«Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества. Святость как жизненный идеал: равноапостольный князь Владимир и национальная идентичность»

«Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества. Святость как жизненный идеал: равноапостольный князь Владимир и национальная идентичность»

Доклад
Его Высокопреосвященства
Высокопреосвященнейшего Викентия,
митрополита Ташкентского и Узбекистанского,
Главы Среднеазиатского митрополичьего округа
на Рожденственских чтениях

Уважаемые господа!
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

Во все времена вопросы воспитания детей и юношества занимали особое значение. В святоотеческом наследии мы находим благодатные наставления о том, что святость и праведность являются истинными жизненными идеалами, и посему воспитание подрастающего поколения необходимо начинать именно с этого  с формирования правильного отношения к значимости земной жизни, как бесценного и драгоценного времени, предоставленного нам милостью и благостью Божией для приуготовления будущей блаженной вечности Царства Небесного.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Дети  не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». И еще этот же величайший святитель говорил: «Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей».

Но, посмотрите, что происходит повсеместно в современном мире! Серьезной проблемой нашего времени стал так называемый «кризис духовности». Нивелируются жизненные ценности, на первое время воздвигается культ денег и насилия. К большому сожалению, даже средства массовой информации пропагандируют безнравственность и вседозволенность, приукрашая греховные пороки и всякого рода беззакония.

Греховные устремления, пристрастия к алкоголю, наркотикам, блудной страсти рекламируются, как неотъемлемая часть образа жизни молодежных «рок-кумиров» и «поп-звезд». На телеэкранах демонстрируются фильмы, в которых «балуются» всякого рода греховными пороками.

Кроме этой цинично-лживой и убийственной рекламы, сама осуществляемая СМИ оголтелая пропаганда наслажденчества и насилия толкает молодое поколение к совершению греха. Ведь всякий осуществленный грех содержит некое мнимое удовольствие, получаемое немедленно и без всякого труда. И склонность к беззакониям, как мы видели, представляют подросткам в качестве «крутизны», особого образа жизни «избранных». На самом деле, все происходит наоборот.

Никто по своей воле, например, не стремится заразиться брюшным тифом или приобрести маниакально-депрессивный психоз. К грехам же, которые всегда являются тяжелейшей болезнью тела и души, приобщаются по собственной злой воле, действуя в противовес Божественному благому установлению.

Как же нам предостеречь и оберечь наших детей от падения в греховную бездну современного мира?

Предостеречь и оберечь молодое поколение может мудрая родительская любовь. Но, увы! В России, как повсеместно во всем мире, во всех странах спровоцирован распад семейных устоев. Многие дети растут в неполных семьях, поэтому авторитетом для ребенка становится не мужественный и добрый отец, а какой-нибудь «крутой» герой очередного телевизионного боевика.

Множество существует семей, прямо называемых неблагополучными. Вдобавок еще имеются семейства внешне благополучные, но не сохранившие супружескую любовь, а потому не способные достойно воспитать ребенка. От заражения греховными пороками общества не застрахованы ни дети политической элиты, ни дети богатых родителей, если в их семьях нет настоящей любви и заботы, отсутствует святость жизни и истинное христианское благочестие.

Сами родители должны быть святы и благочестивы, чтобы в святости и благочестии воспитать своих детей. Вот и преподобный Ефрем Сирин говорил: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». Нерадение о воспитании подрастающего поколения является самым большим из всех грехов, потому что ведет к крайнему и повсеместному нечестию. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Мы не можем обмануть Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и возлагает на нас ответственность за спасение детей».

И святитель Василий Великий уделял большое внимание воспитанию детей, с точки зрение приобщения святости, как основополагающего жизненного идеала. Он поучал: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобна воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех».

Народ России в ХХ в., прошел через катастрофические уроки истории, на горьком опыте научился тому, что самое ценное  не политические идеи, не технологические достижения, не утопические проекты вселенского счастья, а безопасная и мирная жизнь, в основе которой должна лежать духовность людей, стремление к высоким нравственным и моральным идеалам, к подлинному христианскому благочестию.

ХХ век с особой наглядностью продемонстрировал действенность библейского предостережения: «Аще не Господь сожиздет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохраним град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). Утрата связи с Богом и традиционными религиозными ценностями делает все попытки решить наши земные проблемы безрезультатными, а то и ухудшающими земную жизнь.

Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества. Мы рады приветствовать тот факт, что постепенно в России начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе сможет решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.

Ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни, ни изменение культурной среды не в состоянии улучшить людей и общество в целом. Духовное и нравственное перерождение и преобразование осуществимо только в лоне Православной Церкви, которая имеет тысячелетний опыт воспитания и множественные примеры возрастания истинных подвижников благочестия, светильников веры, подлинных героев Отечества. В силе таких светочей веры православной, безусловно, пребывает святой равноапостольный великий князь Владимир, 1000-летие представление которого мы в этом году отмечаем. Его благословенный пример  пример истинного духовного преображения, подвиг веры и благочестия. Мы, чада Русской Православной Церкви, помня святого равноапостольного великого князя Владимира, должны приложить все усилия, чтобы вернуть в жизнь народа православное мировоззрение, обратить основное внимание на воспитание молодого поколения в духе святости и любви к Богу и ближним.

