Педагогическая этика и педагогический этикет: творческое служение и духовно-нравственная ответственность педагога

Посвящается моим драгоценным Родителям-Победителям, участникам Великой Отечественной войны 19411945 гг.

Не судите да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы;
и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
(Мф. 7:1, 2)

И так, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
Так поступайте и вы с ними, обо в этом закон и пророки.
(Мф. 7: 12)

Обобщая нравственную практику (трёх последних десятилетий XXXXI вв.) российского учительства в святом и благородном деле воспитания и обучения, можно увидеть, что педагогическая эрудиция и этический кругозор, педагогическая компетентность и нравственно-этическая культура учителя (даже в православно ориентированной системе воспитания и обучения) далеки от идеала и совершенства, и не только из-за недостатка знаний по педагогической этике. Тезаурус педагогической и этической мысли определяет, что воспитание является духовно-нравственным кредо учителя, и что «воспитанный воспитатель»  это «rara avis» (лат.  редкая птица), и в результате предлагается вывод, согласно которому воспитателя надо воспитывать для достижения особого уровня нравственной воспитанности, ибо настоящий воспитатель должен быть хорошо воспитан,- что известно с древнейших времен античности.

В связи с тем, что у древних греков этика всегда понималась как дух (связующее звено),  то уместно напомнить и Древнюю Стόю (32 в.в. до Р.Х.), в которой сложилась система философии из 3-х частей (логики, физики, этики): стоики сравнивали философию с яйцом, где желток  этика, белок  физика, скорлупа  логика. Никогда не поздно людям начать «ab ovo» (лат.  от яйца) и поставить «ребром» вопрос об этике перед сознанием и совестью каждого, кто как в евангельской притче о талантах, лукаво не зарыл свой нравственный талант, и не покрылся «скорлупой эгоизма»

В силу того, что Этика венчает все системы философии, то и немецкий кёнигсбергский философ Иммануил Кант (17241804) выделил в русле этического идеализма примат практического разума (нравственность, этика, мораль) в отношении разума теоретического (наука и философия):  «Преимущество моральной философии перед всеми остальными видами деятельности разума древние разумели под именем философа, главным образом моралиста»  И. Кант создал «нравственный императив» такого всеобщего закона, который задает себе сам разумный человек, и который гласит: «Поступай так, чтобы мáксима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Думается, что Кант не отступил в своих постулатах от ключевого принципа «Золотого правила»,  одного из древних этических требований практического благоразумия и житейской мудрости,  выразившего общечеловеческое содержание нравственности, которое встречается в Новом Завете Библии  Евангелии, и в «Одиссее» Гомера. Под именем «Золотого правила» (Великого Принципа) оно известно в этике с конца XVII-го века и считается основной нормой «взвешивания» своих и чужих действий на одних весах, отмечая этим мерный характер «Золотого правила», обладающего качеством меры. Оно также указывает на долг каждого перед родителями, когда совесть говорит: «Не делай зла!» и «Спеши творить добро!».

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
= общечеловеческий принцип
 отношении к другому, как к самому себе)

Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе
 отрицательной форме (-)]

Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой
 положительной форме (+)]

В итоге мы имеем мерный процесс: «Золотое правило» предлагает личности соизмерять свои поступки с поступками других, т. е. оно предлагает находить общую меру своих и чужих поступков и действовать согласно с этой общей мерой. Подчеркнём, что общество, пренебрегающее идеей нравственного прогресса и нравственными ценностями,  заболевает «нравственным склерозом» и «дефицитом нравов», и неизбежно обрекает себя на гибель Если обратиться, например, ко Франции, то в книге «Нет депрессивному обществу»(1993 г.) её автор Т.Анатреллá подтверждает в своём анализе общее падение морали в обществе «мёртвых душ», считая, что «инфантильное», духовно мёртвое общество дорого платит за отсутствие Бога: людям не хватает духовности и качеств сердца, а светскость, отбросив религиозное,  несёт часть ответственности за человеческую депрессию и деградацию общего для всех идеала. Писатель определяет мораль как идеологию; религию он считает национальным духовным достоянием, фактором социальной интеграции, и в своих выводах он предлагает французскому обществу переоткрыть мораль и веру с вечными христианскими принципами и ценностями.

