Табынская святыня | МОО «Союз православных женщин»

Табынская святыня

Табынская святыня

При поддержке председателя комитета Общественной палаты Оренбургской области по межнациональным, религиозным отношениям и вопросам миграции Николая Науменко, по инициативе «Союза православных женщин Оренбуржья» (председатель правления Татьяна Мельникова) и просветительского центра «Духовный мир» (руководитель Татьяна Гаврилова) состоялась паломническая поездка на Табынь. Мероприятие проводилось при духовном окормлении руководителя отдела религиозного образования катехизации Оренбургской епархии иерея Павла Баранова.

Перед отъездом отец Павел пригласил группу оренбуржцев из двенадцати человек отслужить молебен в храме, после чего все отправились в путь. В дороге смотрели фильм о Богородице-Табынском женском монастыре «Святые Ключи» в Красноусольске, другие сюжеты соответствующей тематики, слушали церковные песнопенья.

По пути мы посетили старинное башкирское село Зирган, где в Михаиле  Архангельском храме помолились чудотворной иконе Святой Матроны Московской. В январе эта святыня с покровцом и частицей мощей находилась в храмах Оренбурга. И теперь, благодаря инициативе отца Павла, избравшего именно этот маршрут, появилась возможность обратиться в молитвах к Святой Матроне в храме Зиргана. В народе эту икону считают «скоропослушницей», быстро отвечающей на мольбы страждущих. Об этом свидетельствуют и золотые дары благодарных прихожан. В прочем, к окладу прикреплены и обычные мужские часы, возможно, самое дорогое, чем располагал человек

В Табынь, к месту явления иконы Пресвятой Богородицы, приехали ближе к вечеру. В монастырской трапезной для паломников нас накормили простой, но вкусной едой с изумительным ароматным хлебом, вкус которого многие уже подзабыли.

Белоснежный храм Табынской иконы Божией Матери сияет золотыми куполами на высокой горе. С неё открываются замечательные природные пейзажи. Храм не большой, но светлый и уютный. Список иконы с тёмными ликами Богородицы и Младенца необыкновенно красив. Поскольку время было уже позднее, и спросить разрешения на съёмку у настоятельницы Свято-Табынского женского монастыря, игуменьи Иоанны не было возможности, на один кадр я получила согласие служительницы церкви. Но по вышеуказанной причине опубликовать его не могу.

Табынская икона является покровительницей огромного региона России  от Казани до Тобола. Она прославлена чудесными явлениями и многочисленными чудесами, совершёнными силой Божией благодати над теми, кто с верою и умилением сердца обращался с молитвой к Божией Матери. В месяцесловах её упоминают как православную святыню общероссийского значения. С иконой Табынская совершают длительные крестные ходы. В родную церковь в Табынске и на место своего явления икона возвращается лишь на девятую пятницу после Пасхи.

Отслужив перед чудотворной иконой молебен с акафистом Пресвятой Богородице, причастившись Святых Христовых Тайн и поблагодарив Бога и Пресвятую Богородицу, мы спустились вниз. Под церковью темнеет небольшой грот. Здесь, у каменной копии святыни, каждый может обратиться к Богородице, помолиться и поставить свечку.

Затем мы благоговейно окунулись в святой источник. Это небольшая облицованная белыми плитами купель. С одной стороны устроен стенд с иконами. Есть довольно просторные павильоны для переодевания.

Сероводородные ключи, очень холодные, бьют через каменистое дно бассейна, откуда вода переливается через бетонный порог и уходит в речку Усолку.

Надо сказать, что страшновато было опускаться в холодную воду с температурой ниже десяти градусов. Но она оказалась не леденящей, а скорее приятной, хотя не у всех хватило смелости трижды окунуться с головой. Вместе с тем каждый испытал неповторимое чувство внутренней теплоты, лёгкости и благодати.

После купели мы стали собираться в обратную дорогу. Водителя Бориса Николаевича не смущала ночная дорога. Он в полной мере проявил своё профессиональное мастерство, и мы через несколько часов благополучно вернулись в Оренбург. Несмотря на глубокую ночь и длительную поездку, никто не испытывал усталости. На душе было светло и радостно. Мы искренне благодарили организаторов поездки и особенно  отца Павла. Его стараниями каждый ощутил себя приподнятым над суетой жизни. Все были едины в мысли о том, что посещение святыни  это работа души, духовно-нравственное просвещение и возрастание в вере. Хотелось ещё и ещё побывать здесь, пригласить с собой родных и друзей.

