священником. Отец Петр, прослужив семнадцать лет на приходе, предал этот крест через свою дочь Нину Петровну Боеву (Мирошникову) архимандриту Евлогию (Смирнову).

Таким вот священным символом связанными стали судьбы родных по крови матушки Раисы с родными духовными чадами её. Они встречаются не так часто, как им хотелось бы, но в молитвенной памяти о матушке Раисе и друг о друге они вместе. И я всегда видела, как за проскомидией Нина Петровна долго и светло поминала всех, записанных в её объёмном синодике. И, конечно же, о. Игорь, сын её за каждым богослужением оглашает имена всех тех, кто был связан с жизнью и судьбой монахини Раисы.

После литургии, панихиды и поминального обеда вереница автобусов отправилась на кладбище, где была отслужена лития на могиле праведницы. Трогательным было прощание с дорогими гостями, которым предстоял долгий путь в жаркий день во Владимир и Москву, Кемерово и в наши волгодонские станицы.

Глубоко в души провожающих запали слова владыки Евлогия: «Много памятных мест у нас, которыми измеряется наша земная часть. Но есть совершенно особые и как звёзды светлые. Могила матери Раисы, близкого мне человека и святого в жизни, стала неким ориентиром серьёзного размышления над собою. А 55-летие со дня кончины этой, мало ещё известной, подвижницы веры вновь собрало меня в дальнюю поездку из Владимира в Серафимович, дабы продлить мои сыновние молитвы о ней и выразить любовь самую благодарную за её ощутимую духовную поддержку и помощь в нашем нелёгком здесь земном странствовании».

Всем присутствующим были подарены иконки с благословением Святой горы Афон и камешки с этой земли удела Пресвятой Богородицы.

Начало третьего тысячелетия в истории человечества ознаменовалось также и величайшим промыслительным актом, значение которого ещё не в полной мере осознали современники.

Святейший Архиерейский Собор Русской Православной Церкви к 2000- летию Рождества Христова соборно прославил более 1000 поименных, а также всех непоименованных святых, пострадавших за веру в годы атеистического террора.

Если Всемилостивый Господь, верша свой Суд, прославил подобных матушке Раисе, то они пребывают в сонме прославленных Собором непоименованных святых.

Для нас, живых, прославление и жития всех святых открывают Святость как воплощение высшего Идеала жизни человека на Земле.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в 2007 году говорил, что мы не пережили бы всех трудностей и ужасов безжалостного и бесчеловечного двадцатого века без подвига святых новомучеников и исповедников, совершивших его во имя Христово. Духовный смысл истории народа познается через образ присущей ему святости, через нравственное свершение.

Святая Русь  не миф, не сказка и не социальная утопия. Она доподлинна, поскольку коренится в вечном и непреложном. Недаром мощи мучеников и исповедников святитель Амвросий Медиоланский называет «семенами вечности». На земле нашей священной есть скромная могилка, в которой покоятся такие семена.

Необходимое дополнение:28 сентября 2013 года отошла ко господу внучатая племянница монахини Раисы Нина Петровна Боева (Мирошникова), от которой в далеком 1998 году я узнала о её удивительной родственнице. А летом 2014 года в Серафимовиче состоялось торжественное перезахоронение мощей нашей местночтимой праведницы матушки Раисы с кладбища г. Серафимовича на территорию Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Сёстры нынешней красивейшей обители приняли свою знаменитую насельницу монахиню Раису с особыми, подобающими этому событию, почестями и трепетной любовью при огромном стечении паломников и прихожан монастырских храмов встречала её родная обитель, из которой она была изгнана.

Думается, поминальные молитвы наши об этих родных православных женщинах делают и нас сопричастниками их земной славы и дают надежду на милосердие Господа к моим землячкам.

Жукова Г.Г., председатель Волгоградской областной общественной организации «Союз православных женщин», кандидат филологических наук

03.12.2019
Проект развития женского православного сообщества при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай в Литве
Деятельность Союза православных женщин при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай продолжается уже несколько лет
02.12.2019
Московский драматический театр художественной публицистики
Московскому драматическому театру художественной публицистики в этом году исполнится 30 лет. Все эти годы работа нашего театра направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи средствами сценического искусства
30.10.2019
Инга Легасова: Жизнеспособность нации — в руках российских женщин
Значение нации для воспроизводства поколений и для продолжения жизни в нашей стране заключается в том, что через ощущение себя частью нации каждым человеком осуществляется генетическая преемственность от поколения к поколению, сохранность самобытности народов и народностей России и защита гражданами страны среды их обитания

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Март 2015