Поскольку общество без принципов, без духовных принципов не имеет будущего, то не преминём упомянуть некоторые из этических постулатов «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятых VIII Всемирным Русским Народным Собором и Межрегиональным Советом России в 2004 г.: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике». Стоит задуматься и о том, что нравственность является условием выживания российского общества, ибо никакие экономические программы государства не принесут процветание, если не будут сопровождаться возвышением нравственной основы общественной деятельности, если само общество не установит реально исполняемых правил поведения тех, кто влияет на их судьбу: государственного служащего, предпринимателя  каждого участника экономических процессов.

Актуально и императивно насущно поставить на повестку дня задачу творческого служения обществу и научить молодежь принципу и практике служения в общественной деятельности. Принцип служения был всегда известен людям и его этическое содержание состояло в том, что одновременно являясь и одним из высших духовно-нравственных принципов, он представляет собой сердечное отношение к другой личности и нахождение смысла своей жизни  в служении. Что касается профессионального служения, то оно осуществляется в сфере общественной деятельности, где само дело требует служения: священнослужитель, служащий, военнослужащий, врач, педагог, и т. д. Идеология служения раскрывается в самозабвенном творчестве, в делании добра ради блага других людей, и нравственная ценность такого служения определяется только повседневными делами. Все профессиональные служители,  люди ответственные, компетентные, совестливые, волевые, горящие духовной любовью,  знают сердцем, что-то, чем они занимаются, есть дело их жизни, и что этим действительно стоит жить,  в любви к России, в деле служения России в становлении нравственного гражданского общества (в единстве светского и духовного начал) и в развитии «философии духовной красоты».

В связи с тем, что через воспитание распространяется духовность,  трудно переоценить значение главного принципа ценностного этического сознания (этическая аксиология)  духовности, владеющей особым местом в сфере нравственности, инструментом которой являются совесть и долг. Соответственно, культура этического мышления подразумевает способность морального, духовного рассуждения в различении добра и зла (= греч. диакрис пневматон) в любом обличии, т. о. высшим уровнем нравственной культуры личности является нравственная мудрость (= способность обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности в готовности к достойным поступкам). В «России и Европе», главным труде Н. Я. Данилевского (18221885), самобытным русским мыслителем выявлена чеканная как формула идеологема: «Духовность  это важнейшая государственная ценность, мобилизующая нравственность и патриотизм нации». На наш взгляд, этой научной мáксимой и дόлжно руководствоваться в развитии через образование «духовно-нравственной культуры» российского общества, разрабатывая творчески идею духовности в научно-духовном, богословско-философском ключе.

Великий А. С. Пушкин поэтически завещал на векá: «Гений и злодейство  две вещи несовместные». Что же касается технократической культуры и анти-культуры начала XXI-го века, то в ней просматривается безразличное, нигилистическое, циничное, невежественное и извращённое отношение к этическим проблемам, со всё возрастающей тенденцией толерантизма (вожделеющего из толерантности сделать «религию») к снижению нравственного уровня, прогрессирующего чрезвычайно интенсивно  «галопом» не только по Европам Относительно же понятия «нравственного долга» в атеистическом понимании,  то он там практически отсутствует.

Обратимся к «нравственной ответственности», одновременно являющейся категорией этики и моральным понятием, и которая определяет личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, выражающих степень участия личности как в её собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Итак, «ответственность»  это корреляция морально-этической деятельности личности её долгу, исходя из потенций самой личности, откуда следует, что мера её личной ответственности тем выше, чем шире её общественные полномочия.

Поскольку этика учит морали в синтезе с прагматическими мотивами, то следовало бы рассмотреть «профессиональную этику» и «прикладную этику» (например, этику науки  плагиат, фальсификацию), основываясь на культуросообразном назначении любой профессии и её этоса (согласованные правила и образцы житейского поведения, «практической мудрости», уклада и стиля жизни профессиональной группы, поколения). В наше время проявляется «порча» этоса профессии из-за отсутствия высшей нормы её правильной оценки, что прежде всего, обнаруживается в раздвоении, в «двойных стандартах» морали на декларируемую и практикуемую, и особо важным ставится вопрос о моральном доверии общества к учителю.