Вера Ивановна Дубровкина, член Союза православных женщин и Общественной палаты Оренбургской области

О самой загадочной истории Табынской иконы Божией Матери можно прочитать на многих сайтах, приводим краткое её изложение.

Как свидетельствуют источники, Табынская икона Богородицы, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку.

Икона имеет крупные размеры (74×106 см) и характерную особенность  очень тёмный лик. Настолько тёмный, что не различить его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре и других. Однако настоящая Табынская икона отличается от всех копий своими ранами, нанесёнными ей при втором её явлении: на верхнем крае имеется довольно значительный разруб; в нижней половине иконы в середине  вставка. И последняя характерная особенность в том, что она всегда была укрыта серебряным окладом, от чего имеются следы по краям иконы.

Около места явления Табынской иконы богоматери существовала некогда Вознесенская пустынь, основанная, вероятнее всего, в 80-х годах XVI века игуменом Евфимием. Но точно известно, что уже в 1597 году пустынь называлась Пречистенский монастырь. Это говорит о том, что икона Пресвятой Богородицы, называемая ныне Табынская, была впервые обретена в 80-90-х годах XVI века в царствование Фёдора Иоанновича.

Местом явления послужил удивительный по красоте уголок природы. В восемнадцати километрах от села Табынского, в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где солёные ключи впадали в реку Усолку, на большом камне явилась эта чудотворная икона.

В Вознесенской пустыне было 30 насельников-монахов, живущих вывариванием соли. Один из них, иеродиакон Амвросий, проходя вечером с полевых работ мимо камня, услышал голос: «Да потщится братия богоспасаемой обители принять меня в храм Бога моего». Первоначально иеродиакон не обратил внимания на эти слова, думая, что они ему почудились, но спустя немного времени голос снова повторился. Осмотревшись вокруг, Амвросий увидел на большом камне, у подошвы горы над солёным источником святую икону. Объятый страхом и радостью, он поспешил возвести о своём дивном обретении монастырскую братию, и святыня с торжеством была перенесена в монастырь. Отсюда её поднимали в Казань и Уфу, а затем опять возвратили в тот же монастырь, где и пребывала она неотлучно, служа предметом благоговейного почитания со стороны монастырской братии и окрестных жителей.

В начале XVIII века, во время одного из башкирских бунтов, монастырь, где стояла икона, был разрушен до основания, и святая икона на время скрылась в неизвестности. Где именно была она, под спудом ли разорённого монастыря, или в другом месте, об этом предание умалчивает, известно только, что она вскоре явилась на том же камне, где некогда обретена была иеродиаконом. В этот раз её нашли пастухи-башкиры, проходившие мимо ключа. Из ненависти к христианской вере они начали рубить и колоть её, но она оставалась несокрушимой, хотя следы поругания запечатлелись на ней.

За кощунственное надругательство над ликом Богоматери пастухи были наказаны: они лишились зрения и долго блуждали в таком состоянии по лесу. Наконец, в сердце одного из них просиял луч веры в истинного Бога, он раскаялся в своём кощунственном поступке и действием божественной благодати немедленно получил исцеление от слепоты. Прозрев, он привёл своих товарищей к святой иконе и, представ пред ней, долго изливал моление об их помиловании. Матерь Божия услышала его молитвенный вопль и даровала прозрение всем. Получив исцеление, башкиры отправились в село Табынское, находившееся в двенадцати верстах от места явления иконы, и возвестили жителям обо всём, что с ними случилось. Обрадованные дивным знамением милосердия Божией Матери, жители села Табынского с великой честью перенесли святую икону в свой храм, где она и осталась навсегда.

По месту своего явления святая икона названа Табынской иконой Божией Матери, а так как изображение Богородицы и Предвечного Младенца сходны на ней с изображением на иконе, чудесно явившейся в 1579 году в Казани, то она называется также и Казанской.

Впоследствии самый молодой из трёх пастухов-башкиров крестился и прожил 130 лет, проводя особую подвижническую жизнь, ходя за Табынской иконой зимой и летом в одном подряснике и скуфье. Умер он под Челябинском во время крестного хода, идя за иконой и молясь.

