«Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества. Святость как жизненный идеал: равноапостольный князь Владимир и национальная идентичность»
Доклад
Его Высокопреосвященства
Высокопреосвященнейшего Викентия,
митрополита Ташкентского и Узбекистанского,
Главы Среднеазиатского митрополичьего округа
на Рожденственских чтениях
Уважаемые господа!
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!
Во все времена вопросы воспитания детей и юношества занимали особое значение. В святоотеческом наследии мы находим благодатные наставления о том, что святость и праведность являются истинными жизненными идеалами, и посему воспитание подрастающего поколения необходимо начинать именно с этого — с формирования правильного отношения к значимости земной жизни, как бесценного и драгоценного времени, предоставленного нам милостью и благостью Божией для приуготовления будущей блаженной вечности Царства Небесного.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». И еще этот же величайший святитель говорил: «Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей».
Но, посмотрите, что происходит повсеместно в современном мире! Серьезной проблемой нашего времени стал так называемый «кризис духовности». Нивелируются жизненные ценности, на первое время воздвигается культ денег и насилия. К большому сожалению, даже средства массовой информации пропагандируют безнравственность и вседозволенность, приукрашая греховные пороки и всякого рода беззакония.
Греховные устремления, пристрастия к алкоголю, наркотикам, блудной страсти рекламируются, как неотъемлемая часть образа жизни молодежных
Кроме этой
Никто по своей воле, например, не стремится заразиться брюшным тифом или приобрести
Как же нам предостеречь и оберечь наших детей от падения в греховную бездну современного мира?
Предостеречь и оберечь молодое поколение может мудрая родительская любовь. Но, увы! В России, как повсеместно во всем мире, во всех странах спровоцирован распад семейных устоев. Многие дети растут в неполных семьях, поэтому авторитетом для ребенка становится не мужественный и добрый отец, а
Множество существует семей, прямо называемых неблагополучными. Вдобавок еще имеются семейства внешне благополучные, но не сохранившие супружескую любовь, а потому не способные достойно воспитать ребенка. От заражения греховными пороками общества не застрахованы ни дети политической элиты, ни дети богатых родителей, если в их семьях нет настоящей любви и заботы, отсутствует святость жизни и истинное христианское благочестие.
Сами родители должны быть святы и благочестивы, чтобы в святости и благочестии воспитать своих детей. Вот и преподобный Ефрем Сирин говорил: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». Нерадение о воспитании подрастающего поколения является самым большим из всех грехов, потому что ведет к крайнему и повсеместному нечестию. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Мы не можем обмануть Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и возлагает на нас ответственность за спасение детей».
И святитель Василий Великий уделял большое внимание воспитанию детей, с точки зрение приобщения святости, как основополагающего жизненного идеала. Он поучал: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобна воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех».
Народ России в ХХ в., прошел через катастрофические уроки истории, на горьком опыте научился тому, что самое ценное — не политические идеи, не технологические достижения, не утопические проекты вселенского счастья, а безопасная и мирная жизнь, в основе которой должна лежать духовность людей, стремление к высоким нравственным и моральным идеалам, к подлинному христианскому благочестию.
ХХ век с особой наглядностью продемонстрировал действенность библейского предостережения: «Аще не Господь сожиздет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохраним град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). Утрата связи с Богом и традиционными религиозными ценностями делает все попытки решить наши земные проблемы безрезультатными, а то и ухудшающими земную жизнь.
Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества. Мы рады приветствовать тот факт, что постепенно в России начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе сможет решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.
Ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни, ни изменение культурной среды не в состоянии улучшить людей и общество в целом. Духовное и нравственное перерождение и преобразование осуществимо только в лоне Православной Церкви, которая имеет тысячелетний опыт воспитания и множественные примеры возрастания истинных подвижников благочестия, светильников веры, подлинных героев Отечества. В силе таких светочей веры православной, безусловно, пребывает святой равноапостольный великий князь Владимир,
К сожалению, в современной подростковой и молодежной среде происходит нарастание индивидуализма, противопоставления себя другим людям, прагматизм. Все это присутствует на фоне девальвации ценностей, связанных со служением обществу и государству. Материальные блага стали занимать слишком много места в желаниях и устремлениях людей, а православная культура и образование с православным воспитанием отодвигают на второй план. Прагматический оттенок начинает присутствовать даже в этих, казалось бы, совершенно нематериальных сферах.
Есть и еще один момент, на который стоит обратить внимание. Безусловно, интерес к духовной стороне жизни в молодежной среде в настоящее время усиливается. Но если это происходит при несформированности традиционной религиозности, то данный поиск может иметь пагубные последствия и привести к ненормальным духовным ощущениям и состояниям. Отсюда множатся различные секты и организации различного толка, затуманивающие умы подрастающего поколения.
Важно в воспитании детей и юношества обратиться именно к православным традициям, использовать богатейший святоотеческий опыт формирования личности. Положительным примером является то, что в наши дни в России воссоздается система духовного образования, открываются учебные заведения гуманитарной ориентации, сближаются светское и православное образовательное направление в системе обучения. Все мы должны обратить усиленное внимание на формирование внутренних ценностей человеческой личности. Это и должно стать важнейшей государственной и общественной заботой, как было раньше. До революции, в начале века, существовало почти 35 тысяч церковноприходских школ и школ грамоты, в которых проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся — почти треть всех учеников начальной школы Российской империи.
