Спешите делать добро!
Самый верный путь к счастию
не в желании быть счастливым,
а в том, чтобы делать других счастливыми.
29 августа 2013 г. исполняется сто шестьдесят лет со дня кончины Федора Петровича Гааза. Говоря о милосердии, невозможно не назвать имя этого любимого всеми московского доктора, в эпоху крепостного права осмелившегося поднять вопрос о достоинстве любой человеческой личности. Еще при жизни защитник и врачеватель заключенных и каторжников, беднейших и обездоленных, по словам современника, «разумелся святым во всех слоях московского населения». Он отдал своим подопечным и ум, и силы, и душу, и все состояние.
После смерти доктора Гааза стало известным его обширное духовное завещание, где, «горя состраданием к чужому несчастью», он описывал планы создания различных благотворительных учреждений, которые не успел организовать, излагал те нравственные и религиозные начала, которыми была проникнута его жизнь, старался описать проявления любви к людям и сострадания их несчастью, составлявшие движущую силу его вседневной деятельности. То, что было сказано
Одной из составляющих завещания доктора явилась рукопись «Appel aux femmes» («Призыв к женщинам»). Она написана в форме обращения к русским женщинам. Этот удивительный документ можно назвать «проповедью любви, уважения к человеческому достоинству и серьезного отношения к жизни».
Да, русские женщины всегда отличались добротой, редкостной способ¬ностью к состраданию, решительной готовностью прийти на помощь. Эту верность служению любви и милосердию они свято хранили во всех испытаниях, которые суждено было вынести России.
С каждым годом все яснее понимаются глубина и серьезность мыслей доктора Гааза, осознается жизненная необходимость отклика на его призыв. Безверие, утрата моральных ценностей, равнодушие и жестокость, пресыщение материальными благами горстки одних за счет обнищания множества других…
«Вы призваны содействовать перерождению общества, и этого вы достигнете, действуя и мысля в духе кротости, терпимости, справедливости, терпения и любви. Поэтому избегайте злословия, заступайтесь за отсутствующих и беззащитных, оберегайте окружающих от вредных увлечений, вооружаясь твердо и мужественно против всего низкого и порочного, не допускайте близких до злоупотребления вином, до увлечения картами… Берегите свое здоровье. Оно необходимо, чтобы иметь силы помогать ближним, оно — дар Божий, в растрате которого без пользы для людей придется дать ответ перед своей совестью. Содействуйте, по мере сил, учреждению и поддержанию больниц и приютов для неимущих, для сирот и для людей в преклонной старости, покинутых, беспомощных и бессильных. Не останавливайтесь в этом отношении перед материальными жертвами, не задумывайтесь отказываться от роскошного ненужного. Если нет собственных средств для помощи, просите кротко, но настойчиво у тех, у кого они есть. Не смущайтесь пустыми условиями и суетными правилами светской жизни. Пусть требование блага ближнего одно направляет ваши шаги! Не бойтесь возможности уничижения, не пугайтесь отказа…
Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Не стесняйтесь малым размером помощи, которую вы можете оказать в том или другом случае. Пусть она выразится подачею стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания — и то хорошо… Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно разрушенное»
(Из рукописи «Appel aux femmes»).
Федор Петрович Гааз покоится на старинном московском Немецком (Введенском) кладбище в Лефортово, на могиле его — всегда свежие цветы. Каким же был этот человек, если память о нем жива и поныне?
Фридрих Йозеф (Иосиф) Гааз (Haas) родился в старинном живописном немецком городке
С 19 лет Гааз имел врачебную практику в Вене и пользовался успехом как замечательный специалист. Кто знает, как бы сложилась жизнь и судьба молодого доктора Гааза, если бы не случай из его практики, круто изменивший не только состояние больной, но и судьбу самого врача. В Вену к русскому офицеру императорской гвардии князю Репнину, раненному при Аустерлице и находившемуся на излечении, приехала из России молодая княгиня Репнина, страдающая болезнью глаз, плохо поддающейся лечению. Многие опытные врачи пытались помочь ей, но безрезультатно. Доктор Фридрих Гааз очень успешно провел лечение и получил приглашение князя Репнина поехать вместе с ним в Россию. Был подписан договор о найме, согласно которому на 4 года Гааз становился домашним доктором семейства Репниных в Москве. Приехав в Россию в 1806 г. всего на несколько лет, он и не предполагал, что останется здесь навсегда.
