Педагогическая этика и педагогический этикет: творческое служение и духовно-нравственная ответственность педагога
Посвящается моим драгоценным Родителям-Победителям , участникам Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Не судите да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы;
и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
(Мф. 7:1, 2)
И так, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
Так поступайте и вы с ними, обо в этом закон и пророки.
(Мф. 7: 12)
Обобщая нравственную практику (трёх последних десятилетий
В связи с тем, что у древних греков этика всегда понималась как дух (связующее звено), — то уместно напомнить и Древнюю Стόю (3–2 в.в. до Р.Х.), в которой сложилась система философии из
В силу того, что Этика венчает все системы философии, то и немецкий кёнигсбергский философ Иммануил Кант (1724–1804) выделил в русле этического идеализма примат практического разума (нравственность, этика, мораль) в отношении разума теоретического (наука и философия): — «Преимущество моральной философии перед всеми остальными видами деятельности разума древние разумели под именем философа, главным образом моралиста» — И. Кант создал «нравственный императив» такого всеобщего закона, который задает себе сам разумный человек, и который гласит: «Поступай так, чтобы мáксима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Думается, что Кант не отступил в своих постулатах от ключевого принципа «Золотого правила», — одного из древних этических требований практического благоразумия и житейской мудрости, — выразившего общечеловеческое содержание нравственности, которое встречается в Новом Завете Библии — Евангелии, и в «Одиссее» Гомера. Под именем «Золотого правила» (Великого Принципа) оно известно в этике с конца
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
= общечеловеческий принцип
(в отношении к другому, как к самому себе)
Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе
[в отрицательной форме (-)]
Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой
[в положительной форме (+)]
В итоге мы имеем мерный процесс: «Золотое правило» предлагает личности соизмерять свои поступки с поступками других,
Поскольку общество без принципов, без духовных принципов не имеет будущего, то не преминём упомянуть некоторые из этических постулатов «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятых VIII Всемирным Русским Народным Собором и Межрегиональным Советом России в 2004 г.: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике». Стоит задуматься и о том, что нравственность является условием выживания российского общества, ибо никакие экономические программы государства не принесут процветание, если не будут сопровождаться возвышением нравственной основы общественной деятельности, если само общество не установит реально исполняемых правил поведения тех, кто влияет на их судьбу: государственного служащего, предпринимателя — каждого участника экономических процессов.
Актуально и императивно насущно поставить на повестку дня задачу творческого служения обществу и научить молодежь принципу и практике служения в общественной деятельности. Принцип служения был всегда известен людям и его этическое содержание состояло в том, что одновременно являясь и одним из высших
В связи с тем, что через воспитание распространяется духовность, — трудно переоценить значение главного принципа ценностного этического сознания (этическая аксиология) — духовности, владеющей особым местом в сфере нравственности, инструментом которой являются совесть и долг. Соответственно, культура этического мышления подразумевает способность морального, духовного рассуждения в различении добра и зла (= греч. диакрис пневматон) в любом обличии,
Великий
Обратимся к «нравственной ответственности», одновременно являющейся категорией этики и моральным понятием, и которая определяет личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, выражающих степень участия личности как в её собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Итак, «ответственность» — это корреляция
Поскольку этика учит морали в синтезе с прагматическими мотивами, то следовало бы рассмотреть «профессиональную этику» и «прикладную этику» (например, этику науки — плагиат, фальсификацию), основываясь на культуросообразном назначении любой профессии и её этоса (согласованные правила и образцы житейского поведения, «практической мудрости», уклада и стиля жизни профессиональной группы, поколения). В наше время проявляется «порча» этоса профессии