«Педагогическая этика» регулирует поведение воспитателя-учителя в единстве уважения и требовательности к личности воспитанника. Профессиональная педагогическая этика  самостоятельный раздел этики, исследующий особенности педагогической морали и обобщающий её особые принципы в изучении характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде. Общеизвестно, что профессия «учитель» вписывается в сферу духовного производства, формирующего нравственное сознание личности и представляющего собой общественно-значимый педагогический труд. Он обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала общества и духовных ценностей, которые традиционно создаются священослужителями, учителями, врачами, музыкантами, проявляясь в самом творческом акте их деятельности, и которые неотделимы от своего создателя. Обучаемые в процессе обучения становятся со-участниками творческой, креативной деятельности учителя, и под его влиянием впитывают духовное наследие общества, сами становясь создателями духовных и материальных ценностей. В цепи духовной преемственности творчество учителя передаётся всё новым юным поколениям, и оно тем плодотворнее, чем выше профессиональное мастерство вкупе с нравственно-этической культурой педагога (оптимизм, жизнерадостность, душевная щедрость, великодушие, любовь к детям, самоотверженность).

Педагогическая этика, как кодекс особых правил поведения, развивает и основы «педагогического этикета»  правил общения и поведения (обхождения с окружающими, формулы речевого этикета, манеры и одежда) людей, профессионально занятых воспитанием и обучением (также существуют: церковный этикет, международный этикет, деловой этикет). Она корректирует поведение учителя в рамках педагогической деятельности, охраняющей духовный мир ребёнка и детства. С этической точки зрения, учитель  это носитель общественной морали, в которой морально-этическим «камертоном» учителя является педагогическая совесть:  закон совести, голос совести работает в каждом, как внутренний врожденный регулятор поведения, мера, оптимум качеств педагога, ибо учитель обязан блюсти меру во всём, и выработать иммунитет против моральных извращений  в самозащите и упреждающем моральном воздействии, руководствуясь высокой моральной мотивацией; мерилом педагогической совести является честность и порядочность. Стыд  нравственный «компас» совести при отступлении от моральных норм, т. е. совесть учителя выражает его внутреннюю этическую культуру. Педагог с совестью чистой и неподкупной может пресекать недостойное поведение других; сделка же учителя с совестью, (когда заглушается голос совести), опасна для него и для общества. Педагогический коллектив и его внутренний микроклимат  важнейшие факторы духовно-успешной педагогической деятельности как светской, так и православной школы. Педагогическая деятельность основывается на коллегиальном сотрудничестве и солидарности в нетерпимом отношении ко лже-коллективизму с узко-эгоистической мотивацией, проявляясь подрывом дружеских отношений в коллективе, который поощряет нравственные пороки (клевета, сплетни, круговая порука, приятельские интересы, что и требует особых «моральных санкций» со стороны общества).

Говоря о профессиональной чести и достоинстве, необходимо подчеркнуть, что с честью учителя связано представление о достоинстве, как общественном признании права человека на уважение, независимость, поддержание своей репутации и добрую славу имени. Поскольку педагогическая деятельность предполагает служение на общее благо, то считается, что честь учителя без общественного признания лишена смысла. Честь и достоинство в педагогической этике  не только осознание педагогом своей статусной значимости, но общественное признание и уважение его моральных заслуг и личностных качеств. Честь и достоинство охраняется Законом РФ, и оскорбление духовного достоинства человека  уголовно наказуемо Конфликт педагогических авторитетов гробит деловые и личностные отношения (в его основе  зависть и злость к успехам других), попирая законы не только педагогической морали, но и Трудового Законодательства РФ. Конфликты  это «яд недоброжелательности» и показатель низкого уровня нравственной культуры, т. о. нравственные отношения учителей в педагогическом коллективе  важнейшие в педагогической этике, ибо моральный авторитет обладает могучей мобилизующей и максимизирующей силой. Психическая и духовная устойчивость к вирусу профессионального эгоизма в административной этике управления и в диалектике и дипломатии служебных и неслужебных отношений определяются педагогической СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ, как мерой объективности учителя, уровнем его нравственной воспитанности,  добротой, принципиальностью, человечностью,  и полное исключение предвзятости, необоснованное предпочтение одних другим и т. д. Заслужить имя «справедливого педагога»,  это оценка моральных и деловых качеств, интеллекто-почитание, (а не только чино-почитание), принципиальность и бескомпромиссность. Учитель обязан быть образцом справедливости, особенно если речь идет об ответственности за «педагогический брак». Переживание обучаемым несправедливости (а также педагогом со стороны администрации) приводит к «школьному неврозу» или дедактогении,  являющейся злым плодом несправедливости, заболеванием или подавлением учащихся преподавателем  учителем,  что печально актуально как для общеобразовательной, так и для высшей школы по сей день.

