Международная Вахта Памяти
С 9 по 20 августа в Духовщинском районе Смоленской области будет проходить Международная Вахта Памяти, в которой примут участие около 500 человек. Готовит и проводит очередную Вахту Смоленский областной центр «Долг», которым руководит Нина Германовна Куликовских. О ней мы рассказывали 19 мая 2013 года на празднике святых
Вахты стали проводиться с 1998 года и собирают самое большое количество участников. На подобные вахты приезжают как опытные поисковики, так и совсем юные, молодые ребята, кто только начинает пробовать себя в поисковой работе или имеет небольшой опыт. География приезжающих на учебные вахты отрядов очень широка — от Сибири до Белоруссии. Целью таких вахт является обучение премудростям поисковой работы непосредственно в полевых условиях. Но кроме занятий по курсу молодого
Смоленские «поисковые университеты»
Поисковое движение в Смоленской области зародилось достаточно давно, так что точную дату назвать невозможно. Уже в середине
Постепенно вокруг отряда «Долг» сплотились все смоленские поисковики. И когда администрация области решила создать координирующий и организующий поисковиков центр, директором его была назначена
В настоящее время центр «Долг» объединяет 56 отрядов из всех районов Смоленской области. Ежегодно проводится 15–17 экспедиций, результатом которых является торжественный ритуал перезахоронения останков воинов по православному обряду с воинскими почестями. Участие в этом траурном мероприятии принимают поисковики, приехавшие родственники погибших, сотни местных жителей, представители администраций и военкоматов, учащиеся и студенты.
Каждая вахта — это 8–12 дней напряженной организационной работы
Центр организует розыск родственников тех солдат, чьи имена были установлены по медальонам, наградам и другим предметам, проводит
Но главным
Вспоминаю, как проходила
Начинается вахта с прибытия на место и устройства каждым отрядом своего отрядного места. В густой траве надо разбить палатки, оборудовать «столовую» и «санузел», продуктовую палатку, кострище с тентом от дождя и многое другое. Надо носить воду, заготавливать и колоть дрова, готовить еду на костре, потом мыть посуду. Для этого в каждом отряде назначаются дневальные. И городские мальчики и девочки постепенно привыкают ко всем этим делам, никто не стонет и не отказывается от дежурства. Торжественно проходят ритуалы открытия и закрытия вахты.
После завтрака — час теоретических занятий. Вот несколько отзывов: «После завтрака к нам пришли „Лоси“ (Московский отряд „Лось“), которые обучали нас топографии. В общем, путешествовали по карте. Компьютер проверил наши знания. Я получил три балла». «Сегодня у нас занятие. К нам пришел
Но главное на этой учебной вахте —
«Сегодня были на местах боев, видели траншеи, блиндажи, окопы, воронки. Вся земля изрыта, хотя прошло много лет! Особенно меня потрясли рассказы местных жителей. В 1943 году здесь шли такие сильные бои, что все окрестные места и поля были усеяны трупами солдат. Думаю, что нас здесь ждет много работы». «Сегодня мы ездили на место, где погиб Герой Советского Союза Соловьев
В современных условиях, когда пропагандируется индивидуализм, личный успех любой ценой, на вахте прививается дух коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи и соревновательности. Этому служат различные конкурсы, смотры и фестивали. Вот фестиваль патриотической песни («Мы выступили неплохо, не лучше всех, но лучше многих»), командное преодоление полосы препятствий, кулинарный конкурс («Наше блюдо — „Кабачки с рожками“ — было признано лучшим, мы заняли первое место»), конкурс отрядных мест («Мы драили до блеска кастрюли, красили в зеленый цвет травку, расстреляли из ППШ всех комаров»), были конкурсы боевых листков и отрядных дневников, всей вахтой отмечали дни рождения тех, чья дата пришлась на время вахты, по вечерам — хождение в гости и прием гостей у себя, посиделки у костра с песнями («Оказывается, наш командир прилично поет»). И во все дни кипели футбольные страсти. Все дружно болели за своих, огорчались проигрышу и надеялись на успех в следующей игре («Мы дрались как звери. Наш вратарь защищал ворота, и участвовал в атаках, и выбил палец (!) своему противнику — ничего не помогло: мы проиграли… Но завтра мы победим»).
У каждого на вахте были и свои, пусть маленькие, но личные достижения. «Мама, ты не поверишь, я здесь научился рано вставать, а ведь дома валялся до 12 часов». Или «Мы косили траву, когда готовили место под лагерь. Косили все (правда, некоторые „косили“ от работы, но не я). Я научился косить, и когда приеду домой, выкошу всю траву в нашем саду». «Я готовил суп на костре, и наверно, неплохо, так как мой суп был съеден без остатка». И что еще очень важно: выходы в лес — это иногда 10–20 км в день плюс раскопки, плюс жара и комары, иногда — дождь, мокрая одежда, сырой спальник… По утрам так болят все кости и особенно ноги, что кажется встать невозможно. Но все встают к 8 часам и делают все, что положено. Вот где «закаляется сталь» — сила воли, выносливость, умение преодолевать трудности, умение не ныть и не жаловаться, а делать нужное дело. Но что еще очень важно — в ходе вахты у подростков формируется новое, личное отношение к войне и павшим героям.
В школе учителя часто жалуются — ребята не любят писать сочинения, не умеют выражать свои мысли. Что нельзя сказать об отрядных полевых дневниках. Их вели сами ребята, изо дня в день записывая свои впечатления о днях вахты. Надо видеть и читать эти дневники. Иркутский отряд «Байкал» почти весь дневник написал в стихах. Во многих дневниках тексты иллюстрированы собственными рисунками авторов. А вот командир объединения
«Уважаемый Владимир Владимирович Путин! Пишут к Вам поисковики из сводного отряда „
У нас все хорошо, кормят как на убой, вода близко, вот только перебои с электричеством. Поговорите, пожалуйста, с Чубайсом. (На самом деле в лагере автономный генератор. — Авт.). С утра к нам приехали
1. Я думала, что Вахта Памяти — это место, где мы будем непрерывно работать, уставать до безумия и ходить грязными с головы до ног. Но все это будет ради исполнения долга перед Родиной. Ну и что, думала я, а на войне хуже приходилось. А оказалось все лучше, чем я ожидала. Мы работали, но не до упаду, вовсе не ходили грязными, после работы отдыхали, общались с новыми друзьями. Хоть все равно это был труд, но он был в радость, я и представить себе такого не могла.
2. Мое самое первое впечатление по приезде в лагерь — это первые дни, когда мы пришли на совершенно пустое место, а спустя два дня, превратили его в свой родной дом. Даже возвращаясь из штаба или из другого отряда в свой лагерь, мы говорили: идем домой. Обычно сложно привыкнуть к новому месту, сродниться с ним, а здесь все это произошло в
3. На вахте нет того, что мне запомнилось бы больше всего. Того единственного. Просто вся вахта для меня — это одно большое воспоминание. И как мне кажется, самое сильное в моей жизни.
4. Теперь я стала другой. Вахта меня изменила. Я
5. Для меня война сейчас — вовсе не то, что я представляла раньше. Раньше я думала, что война — это непрерывная война и бойня, кровь ручьями, как в кино. Может, и такое местами было, но оказалось, что существуют различные окопы, которые приходилось рыть бойцам, чтобы скрываться от врагов и бить оттуда. Оказывается, солдаты после войны часто так и оставались лежать не погребенными на земле. Думала, что площадь, на которой проходит вахта, мала, а оказалось, что она огромна и что враги разбросаны повсюду. Я совершенно иначе увидела войну.
6. Мне хотелось бы продолжить работу в поиске в следующем году. Поиск! У меня перед ним почти душа трепещет, ведь благодаря ему человеческое погребение находят наши прадеды, которые все сделали для того, чтобы мы сейчас жили спокойно в своей стране.
7. Я хочу, чтобы поиск всегда был, чтобы о нем знали, чтобы всей стране было известно, какие совершаются благородные дела. Хочется, чтобы люди поняли действительно, что такое война, чтобы каждый определил для себя в душе, что она для него значит и что он может сделать для своей страны, чем он может помочь.
14.04.2024 Роль общественных организаций в улучшении демографической ситуации в Союзном государстве через укрепление традиционных семейных ценностейСегодня вопросы демографии в союзном государстве России и Белоруссии вызывают все бОльшую тревогу. Некоторые исследователи-демографы даже характеризовали наше время как эпоху Великого вымирания славян. Наши страны столкнулись с демографической ситуацией, которую можно обозначить сакраментальным гамлетовским вопросом «быть или не быть?» | 18.03.2024 Наступило время действовать, а не созерцатьВ начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России | 19.02.2024 Династия священнического рода СаковичейСегодня слово «династия» вызывает странные ассоциации — то с певцами, то с сериалами. На самом же деле передача дела жизни по наследству живо по сей день — в Русской Православной Церкви и поныне служат потомки древних родов, одним из которых — родом Саковичей — справедливо гордится Республика Мордовия, где представители семьи более 400 лет стоят у Престола Господня |