«Педагогическая этика» регулирует поведение
Педагогическая этика, как кодекс особых правил поведения, развивает и основы «педагогического этикета» — правил общения и поведения (обхождения с окружающими, формулы речевого этикета, манеры и одежда) людей, профессионально занятых воспитанием и обучением (также существуют: церковный этикет, международный этикет, деловой этикет). Она корректирует поведение учителя в рамках педагогической деятельности, охраняющей духовный мир ребёнка и детства. С этической точки зрения, учитель — это носитель общественной морали, в которой
Говоря о профессиональной чести и достоинстве, необходимо подчеркнуть, что с честью учителя связано представление о достоинстве, как общественном признании права человека на уважение, независимость, поддержание своей репутации и добрую славу имени. Поскольку педагогическая деятельность предполагает служение на общее благо, то считается, что честь учителя без общественного признания лишена смысла. Честь и достоинство в педагогической этике — не только осознание педагогом своей статусной значимости, но общественное признание и уважение его моральных заслуг и личностных качеств. Честь и достоинство охраняется Законом РФ, и оскорбление духовного достоинства человека — уголовно наказуемо… Конфликт педагогических авторитетов гробит деловые и личностные отношения (в его основе — зависть и злость к успехам других), попирая законы не только педагогической морали, но и Трудового Законодательства РФ. Конфликты — это «яд недоброжелательности» и показатель низкого уровня нравственной культуры,
Педагогический оптимизм — это торжество добра над злом, справедливости над несправедливостью. Для такой духовной победы надо быть великим оптимистом и не стареть духовно! Симфония» этики и педагогики, оптимизация нравственных отношений в коллективе, слияние в человеке профессиональных и нравственных начал, от единства которых зависит мера творческого самовыражения, — проявляются в педагогической, научной и художественной деятельности. Педагогическая этика призвана разрабатывать этическую проблематику педагогического труда и нравственного облика учителя, давая ответы на вопросы: насколько нравственно подготовлен специалист; каковы его
Очевидно, что этика неотделима от вопросов творчества и мастерства, отсюда вытекает важность взращивания
«Сея разумное, доброе, вечное», — педагогика сегодняшнего дня может опираться на лучшие сентенции минувших веков, например, современника
В обширной на сегодня литературе по этой теме, можно отметить «Педагогическую этику» — белорусских и владимирских учёных
Много учебных пособий издано и для курса «светской этики» в рамках «Основ религиозных культур и светской этики», — укажем на учебное пособие — практикум по основам морали «Этика 10–11 классы»
Нельзя отдавать выпускника педагогического университета, молодого представителя интеллигенции на откуп «философии гламура» в эпоху «гламуризации» человека и искусства, в которой «гламур» стал стилем там, где раньше была культура. «Гламурная революция» породила тонны гламурного чтива, гламурные стандарты и гламурные профессии стремятся заполнить собой всё, ибо гламур проповедует «позитивность» во всём и всегда, с его показной роскошью, ложным пафосом «голого короля» и подменой смыслов…
И пусть вечная любовь к Богу, к людям, к детям, к ученикам, к учительской профессии цветёт в сердце каждого учителя!
литератор,
Общество св. вел. кн. Ольги (Москва)
20.05.2022 Митрополит Калужский и Боровский Климент: Весенняя свежесть взглядаТри тысячи лет назад царь и пророк Давид сказал: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18: 2). Сейчас красивый, полный ярких впечатлений, постоянно освежающий наш взгляд месяц май. А замечаем ли мы эту красоту, наполняемся ли новыми впечатлениями, чувствуем ли мы дар Творца? | 16.05.2022 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «В лукавую душу не войдёт премудрость…»У детей мало жизненного опыта. Они пока не обладают ни житейской мудростью, ни практическим умом, ни знаниями. Но у них, если взрослые их правильно воспитывают, есть обостренное чувство совести, понимание «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо» | 05.05.2022 Митрополит Калужский и Боровский Климент: Риски будущей профессииМай месяц. Миллионы юношей и девушек выбирают жизненный путь. «Кем быть? Где работать? Куда поступить учиться?» — перед ними стоят десятки похожих вопросов. Ответы на них ищут не только будущие студенты, но и их родители, близкие родственники |