В России доктор Хааз стал Гаазом и принял русское имя Федор Петрович. Любознательный, энергичный и способный молодой врач вскоре освоился в русской столице. Не прошло и двух лет, как он приобрел обширную практику и уважение москвичей самых различных сословий.
Помимо частной практики Гааз занимался лечением бедных в Преображенском богадельном доме, Павловской и
В 1812 г. у Гааза заболели отец и мать. 1 июня он оставил пост главного врача в Павловской больнице и поехал в Германию. Но вскоре в России началась война с Наполеоном — и Федор Петрович Гааз вновь с русским народом. Он стал военным врачом, помогал раненым под Смоленском, на Бородинском поле, в сгоревшей Москве. В составе русского войска (полковым врачом) дошел до Парижа.
В 1814 г., по окончании войны, вышел в отставку и возвратился к себе на родину. Но пребывание на родине было недолгим: Гааза неудержимо тянуло в страну, где он уже начал работать на общую пользу. Возвратившись в Россию, он до конца жизни не покидал ее.
Когда Гааз вернулся в Москву, обнаружилось, что он в совершенстве выучил русский язык. До войны он мог говорить только на родном немецком языке и латыни. Обычно в больницах, где он консультировал, рядом был переводчик. Со временем Гааз так овладел русским языком, что сам поправлял русских чиновников. Поняв и полюбив русский народ, он слился с ним душою и жизнь свою посвятил России.
Первое время
В 1825 г.
На собственные средства доктор Гааз организует первую в Москве больницу для бесприютных. Сюда привозили подобранных на улицах пострадавших: сбитых экипажами, замерзших; людей, потерявших сознание от голода, беспризорных детей. Прежде всего поступивших спешили обогреть, накормить и, насколько возможно, ободрить и утешить. Сам доктор, знакомясь с каждым, участливо выяснял все обстоятельства их бедственного положения. Назначалось лечение, а после выписки большинству оказывали дальнейшую помощь: иногородних снабжали деньгами на проезд до дома, одиноких и престарелых помещали в богадельни,
Оставив городское медицинское ведомство, Федор Петрович Гааз снова обращается к частной практике, отзываясь на все призывы и просьбы о помощи.
24 января 1828 г. «по представлению и настоянию»
В 1830 г. Федор Петрович Гааз становится членом «Комитета попечительства о тюрьмах» и главным врачом московских тюрем. Это назначение стало главным делом жизни доктора Гааза. Поняв свое новое призвание, он отдался ему всей душой, начав с новой деятельностью и новую жизнь.
Будучи врачом, Федор Петрович Гааз приступил к участию в деятельности тюремного комитета с убеждением, что между преступлением, несчастьем и болезнью есть тесная связь, что трудно, а иногда и невозможно отграничить одно от другого и что отсюда вытекает и троякое отношение к человеку, лишенному свободы. Необходимо справедливое, без напрасной жестокости отношение к виновному, деятельное сострадание к несчастному и призрение больного. Положение вещей в России ко времени открытия тюремных комитетов было совершенно противоположное. За виновным отрицались почти все человеческие права и потребности, больному отказывалось в действительной помощи, несчастному — в участии.
С этим положением вещей вступил в открытую борьбу Гааз и вел ее всю свою жизнь. Его ничто не останавливало, не охлаждало: ни канцелярские придирки, затруднения и путы, ни косые взгляды и ироническое отношение некоторых высокопоставленных членов комитета, ни столкновения с сильными мира сего, ни даже частые и горькие разочарования в людях.
