Проблема образования в условиях цивилизационного кризиса

Проблема образования в условиях цивилизационного кризиса

Оситис А.П.,
Президент международной академии связи,
сопредседатель М
ОО «Союз православных женщин»

В выступлении Президента Российской Федерации Владимира Путина на Валдайском клубе в сентябре 2013 г. сказано: «Еще один серьезный вызов российской идентичности связан с событиями, которые происходят в мире. <> Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. <> Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. <> И эту модель пытаются агрессивно навязать всем, всему миру. Убежден, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису. <> Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать». Здесь, как мы видим, Президент противопоставляет нынешнее состояние Западной цивилизации и христианским (Православным!) ценностям, сохраняющимся в русском народе.

В библейском контексте следует понимать, что развитие цивилизации вообще несет в себе две основных линии.

Первое  это богоборчество. Первыми генераторами цивилизационных импульсов выступили богоборцы: Каин, Ламех, Тувалкаин, Иувал, Иовал. Богоборчество проявляет себя в первую очередь в том, что человек ставит себя на место Бога. Богоборчество проявляется также в расчете на свои человеческие силы, на надежду достичь благополучия и счастья, т. е. построить рай на земле без Бога. Итогом всех богоборческих построений, явленных во все времена человеческой цивилизации после Потопа, оказывается строительство Вавилонской башни как особого свойства программы по подавлению человеческого в человеке путем уничтожения Церкви Божией и богоугодных институтов общества: семьи, частной собственности и национального государства.

Второе  компенсационная функция цивилизации. На основании Священного Писания и учения святых отцов, мы говорим, что Бог заложил в существо природы то, что можно было бы назвать волей к бытию, к жизни. «Каждая созданная по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает»,  учил Афанасий Великий. Если говорить о наличии воли в неживой природе, то, конечно, надо говорить об отсутствии в этой воле разумного начала. Неживая материя просто по заложенным в неё при творении свойствам обладает способностью к сопротивлению хаотизации, определенной инертностью по отношению к распаду, зачатками регенерации. Первоначальное устроение вселенной описывается в книге Бытия, где дается картина преобразования мира от первозданного хаоса к гармонии и порядку в сочетании с актами Божественного творения.

Не будет неожиданностью предположение о том, что переход от созданной Богом гармонии к хаотизации мира связан с грехопадением первых людей. Библейский текст в лаконичном выражении подтверждает это: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3. 17,18). Как результат грехопадения начал действовать механизм, описанный в физике и информатике как закон возрастания беспорядка, мерой которого является энтропия (1).

Православное мировоззрение, признавая сотворенность мира Богом, имеет Откровение как методологическую основу познания. В определении места науки всегда учитывает греховное повреждение природы человека и более того, поврежденность всего космоса, всей природы, как следствие грехопадения человека. «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3. 17,18)  говорит Господь.

В природе от времени грехопадения Прародителей идет процесс хаотизации, и деятельность греховного человека усиливает этот процесс. Очевидно, что чем больший масштаб и глубину проникновения приобретает деятельность человечества, тем с большей скоростью идут процессы разрушения. Отсюда можно сделать несколько выводов.

Первое. Познание не есть деятельность, нейтральная по отношению к Богу, человечеству и природе; познание  это активное выражение позиции по отношению к Богу, это мощное воздействие на человека и природу. Для сохранения существования самого мира Богом наложено ограничение возможностей человечества, в том числе и в плане потенциала познания.

Второе. В силу свободы, данной Богом людям, человек имеет возможность нарушать Богом данные ограничения, в том числе и в гносеологическом аспекте. В результате сам познавательный процесс носит иногда богоборческий характер, и чем глубже идет проникновение в тайны природы, тем ближе эсхатологические явления.

Как результат грехопадения, происходит не только общее разрушение природы, но и деградация и дегенерация человечества. Бог, смягчая последствия общего разложения, по Своей милости попускает компенсацию утраченной природной силы (2) и целостности человека за счет эксплуатации свойств самой природы. На определенном этапе становится необходимым появление науки как определенного метода анализа природных явлений и вытекающего из этого развития техники, а затем и технологий. Образно можно уподобить этот процесс развития тому, как хромому дается посох, когда болезнь усиливается  даются костыли, потом  инвалидная коляска. Как больной, не ожидающий выздоровления, уповает на приспособления, облегчающие ему существование, так и человечество возомнило, что наука может решить все его проблемы. Общество стало смотреть на науку как панацею от всех болезней человеческого рода, в качестве приоритетов определило развитие интеллектуальных способностей и связанных с ними знаний, умений и навыков. Это общее течение получило названия научно-технический прогресс и научно-техническая революция.

В соответствие с этими направлениями движения падшего человечества развивалась и система образования последних столетий, в первую очередь, как система, настроенная на компенсационную функцию цивилизации. Однако, духовно-нравственная деградация привела в XX в. к двум мировым воинам, экологическому кризису, экономическим потрясениям и иным катастофическим процессам, которые подорвали у многих людей и даже целых народов веру в научно-технический прогресс. Вера в безграничные возможности разума, сменилась разочарованием и связанным с этим поиском виновных. Виноватыми оказались наука и школа, которой было поручено давать начальные научные знания.

В XXI в. у нас в России (вслед за Западом с отставанием примерно на столетие) стал формироваться дискурс недоверия к традиционному образованию, к его целям, задачам, методам обучения и воспитания.

Согласно мнению тогдашнего министра образования и науки Фурсенко: (высказано в 2007) «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Следует рассматривать эти слова в качестве программного заявления, которое определяет ход всей производимой с времен распада СССР реформы образования.

Отсюда вполне понятными становятся направления модернизации, прописанные в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002  393)».

Стратегия говорит, что «в содержании образования необходимо решить следующие задачи:

устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности;

поднять роль самостоятельной работы учащихся».

При этом разгрузку учебного материала предполагается осуществить за счет отказа «от сциентистского и предметоцентристского подходов к построению содержания учебных материалов, предполагающих ориентацию на логику науки в её структурной и содержательной полноте;

 отказа от ориентации на долговременное усвоение тех знаний, которые являются лишь базой для обобщений более высокого уровня».

Как результат, происходит переориентация «оценки результата образования с понятий подготовленность, образованность, общая культура, воспитанность, на понятия компетенция, компетентность обучающихся». Очевидно, эта смена терминологии имеет глубокий философский и духовно-нравственный смысл. Результаты образования не нацелены на формирование таких характеристик, как «воспитанный человек», «образованный человек», исчезает требование мировоззренческой подготовки учащихся, что, несомненно, способствует их дезориентации в мировых процессах и деморализации в отношении возможных видов духовной агрессии.

В 2001 г. в указанных документах было все очень четко означено: «Школа  в широком смысле этого слова  должна стать важнейшим фактором формирования новой системы ценностей»,

« вопрос образования есть решающий вопрос становления у россиян системы современных и социально значимых ценностей, общественных установок, способностей к осознанному выбору своего места в жизни, формирования, по сути, новой российской идентичности».

Анализ сказанного позволяет определить основную программу реформаторских действий. Первое,  это воспризведения большевистского лозунга Н. К. Крупской «Сломаем старую школу». Второе  это богоборческая цель создания «нового человека».

Для этого потребовался «новый учитель». На высоком государственном уровне в отношении места учителя в образовательном процессе выразил Я.Кузьминов: «Учитель по-прежнему ведет себя так, как будто он единственный и монопольный источник информации. Между тем он должен стать менеджером, консультантом при получении знаний» [Реформирование образования. «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» // Учительская газета.  2000  30.05.   22. ].

Таким образом, государственая система образования России стала тормозом в двух основных направлениях. Во-первых, она является существенным припятствием для нормального духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Во-вторых, она стала барьером для развития творческого интеллектуального потенциала детей и молодежи. О последнем ярко свидетельствуют результаты ЕГЭ 2014 года.

Вывод может быть только один. Без существенной перестройки системы образования государство обречено на деградацию и распад. Произведенная в течении 20 с лишним лет реформа образования является одной из главных причин кризисных явлений в нашем обществе.

Кризис цивилизации  это результат отступления от Бога. Преодоление цивилизационного кризиса может быть только с Божьей помощью через возвращение к традиции обучения и воспитания.

В нашей традиции  обучение строится на научности, предметности, фундаментальности, природосообразности и культуросообразности своим этноконфессиональным основам. В неолиберализме  агностицизм, абсурдность, внеисторичность, безкультурность и беспочвенность.

В православной традиции учитель готовит учащихся к жизни земной и к жизни в Вечности. В неолиберализме образование готовит учеников к рынку труда. Но «образование это становой хребет существования общества» подчеркнул в своей речи 18 сентября 2011 г. в Воронеже Святейший Патриарх Кирилл, «и потому перевод образования исключительно в сферу предоставления рыночных услуг является, на мой взгляд, большой ошибкой. И мы должны реанимировать то самое правильное отношение к образованию, которое существовало в России до революции». Сказанное Патриархом требует ориентации системы образования не столько на «рынок труда», детерминирующий только в некоторой степени среднее специальное и высшее образование, (а потому рынок не должен и не может определять все содержание и структуру образования), сколько на потребности народа России в духовном, нравственном и культурном развитии.

В нашей традиции  воспитание производится на основе инвариантных сакральных принципах нравственности Заповедей Божьих. В неолиберализме  релятивизм нравственных установок.

Наше традиционное образование  на основе Православия; неолиберализм полагает в его основание самое примитивное язычество, оккультизм и духовность падшего мира.

Наблюдая за развитием реформы в сфере образования воистину дивимся справедливости слов Апостола Павла, сказавшего: «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор. 1: 1920)

Примечания

1. Искажения информации на генетическом уровне называются мутациями. Увы, мутации всегда ухудшают качество живых систем и приводят к уродствам, к патологиям, к вырождению.

2. Речь идет не о физической силе только, но о силе вообще: силе духа, силе воли и т. д.

30.10.2019
Инга Легасова: Жизнеспособность нации — в руках российских женщин
Значение нации для воспроизводства поколений и для продолжения жизни в нашей стране заключается в том, что через ощущение себя частью нации каждым человеком осуществляется генетическая преемственность от поколения к поколению, сохранность самобытности народов и народностей России и защита гражданами страны среды их обитания
28.10.2019
Архимандрит Георгий (Шестун): Чему мы призваны научить наших детей
Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ — безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю
23.09.2019
Надпись, которой нет
Когда спускаешься по правой стороне Тверской улицы среди высоких серых домов сталинской эпохи, выделяется красное пятиэтажное здание с белыми колоннами. Оно как торжественный аккорд в симфонии домов, образующих Тверскую улицу. Сейчас здесь находится Правительство Москвы. В конце XIX начале XX века в этом доме жил генерал-губернатор Сергей Александрович Романов со своей супругой Елизаветой Федоровной. Он отдал служению Москве 14 лет до своей гибели от рук террориста

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
9
10
11
12
13
14
15
23
24
25
26
27
28
 
Февраль 2015