Народная кукла как средство сохранения русских православных традиций

Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека.

Д. С. Лихачев

Слово «культура» существует во многих языках и употребляется в различных контекстах. Современные философы дают целый ряд определений термина «культура». Чаще всего под культурой понимаются социально передаваемые виды человеческой деятельности или культурно-историческое наследие в целом, то есть то, что возделано, приобретено, сохранено человеком как членом общества.

В настоящее время в педагогике принято рассматривать культуру (от лат. Cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) как возможность воспитания ребенка в традиционной этнокультурной среде. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основывается, прежде всего, на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа. В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции).

Специфика вхождения России в глобальное пространство, сложности этнокультурного самоопределения составляющих ее народов, мировоззренческий вакуум, в котором страна оказалась в последние десятилетия, а также отсутствие общенационального проекта, способного консолидировать российский социум как политическую и культурную общность, заставили говорить о кризисе российской идентичности, кризисе этнокультурной идентичности.

Философы, социологи, культурологи, педагоги и психологи пишут о «глубоком кризисе идентичности» в России. Проблема идентичности отчетливо осознается уже на государственном уровне. В частности, в программных статьях кандидата в Президенты Российской Федерации В.Путина, вышедших в свет в ряде СМИ перед президентскими выборами в 2012 году, подчеркивается мысль о том, что общество объединяется и скрепляется общими ценностями. Так, автор пишет: «Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости». В статье «Россия: национальный вопрос» как важная общественная задача выдвигается требование «формирования мировоззрения, скрепляющего нацию».

Суть культурной идентичности (отождествление человека с определенной культурой, т. е. осознанное принятие им соответствующих культурных ценностей, норм и образцов поведения, языка, культурных образцов именно этого общества; разделяемые с большинством членов данного общества чувства симпатии или антипатии по отношению к тем или иным явлениям культуры) экстраполируются на уровень регионального или локального/местного сообществ. Сегодня поиск культурной идентичности идет не только на уровне страны; важность обретения, осмысления своей уникальной культурной идентичности, «самости» осознают в наши дни ряд регионов и городов России.

Анализ существующих подходов и концепций к формированию культурной идентичности юных россиян, показывает потребность решения этой проблемы совместными усилиями институтов гражданского общества, общественных организаций и научного сообщества. Примером подобной работы может являться взаимодействие Оренбургской региональной организации «Союз православных женщин», Научно-психологического центра ОГПУ, осуществляемое под руководством Института социализации и образования РАО.

Одним из направлений работы научно-психологического центра ОГПУ было выбрано сохранение традиций православия средствами работы с народной куклой. Народная кукла, с которой ребёнок постоянно имеет тактильный контакт, изготовлена только из натуральных материалов, сделана матерью с любовью или самим малышом, к тому же она сформирована согласно основным законам строения, т. к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека — залог будущего психического и физического здоровья. Именно игра в куклы формирует традиции материнства. Интересно, что в самой игре в руках с легкообратимой народной куклой закладывался образ материнства, будущая форма любви матери к ребёнку, развивался целый ряд личностных и социальных качеств, необходимых будущему члену семьи и общества. Ведь кукла — обобщённый образ человека, она позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т. д. Кукла включалась в различные игры, в которых дети проигрывали различные сюжеты, то есть разные социальные роли, что делало куклу средством социализации. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка — это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Также Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применятся игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека.

Кукла — это символ того таинственного, что скрыто в людях. Кукла выражала и выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума. Люди веками ощущали, что от кукол исходит и святость, и пугающее неотразимое присутствие, которое воздействует на человека, меняя его духовную сущность. П. Эстес рассматривает через куклу возможности женской интуиции, необходимость прислушиваться к ней.

Считается, что создатели кукол вдыхают в них жизнь. Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, к творчеству. С пяти-шести лет дети создавали самодельные куклы, которые поражают своим разнообразием. При этом развивалось трудолюбие. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Во всех культурах основной сюжет игр с куклами. — это родительский уход и воспитание ребенка. Но могли проигрываться и те или иные значимые события из жизни общества.

Сущность данного направления работы научно-психологического центра ОГПУ раскрывается через знакомство и изучение культурно-исторического наследия России, прежде всего, знакомство с ее православной культурой.

Говоря о православной культуре России, мы имеем в виду музеи, библиотеки, выдающиеся памятники древней архитектуры, воссозданные и заново выстроенные храмы, возрожденные и впервые основанные монастыри, переизданные церковные книги.

Но, прежде всего, православная культура России — это наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д. С. Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое».

Более тысячи лет тому назад восточные славяне вслед за многими другими народами мира приняли православие. С православной верой они восприняли православную культуру, которая выражалась, прежде всего, в прекрасном и величественном православном богослужении.

Стремление к прекрасному — наиболее характерная черта православной культуры России. Эта культура связует не только целые века отечественной, но и тысячелетия всемирной истории и культуры. Истоки православной культуры России мы находим в первом тысячелетии христианской эры, а плодами ее пользуемся и в третьем тысячелетии.

В 1997 году был принят Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», которым «признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Из признания особой роли православия в истории нашего Отечества вытекает потребность в изучении православной культуры России.

Какую бы веру, какое бы мировоззрение ни выбрал для себя гражданин России — многовековая православная культура остается ценнейшим достоянием всех граждан нашего Отечества: не зная ее, мы утрачиваем существенную часть своего духовного наследия и живую связь с родной историей. Более чем тысячелетняя история православной культуры России — это один из наиболее ярких в мировой истории примеров живой культурной преемственности различных исторических эпох. Без изучения этих памятников и соприкосновения с этими святынями невозможно знакомство с культурным наследием нашего Отечества. Это наследие свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России.

Проникнутые идеями блага, добра, красоты, мира, справедливости — корнями, уходящие в православную культуру выдающиеся произведения и памятники русской классической литературы и культуры, помогают привить растущему поколению любовь к родителям, к Родине, к родной речи, родной природе, к добрым делам.

Неотъемлемой частью православной культуры являются православные праздники. Именно в контексте изучения православных праздников происходит и знакомство с народными куклами, которые были неотъемлемой частью праздничного торжества. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

Конькина Е.В., доцент кафедры общей педагогики ОГПУ, руководитель Научно-психологического центра, член Оренбургской региональной организации СПЖ

Багмет М.А., студентка психолого-педагогического факультета ОГПУ

Петрова Н.П., студентка психолого-педагогического факультета ОГПУ

06.12.2019
Александр Щипков: О задачах русского реалистического театра
Выступление на заседании Комитета по культуре ВРНС
03.12.2019
Проект развития женского православного сообщества при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай в Литве
Деятельность Союза православных женщин при церкви Всех Скорбящих Радости г.Друскининкай продолжается уже несколько лет
02.12.2019
Московский драматический театр художественной публицистики
Московскому драматическому театру художественной публицистики в этом году исполнится 30 лет. Все эти годы работа нашего театра направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи средствами сценического искусства

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2013