За долгие годы службы в должности главного врача московских тюрем Федор Петрович Гааз сделал многое, казавшееся ранее невозможным, для облегчения участи осужденных. Условия содержания в московских тюрьмах были ужасными: стужа и жара, всегда — грязь и множество насекомых, голод и жестокость. Пользуясь поддержкой князя Голицына, доктору Гаазу удавалось
Новые кандалы, изобретенные «святым доктором» и отличавшиеся меньшим весом (те самые, что впоследствии попали на решетку ограды его могилы), и через полвека после его смерти называли «газами» или «газовскими кандалами». Ими постепенно стали заменять с
До конца XIX века во избежание побегов заключенных им выбривалась часть головы, правая или левая. Когда на одной половине волосы отрастали, то выбривалась другая. В Сибири в холодное время года обритая голова сильно мерзла. Доктор Гааз настоял на том, чтобы с октября заключенным не брили головы.
Много сил Федор Петрович Гааз уделял и Московскому тюремному замку (ныне Бутырская тюрьма). Тюрьма эта появилась в
Рядом с Бутыркой доктор Гааз организовал приют для детей, чьи родители находились в тюремном замке. В те времена семья часто была вынуждена ехать за осужденным отцом в ссылку. Чтобы облегчить участь родственников, оставшихся без кормильца, Гааз устроил дом дешевых квартир для жен заключенных и школу для детей сосланных родителей.
При пересыльной тюрьме в Москве на Воробьевых горах
Отдавая все свое время подопечным, взывающим к его помощи, доктор Гааз постепенно перестал жить для себя. С открытия Комитета попечительства о тюрьмах и до кончины Федора Петровича, в течение почти 25 лет было 293 заседания Комитета — и на них он отсутствовал только один раз… В журнале каждого заседания, как в зеркале, отражается его неустанная, полная энергии и забвения себя, деятельность. Чем дальше шли годы, чем больше накапливалось этих журналов, тем резче изменялись образ и условия жизни Гааза. Все его личные средства уходили на строительство и оборудование новых лечебных заведений, на пособия больным, арестантам. Быстро исчезли белые лошади и карета, в которой он каждый день выезжал по вызовам к пациентам; с молотка пошла оставленная без «хозяйского глаза» и заброшенная суконная фабрика, бесследно продана была недвижимость, обветшал костюм…
Сам же он отныне живет при больницах. Сперва — в здании
Доктора Гааза прозвали «святым» не только за облегчение физических страданий заключенных, но и за его истинно христианскую любовь к этим людям. Он старался уменьшить и разделить их душевные страдания, становясь другом и утешителем. Его обращение к арестанту не только исключало слово «каторжник», а предполагало обычное употребление ласковых слов. Доктор Гааз не считал зазорным обнять и поцеловать самого униженного и оскорбленного. Врач сделался духовным пастырем, пользующимся своими правами на врачевание тела, чтобы залечивать душевные раны. «Благодаря ему многие, будучи злодеями при вступлении в стены пересыльной тюрьмы, покидали их для пути в Сибирь, став лишь только несчастными…».
Доктор Гааз чрезвычайно тепло отзывался о русском народе: «В российском народе есть пред всеми другими качествами блистательная добродетель милосердия, готовность и привычка с радостью помогать в изобилии ближнему во всем, в чем тот нуждается». На заданный ему вопрос: почему он, немец, католик, не возвращается из России к своим единоверцам и единоплеменникам, доктор Гааз ответил: «Да, я есть немец, но прежде всего я есть христианин. И, значит, для меня „несть эллина, несть иудея…“ Почему я живу здесь? Потому что я люблю, очень люблю многие здешние люди, люблю Москву, люблю Россию и потому, что жить здесь — мой долг. Перед всеми несчастными в больницах, в тюрьмах».