Скоро весть о чудесном явлении иконы пронеслась по всем окрестным селениям, дошла до ближайших городов, и благочестивые христиане со всех сторон потекли на поклонение новоявленному лику Богоматери, ставшему с тех пор великой святыней всего Оренбургско-Уфимского края.

Так как второе явление совершилось, по преданию, в девятую пятницу по Пасхе, то жителями Табынского определено праздновать это событие в означенный день, что свято выполняется и доселе.

Но не одним только чудесным своим явлением прославлена святая Табынсная икона. Дивна она также и многочисленными чудесами, совершёнными силой Божией благодати над теми, кто с верою и умилением сердца обращался с молитвой к Божией Матери. Такие чудеса совершались не только над отдельными лицами, но и над целыми городами.

Так, например, в 1848 году в Оренбурге свирепствовала холера, унёсшая в самое короткое время тысячи человеческих жизней. С тех пор эта болезнь появлялась здесь почти ежегодно.

В 1856 году жители города вместе со своим Архипастырем, Преосвященным епископом Антонием, обратились в Св. Синод с просьбой о разрешении ежегодно вносить Табынскую икону в город. Разрешение было дано, и в том же году, когда святая икона впервые была принесена в Оренбург, холера в городе прекратилась.

В память об этом чудесном событии ежегодно в Оренбурге 8 сентября, на другой день по внесении святой иконы, совершается водоосвящение на реке Урале и крестный ход со святой иконой вокруг старого города.

Подобное чудесное избавление было послано в 1848 году Царицей Небесной жителям города Стерлитамака. И позже многие селения Уфимской и Оренбургской губерний избавлялись по молитвам пред святой иконой от засухи, пожаров и других бедствий.

А сколько чудес излито Царицей Небесной чрез её Табынскую икону различным людям! Воистину, нет возможности описать их все. По дивному заступлению Божией Матери слепые начинали видеть, глухие  слышать, больные неисцелимыми недугами становились здоровыми.

В первой половине XVIII века Святой Синод установил праздник Табынской иконы Божией Матери, который отмечался в девятую пятницу после Пасхи. Праздник проходил как торжественное богослужение в Вознесенской церкви с крестным ходом на место явления иконы и молебном у Табынской часовни. Он собирал до 20 тысяч паломников из разных губерний России. Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери был по времени и по расстоянию самым продолжительным в России.

После того, как икона спасла от холеры Оренбург, она стала почитаться как главная святыня всего Оренбургского казачьего войска. Последний крестный ход с Табынской иконой Божией Матери, оказавшийся в зоне боевых действий Гражданской войны, был оборван осенью 1919 года под Оренбургом. Тысячи людей, шедших с иконой, надеялись, что она остановит братоубийственную бойню. Но налетевшая красная конница разогнала богомольцев. Красные забрали ризы, а саму икону бросили на дорогу. За ними уже гнались, узнав о случившемся, сотни атамана Александра Дутова, которые благоговейно приняли Святую икону и потом уже отступали с боями на восток и в среднеазиатские пустыни, а затем в Китай вместе с ней.

Предполагается, что икона в Китае пребывала до 1948 года. Затем она с беженцами попала в Австралию, откуда, по некоторым источникам, была перевезена в Сан-Франциско, далее следы Табынской иконы теряются.

Не одно десятилетие верующие пытаются найти и вернуть утерянную святыню. В Башкирии создан «Фонд Табынской иконы Божией Матери», в который вошли энтузиасты, занимающиеся поиском иконы.

11.12.2019
Запрос на перспективу
Прошлое. Настоящее. Будущее. Когда мы произносим слово «Церковь», с чем оно ассоциируется в большей степени? Понятно, что человек не может не думать обо всем этом одновременно. И все же о чем думается больше? От чего зависят наши предпочтения – от возраста, встающих перед нами вопросов или от эпохи, в которую нам выпало жить? От чего зависят предпочтения Церкви?
06.12.2019
Александр Щипков: О задачах русского реалистического театра
Выступление на заседании Комитета по культуре ВРНС
03.12.2019
Проект развития женского православного сообщества при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай в Литве
Деятельность Союза православных женщин при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай продолжается уже несколько лет

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2013