К сожалению, в современной подростковой и молодежной среде происходит нарастание индивидуализма, противопоставления себя другим людям, прагматизм. Все это присутствует на фоне девальвации ценностей, связанных со служением обществу и государству. Материальные блага стали занимать слишком много места в желаниях и устремлениях людей, а православная культура и образование с православным воспитанием отодвигают на второй план. Прагматический оттенок начинает присутствовать даже в этих, казалось бы, совершенно нематериальных сферах.

Есть и еще один момент, на который стоит обратить внимание. Безусловно, интерес к духовной стороне жизни в молодежной среде в настоящее время усиливается. Но если это происходит при несформированности традиционной религиозности, то данный поиск может иметь пагубные последствия и привести к ненормальным духовным ощущениям и состояниям. Отсюда множатся различные секты и организации различного толка, затуманивающие умы подрастающего поколения.

Важно в воспитании детей и юношества обратиться именно к православным традициям, использовать богатейший святоотеческий опыт формирования личности. Положительным примером является то, что в наши дни в России воссоздается система духовного образования, открываются учебные заведения гуманитарной ориентации, сближаются светское и православное образовательное направление в системе обучения. Все мы должны обратить усиленное внимание на формирование внутренних ценностей человеческой личности. Это и должно стать важнейшей государственной и общественной заботой, как было раньше. До революции, в начале века, существовало почти 35 тысяч церковноприходских школ и школ грамоты, в которых проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся  почти треть всех учеников начальной школы Российской империи.

Национальная идентичность, базирующаяся на глубоких и древних традициях, сформировавшихся еще со времен святого равноапостольного великого князя Владимира, заключается в определенном менталитете русского человека, ориентированного в жизни на христианские ценности. В основании данного менталитета лежит любовь к Богу и ближним, царю и Отечеству, готовность отдать жизнь за святые идеалы веры, послужить Господу во всяком деле и во всякий час.

Именно в формировании такого менталитета русского человека, ориентированного на христианские ценности, пребывающего в вере и благочестии, радеющего за святость жизни, видится выход из сегодняшнего духовного кризиса. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не будем заботиться о том, чтобы собрать богатство и оставить его детям; будем учить их добродетели и просить им благословение от Бога. Вот это, именно это  величайшее неизреченное сокровище, неоскудевающее богатство, с каждым приносящее все больше даров».

Мир человека столь же целостен и сложен, как мир природы. Он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность. Человек создан по образу Божием и подобию. Поэтому конечная цель нашей земной жизни заключается в достижении идеала Богоподобия, другими словами обожения и святости. Господь говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Христианское совершенство, будучи жизнью в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, ибо бесконечен Бог». Образ Божий начертан в высших свойствах человеческой души: бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой и бескорыстной любви. Быть образом Божиим  значит быть свободным и ответственным. Базисными характеристиками формирования личности являются духовность и нравственность.

Летописная повесть о князе Владимире вновь и вновь напоминает нам, что в становлении мировоззренческой основы личности, как и в мировоззренческого содержания государственности, центральное место занимает встреча с Православной верой и испытание веры.

Сегодня в свете святоотеческого наследия, обновляя содержание образования, следует полностью освободить его от идеологии атеизма и восстановить правду о Православной Церкви и ее роли в становлении российской культуры. И мы, и дети наши должны научиться понимать родную культуру как по преимуществу православную.

В связи с этим необходимо менять сам подход к образованию, приближать его к человеку, а не к социальному заказу. Данный подход определяет высшей ценностью человеческой жизни личностное бытие, достигаемое через исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Суть заключается в том, что основным источником развития страны должен стать человек с его потенциальными способностями, опирающимися на отечественную духовную традицию

Такое направление в образовании открывает перспективы развития православно-ориентированной педагогики, которая способна привить современной молодежи святоотеческое наследие и сформировать четкое понимание своей национальной идентичности. Миссия образования на современном историческом этапе заключается в том, чтобы дать обществу цельное представление о человеке на базисе христианского мировоззрения. Это  необходимый шаг в преодолении духовного кризиса подрастающего поколения.

Но в настоящее время школа делает крен в сторону карьеры и профессиональной успешности. Она не ставит задач введения новых поколений в духовные традиции Отечества. Однако в современных условиях необходима образовательная поддержка становления мировоззрения личности в процессе взросления. Содержание школьного образования может и должно быть восполнено знаниями о Православии и религиозных традициях, лежащих в основе культуры России.

Наработанный двадцатилетний опыт русской школы гармонично обогащает те направления обучения, воспитания и развития, которые сегодня звучат уже на уровне Государственного образовательного стандарта. Созданная модель современной русской школы обеспечивает условия для организации воспитательного процесса на основе духовно-нравственной культуры и традиций русского народа и непрерывный характер образования в системе: «детский сад-школа-лицей- учительская семинария».

Насущной целью учебно-методического комплекса «Русская школа» является воспитание нравственной, духовной личности, одухотворенной идеалами добра и милосердия. «Русская школа» возрождает задачу формирования подлинно русского человека  высоконравственного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, преданного своей Отчизне, уважающего и знающего свою богатую культуру, ответственного за ее настоящее и будущее. Идеалы такой школы  единение и согласие, стремление к истине и справедливости, соборность, человечность.

Отрадно отметить, что в современное образование постепенно на различных уровнях стали возвращаться традиционные духовные ценности, ценности русской культуры, ценности Православия. Общество все яснее начало сознавать потребность в подготовке педагогов на принципиально иной, чем атеистическая и материалистическая, мировоззренческой основе.

Следует отметить, что в практике работы православные педагоги встречаются со значительными трудностями. Для подготовки к урокам по православной культуре учителя просят методические указания, разработки, учебники, учебные пособия, но вскоре понимают, что необходима, в первую очередь, богословская методологическая подготовка самого педагога. Подготовка педагогов на православной духовно-ценностной основе представляет собой пока что новое направление в образовании. Вместе с тем эта проблема чрезвычайно актуальна для современной образовательной практики. Необходимо повсеместное открытие духовных центров по подготовке православных педагогов. Важно помочь им открыть для себя неизмеримо богатый мир Православия и найти пути приобщения к этому миру в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, создание и широкое развитие образовательной системы по подготовке православных педагогов (духовные центры, учительские семинарии, и даже институты), еще один необходимым шаг в преодолении духовного кризиса подрастающего поколения.

Одна из важных задач, которая напрямую влияет на воспитание духовно-нравственной личности школьников  это преподавание в школах предметов, формирующих православное мировоззрение и систему духовных традиционных ценностей. В 2010 году были созданы учебно-методические комплексы «Православная культура» для 111 классов и «Нравственные основы семейной жизни» для 1011 классов. Более чем в 60 регионах страны в общеобразовательных школах занимаются по этим комплексам. Экспериментальная апробация показала, что данные предметы востребованы всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и родителями.

В настоящее время появилась реальная возможность наполнить образовательную область Базисного учебного плана общеобразовательных школ «Основы духовно-¬нравственной культуры народов России» программой и методическими пособиями «Православная культура» для 111 классов и «Нравственные основы семейной жизни» для 1011 классов. И это важно! Ибо только в школе и в семье закладывается тот прочный фундамент нашего национального кода, который, веками питаясь благодатью Православия, спасает наше общество от духовного разложения и деградации.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание». Равноапостольный князь Владимир, Креститель Земли Русской воспитывал сыновей в Православной вере, заложил основы национальной идентичности всех последующих поколений. Он понимал, что родители, равно как и педагоги, несут ответственность перед Богом, и будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей и юношество, если таковое имело в жизни место.

Недаром святитель Тихон Задонский писал: «Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил». Нивелирование устойчивой национально-культурной идентичности, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа  путь к исчезновению нации как таковой. Исторический опыт России свидетельствует, что успешное общественное и государственное развитие возможно только в условиях духовного единства на основе собственных культурных, исторических и конфессиональных традиций. Великому святому трагического XX века архиепископу Иоанну (Максимовичу) принадлежат замечательные слова о грядущих судьбах России:

«Россия восстанет так же, как она восставала и прежде. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда им снова будет дорога, ясна твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33). Аминь.

30.10.2019
Инга Легасова: Жизнеспособность нации — в руках российских женщин
Значение нации для воспроизводства поколений и для продолжения жизни в нашей стране заключается в том, что через ощущение себя частью нации каждым человеком осуществляется генетическая преемственность от поколения к поколению, сохранность самобытности народов и народностей России и защита гражданами страны среды их обитания
28.10.2019
Архимандрит Георгий (Шестун): Чему мы призваны научить наших детей
Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ — безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю
23.09.2019
Надпись, которой нет
Когда спускаешься по правой стороне Тверской улицы среди высоких серых домов сталинской эпохи, выделяется красное пятиэтажное здание с белыми колоннами. Оно как торжественный аккорд в симфонии домов, образующих Тверскую улицу. Сейчас здесь находится Правительство Москвы. В конце XIX начале XX века в этом доме жил генерал-губернатор Сергей Александрович Романов со своей супругой Елизаветой Федоровной. Он отдал служению Москве 14 лет до своей гибели от рук террориста

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
9
10
11
12
13
14
15
23
24
25
26
27
28
 
Февраль 2015