Веротерпимость доктора Гааза была уникальной. Этот католик знал лучше иного православного все тонкости православной литургии и считал православие сестрой католицизма. Доктор Гааз говорил: «… Для меня образ Спасителя свят, где бы он ни был освящен — в Риме, в Кельне или в Москве. И слово Божье истинно и благотворно на всех языках. На латыни оно звучит для меня привычней и поэтому особенно прекрасно, но душе это слово внятно и
О «святом» докторе с большим уважением и теплотой писали
В последние годы доктор жил с одним слугой, не покидавшим его до конца. Все, что оставалось от его имущества, все, что он получал от богатых пациентов и благотворителей, Гааз расходовал на расширение больниц, на лекарства, пищу, одежду и другие необходимые вещи для бедняков, арестантов, ссыльных и их детей. Все свое время он проводил в основном в Полицейской больнице, принимая больных. Часто его навещал святитель Филарет, приносили освященные просфоры.
Последние дни Федора Петровича Гааза были мучительны. У него сделался громадный карбункул, но переносил страдания доктор спокойно и мужественно, и лицо его, как всегда, сияло «
16 августа 1853 г. (ст. ст.) Гааз скончался. В православных храмах молились за упокой души раба Божьего Федора.
За неимением у усопшего личных накоплений, пришлось хоронить доктора Гааза за казенный счет, на средства полицейского ведомства…
На могиле его оставшийся неизвестным друг установил памятник в виде гранитной глыбы с крестом и высеченными евангельскими строками: «Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк. 12, 37). Со временем бывшие заключенные оплели оградку могилы «гаазовскими» кандалами.
Шли годы, и добрый доктор Гааз был почти позабыт… Благодаря благородству и таланту юриста и писателя Анатолия Федоровича Кони российская общественность восстановила замечательный образ
Во дворе Александровской (бывшей Полицейской) больницы, где Гааз провел последние годы жизни, в 1909 г. был установлен бюст
Чуть позже в честь Гааза стали называть больницы, институты, общества, фонды, улицы. Правда, в Москве, для которой так много сделал «святой доктор», улицы имени Гааза нет…
В наши дни в честь известного медика названы Федеральное государственное
В честь Гааза названа улица города Ессентуки и гимназия города Гомеля; с 1989 года имя Газа носит Немецкая школа в Москве, где обучаются дети работников посольства ФРГ.
Учреждены медаль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Спешите делать добро» (ею была посмертно награждена Анна Политковская), медаль Федора Гааза Федеральной службы исполнения наказаний, премия имени доктора Фридриха Йозефа Гааза
В Германии, на родине доктора Гааза в
В 1986 г. Академия медицинских наук СССР подарила родному городу Фридриха Иосифа Гааза
Вот так теперь и стоят разделенные 2 тысячами километров два одинаковых памятника одному замечательному человеку. Эти памятники поставлены не только врачу души и тела, но и служителю долга в самом высоком смысле этого слова. Федор Петрович Гааз понимал, что христианский идеал любви и милосердия не есть нечто, чем можно любоваться лишь издали. Посвятив себя всецело добру, он показал, как следует идти по этому пути. Ему приходилось действовать в очень тяжелые времена, при господстве насилия и неуважения к человеческому достоинству, среди непонимания и оскорблений. «Что может один против среды?» — говорят практические мудрецы, ссылаясь на поговорку «один в поле не воин». «Нет!» — отвечает им всей своей личностью Гааз: «И один в поле воин!» Вокруг него, в память его соберутся многие, и сам доктор Гааз останется в сердцах всех, кто узнает о нем, и как отлитый в бронзе молчаливый укор малодушным, и как утешение жаждущим правды, и как пример деятельной любви к людям.
«Нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, причем, чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться…», — писал доктор
Именно такая созидающая Любовь и нужна сегодня нашей стране. Ведь Любовь эта перетекает, как в сообщающихся сосудах — от сердца к сердцу.
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |