Проблема образования в условиях цивилизационного кризиса
Оситис А.П.,
Президент международной академии связи,
сопредседатель М
В выступлении Президента Российской Федерации Владимира Путина на Валдайском клубе в сентябре 2013 г. сказано: «Еще один серьезный вызов российской идентичности связан с событиями, которые происходят в мире. <…> Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. <…> Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. <…> И эту модель пытаются агрессивно навязать всем, всему миру. Убежден, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису. <…> Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать». Здесь, как мы видим, Президент противопоставляет нынешнее состояние Западной цивилизации и христианским (Православным!) ценностям, сохраняющимся в русском народе.
В библейском контексте следует понимать, что развитие цивилизации вообще несет в себе две основных линии.
Первое — это богоборчество. Первыми генераторами цивилизационных импульсов выступили богоборцы: Каин, Ламех, Тувалкаин, Иувал, Иовал. Богоборчество проявляет себя в первую очередь в том, что человек ставит себя на место Бога. Богоборчество проявляется также в расчете на свои человеческие силы, на надежду достичь благополучия и счастья,
Второе — компенсационная функция цивилизации. На основании Священного Писания и учения святых отцов, мы говорим, что Бог заложил в существо природы то, что можно было бы назвать волей к бытию, к жизни. «Каждая созданная по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает», — учил Афанасий Великий. Если говорить о наличии воли в неживой природе, то, конечно, надо говорить об отсутствии в этой воле разумного начала. Неживая материя просто по заложенным в неё при творении свойствам обладает способностью к сопротивлению хаотизации, определенной инертностью по отношению к распаду, зачатками регенерации. Первоначальное устроение вселенной описывается в книге Бытия, где дается картина преобразования мира от первозданного хаоса к гармонии и порядку в сочетании с актами Божественного творения.
Не будет неожиданностью предположение о том, что переход от созданной Богом гармонии к хаотизации мира связан с грехопадением первых людей. Библейский текст в лаконичном выражении подтверждает это: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3. 17,18). Как результат грехопадения начал действовать механизм, описанный в физике и информатике как закон возрастания беспорядка, мерой которого является энтропия (1).
Православное мировоззрение, признавая сотворенность мира Богом, имеет Откровение как методологическую основу познания. В определении места науки всегда учитывает греховное повреждение природы человека и более того, поврежденность всего космоса, всей природы, как следствие грехопадения человека. «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3. 17,18) — говорит Господь.
В природе от времени грехопадения Прародителей идет процесс хаотизации, и деятельность греховного человека усиливает этот процесс. Очевидно, что чем больший масштаб и глубину проникновения приобретает деятельность человечества, тем с большей скоростью идут процессы разрушения. Отсюда можно сделать несколько выводов.
Первое. Познание не есть деятельность, нейтральная по отношению к Богу, человечеству и природе; познание — это активное выражение позиции по отношению к Богу, это мощное воздействие на человека и природу. Для сохранения существования самого мира Богом наложено ограничение возможностей человечества, в том числе и в плане потенциала познания.
Второе. В силу свободы, данной Богом людям, человек имеет возможность нарушать Богом данные ограничения, в том числе и в гносеологическом аспекте. В результате сам познавательный процесс носит иногда богоборческий характер, и чем глубже идет проникновение в тайны природы, тем ближе эсхатологические явления.
Как результат грехопадения, происходит не только общее разрушение природы, но и деградация и дегенерация человечества. Бог, смягчая последствия общего разложения, по Своей милости попускает компенсацию утраченной природной силы (2) и целостности человека за счет эксплуатации свойств самой природы. На определенном этапе становится необходимым появление науки как определенного метода анализа природных явлений и вытекающего из этого развития техники, а затем и технологий. Образно можно уподобить этот процесс развития тому, как хромому дается посох, когда болезнь усиливается — даются костыли, потом — инвалидная коляска. Как больной, не ожидающий выздоровления, уповает на приспособления, облегчающие ему существование, так и человечество возомнило, что наука может решить все его проблемы. Общество стало смотреть на науку как панацею от всех болезней человеческого рода, в качестве приоритетов определило развитие интеллектуальных способностей и связанных с ними знаний, умений и навыков. Это общее течение получило названия
В соответствие с этими направлениями движения падшего человечества развивалась и система образования последних столетий, в первую очередь, как система, настроенная на компенсационную функцию цивилизации. Однако,
В XXI в. у нас в России (вслед за Западом с отставанием примерно на столетие) стал формироваться дискурс недоверия к традиционному образованию, к его целям, задачам, методам обучения и воспитания.
Согласно мнению тогдашнего министра образования и науки Фурсенко: (высказано в 2007) «Недостатком советской системы образования была попытка формировать
Отсюда вполне понятными становятся направления модернизации, прописанные в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. (Приложение к приказу Минобразования России от
Стратегия говорит, что «в содержании образования необходимо решить следующие задачи:
устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности;…
поднять роль самостоятельной работы учащихся».
При этом разгрузку учебного материала предполагается осуществить за счет отказа «от сциентистского и предметоцентристского подходов к построению содержания учебных материалов, предполагающих ориентацию на логику науки в её структурной и содержательной полноте…;
— отказа от ориентации на долговременное усвоение тех знаний, которые являются лишь базой для обобщений более высокого уровня».
Как результат, происходит переориентация «оценки результата образования с понятий „подготовленность“, „образованность“, „общая культура“, „воспитанность“, на понятия „компетенция“, „компетентность“ обучающихся». Очевидно, эта смена терминологии имеет глубокий философский и
В 2001 г. в указанных документах было все очень четко означено: «Школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором… формирования новой системы ценностей»,
«… вопрос образования есть решающий вопрос становления у россиян системы современных и социально значимых ценностей, общественных установок, способностей к осознанному выбору своего места в жизни, формирования, по сути, новой российской идентичности».
Анализ сказанного позволяет определить основную программу реформаторских действий. Первое, — это воспризведения большевистского лозунга
Для этого потребовался «новый учитель». На высоком государственном уровне в отношении места учителя в образовательном процессе выразил Я.Кузьминов: «Учитель
Таким образом, государственая система образования России стала тормозом в двух основных направлениях.
Вывод может быть только один. Без существенной перестройки системы образования государство обречено на деградацию и распад. Произведенная в течении 20 с лишним лет реформа образования является одной из главных причин кризисных явлений в нашем обществе.
Кризис цивилизации — это результат отступления от Бога. Преодоление цивилизационного кризиса может быть только с Божьей помощью через возвращение к традиции обучения и воспитания.
В нашей традиции — обучение строится на научности, предметности, фундаментальности, природосообразности и культуросообразности своим этноконфессиональным основам. В неолиберализме — агностицизм, абсурдность, внеисторичность, безкультурность и беспочвенность.
В православной традиции учитель готовит учащихся к жизни земной и к жизни в Вечности. В неолиберализме образование готовит учеников к рынку труда. Но «образование − это становой хребет существования общества» − подчеркнул в своей речи 18 сентября 2011 г. в Воронеже Святейший Патриарх Кирилл, − «и потому перевод образования исключительно в сферу предоставления рыночных услуг является, на мой взгляд, большой ошибкой. И мы должны реанимировать то самое правильное отношение к образованию, которое существовало в России до революции». Сказанное Патриархом требует ориентации системы образования не столько на «рынок труда», детерминирующий только в некоторой степени среднее специальное и высшее образование, (а потому рынок не должен и не может определять все содержание и структуру образования), сколько на потребности народа России в духовном, нравственном и культурном развитии.
В нашей традиции — воспитание производится на основе инвариантных сакральных принципах нравственности Заповедей Божьих. В неолиберализме — релятивизм нравственных установок.
Наше традиционное образование — на основе Православия; неолиберализм полагает в его основание самое примитивное язычество, оккультизм и духовность падшего мира.
Наблюдая за развитием реформы в сфере образования воистину дивимся справедливости слов Апостола Павла, сказавшего: «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор. 1: 19–20)
Примечания
1. Искажения информации на генетическом уровне называются мутациями. Увы, мутации всегда ухудшают качество живых систем и приводят к уродствам, к патологиям, к вырождению.
2. Речь идет не о физической силе только, но о силе вообще: силе духа, силе воли
20.05.2022 Митрополит Калужский и Боровский Климент: Весенняя свежесть взглядаТри тысячи лет назад царь и пророк Давид сказал: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18: 2). Сейчас красивый, полный ярких впечатлений, постоянно освежающий наш взгляд месяц май. А замечаем ли мы эту красоту, наполняемся ли новыми впечатлениями, чувствуем ли мы дар Творца? | 16.05.2022 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «В лукавую душу не войдёт премудрость…»У детей мало жизненного опыта. Они пока не обладают ни житейской мудростью, ни практическим умом, ни знаниями. Но у них, если взрослые их правильно воспитывают, есть обостренное чувство совести, понимание «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо» | 05.05.2022 Митрополит Калужский и Боровский Климент: Риски будущей профессииМай месяц. Миллионы юношей и девушек выбирают жизненный путь. «Кем быть? Где работать? Куда поступить учиться?» — перед ними стоят десятки похожих вопросов. Ответы на них ищут не только будущие студенты, но и их родители, близкие родственники |