Национальная идентичность, базирующаяся на глубоких и древних традициях, сформировавшихся еще со времен святого равноапостольного великого князя Владимира, заключается в определенном менталитете русского человека, ориентированного в жизни на христианские ценности. В основании данного менталитета лежит любовь к Богу и ближним, царю и Отечеству, готовность отдать жизнь за святые идеалы веры, послужить Господу во всяком деле и во всякий час.
Именно в формировании такого менталитета русского человека, ориентированного на христианские ценности, пребывающего в вере и благочестии, радеющего за святость жизни, видится выход из сегодняшнего духовного кризиса. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не будем заботиться о том, чтобы собрать богатство и оставить его детям; будем учить их добродетели и просить им благословение от Бога. Вот это, именно это — величайшее неизреченное сокровище, неоскудевающее богатство, с каждым приносящее все больше даров».
Мир человека столь же целостен и сложен, как мир природы. Он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность. Человек создан по образу Божием и подобию. Поэтому конечная цель нашей земной жизни заключается в достижении идеала Богоподобия, другими словами обожения и святости. Господь говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Христианское совершенство, будучи жизнью в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, ибо бесконечен Бог». Образ Божий начертан в высших свойствах человеческой души: бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой и бескорыстной любви. Быть образом Божиим — значит быть свободным и ответственным. Базисными характеристиками формирования личности являются духовность и нравственность.
Летописная повесть о князе Владимире вновь и вновь напоминает нам, что в становлении мировоззренческой основы личности, как и в мировоззренческого содержания государственности, центральное место занимает встреча с Православной верой и испытание веры.
Сегодня в свете святоотеческого наследия, обновляя содержание образования, следует полностью освободить его от идеологии атеизма и восстановить правду о Православной Церкви и ее роли в становлении российской культуры. И мы, и дети наши должны научиться понимать родную культуру как по преимуществу православную.
В связи с этим необходимо менять сам подход к образованию, приближать его к человеку, а не к социальному заказу. Данный подход определяет высшей ценностью человеческой жизни личностное бытие, достигаемое через исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Суть заключается в том, что основным источником развития страны должен стать человек с его потенциальными способностями, опирающимися на отечественную духовную традицию
Такое направление в образовании открывает перспективы развития
Но в настоящее время школа делает крен в сторону карьеры и профессиональной успешности. Она не ставит задач введения новых поколений в духовные традиции Отечества. Однако в современных условиях необходима образовательная поддержка становления мировоззрения личности в процессе взросления. Содержание школьного образования может и должно быть восполнено знаниями о Православии и религиозных традициях, лежащих в основе культуры России.
Наработанный двадцатилетний опыт русской школы гармонично обогащает те направления обучения, воспитания и развития, которые сегодня звучат уже на уровне Государственного образовательного стандарта. Созданная модель современной русской школы обеспечивает условия для организации воспитательного процесса на основе
Насущной целью
Отрадно отметить, что в современное образование постепенно на различных уровнях стали возвращаться традиционные духовные ценности, ценности русской культуры, ценности Православия. Общество все яснее начало сознавать потребность в подготовке педагогов на принципиально иной, чем атеистическая и материалистическая, мировоззренческой основе.
Следует отметить, что в практике работы православные педагоги встречаются со значительными трудностями. Для подготовки к урокам по православной культуре учителя просят методические указания, разработки, учебники, учебные пособия, но вскоре понимают, что необходима, в первую очередь, богословская методологическая подготовка самого педагога. Подготовка педагогов на православной
Таким образом, создание и широкое развитие образовательной системы по подготовке православных педагогов (духовные центры, учительские семинарии, и даже институты), еще один необходимым шаг в преодолении духовного кризиса подрастающего поколения.
Одна из важных задач, которая напрямую влияет на воспитание
В настоящее время появилась реальная возможность наполнить образовательную область Базисного учебного плана общеобразовательных школ «Основы духовно-¬нравственной культуры народов России» программой и методическими пособиями «Православная культура» для 1–11 классов и «Нравственные основы семейной жизни» для 10–11 классов. И это важно! Ибо только в школе и в семье закладывается тот прочный фундамент нашего национального кода, который, веками питаясь благодатью Православия, спасает наше общество от духовного разложения и деградации.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание». Равноапостольный князь Владимир, Креститель Земли Русской воспитывал сыновей в Православной вере, заложил основы национальной идентичности всех последующих поколений. Он понимал, что родители, равно как и педагоги, несут ответственность перед Богом, и будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей и юношество, если таковое имело в жизни место.
Недаром святитель Тихон Задонский писал: «Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить
«Россия восстанет так же, как она восставала и прежде. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда им снова будет дорога, ясна твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33). Аминь.
18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня | 17.02.2024 Одна из основных проблем современной семьи2024 год в нашем государстве объявлен Годом семьи. Поэтому сейчас особенно актуально поговорить о том, что современной ячейке общества помогает, а что мешает |