Педагогический оптимизм  это торжество добра над злом, справедливости над несправедливостью. Для такой духовной победы надо быть великим оптимистом и не стареть духовно! Симфония» этики и педагогики, оптимизация нравственных отношений в коллективе, слияние в человеке профессиональных и нравственных начал, от единства которых зависит мера творческого самовыражения,  проявляются в педагогической, научной и художественной деятельности. Педагогическая этика призвана разрабатывать этическую проблематику педагогического труда и нравственного облика учителя, давая ответы на вопросы: насколько нравственно подготовлен специалист; каковы его профессионально-нравственные идеалы; развиты ли у него понятия долга и совести; каковы качества его ума и сердца?

Очевидно, что этика неотделима от вопросов творчества и мастерства, отсюда вытекает важность взращивания духовно-этически ориентированной интеллигенции в сохранении нравственной культуры общества и нравственного гражданского воспитания и патриотизма, для чего следует возродить культ этики и нравственности (вкупе со «светской этикой») во всей системе образования, актуализировать развитие «риторической этики» в свете «духовной риторики»  в ответственности за речевой поступок.

«Сея разумное, доброе, вечное»,  педагогика сегодняшнего дня может опираться на лучшие сентенции минувших веков, например, современника А. С. Пушкина, министра народного просвещения и духовных дел А. С. Шишкова: «Науки, изощряющие ум без веры и без нравственности не составят благоденствия народного Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно для возделывания нравственности». Поистине, «кто щедро сеет  щедро и пожнёт»

В обширной на сегодня литературе по этой теме, можно отметить «Педагогическую этику»  белорусских и владимирских учёных 70-80годов XX века, которые достаточно глубоко разработали именно этот курс с изданием учебников по «Педагогической этике» (Писаренко В.И., Писаренко И.Я. «Педагогическая этика», Минск, 1986) для педагогических вузов (разумеется, в рамках идеологических постулатов советской эпохи). Особо хочется представить блестящие «Очерки христианской этики»  протоиерея Владислава Свешникова М., 2000,  написанные на основе лекций в Московской Духовной Академии в русле «нравственного богословия».

Много учебных пособий издано и для курса «светской этики» в рамках «Основ религиозных культур и светской этики»,  укажем на учебное пособие  практикум по основам морали «Этика 1011 классы» Э. П. Козлова, М., 2007. По нашему мнению, архиважно возродить в Федеральной и в Московской системах образования серьёзную профессионально-этическую и духовно-нравственную подготовку и переподготовку учителя в системе высшего педагогического образования, и поднять престиж «Педагогической этики» на достойный уровень психолого-педагогических, духовно-нравственных и социологических исследований.

Нельзя отдавать выпускника педагогического университета, молодого представителя интеллигенции на откуп «философии гламура» в эпоху «гламуризации» человека и искусства, в которой «гламур» стал стилем там, где раньше была культура. «Гламурная революция» породила тонны гламурного чтива, гламурные стандарты и гламурные профессии стремятся заполнить собой всё, ибо гламур проповедует «позитивность» во всём и всегда, с его показной роскошью, ложным пафосом «голого короля» и подменой смыслов

И пусть вечная любовь к Богу, к людям, к детям, к ученикам, к учительской профессии цветёт в сердце каждого учителя!

Л. А. Максимова,
литератор, филолог-романист, чл. РФО РАН,
Общество св. вел. кн. Ольги (Москва)

30.10.2019
Инга Легасова: Жизнеспособность нации — в руках российских женщин
Значение нации для воспроизводства поколений и для продолжения жизни в нашей стране заключается в том, что через ощущение себя частью нации каждым человеком осуществляется генетическая преемственность от поколения к поколению, сохранность самобытности народов и народностей России и защита гражданами страны среды их обитания
28.10.2019
Архимандрит Георгий (Шестун): Чему мы призваны научить наших детей
Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ — безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю
23.09.2019
Надпись, которой нет
Когда спускаешься по правой стороне Тверской улицы среди высоких серых домов сталинской эпохи, выделяется красное пятиэтажное здание с белыми колоннами. Оно как торжественный аккорд в симфонии домов, образующих Тверскую улицу. Сейчас здесь находится Правительство Москвы. В конце XIX начале XX века в этом доме жил генерал-губернатор Сергей Александрович Романов со своей супругой Елизаветой Федоровной. Он отдал служению Москве 14 лет до своей гибели от рук террориста

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
9
10
11
12
13
14
15
23
24
25
26
27
28
 
Февраль 2015