Международная Вахта Памяти | МОО «Союз православных женщин»

Международная Вахта Памяти

С 9 по 20 августа в Духовщинском районе Смоленской области будет проходить Международная Вахта Памяти, в которой примут участие около 500 человек. Готовит и проводит очередную Вахту Смоленский областной центр «Долг», которым руководит Нина Германовна Куликовских. О ней мы рассказывали 19 мая 2013 года на празднике святых жен-мироносиц. Она  один из лауреатов премии Международной общественной организации «Союз православных женщин».

Вахты стали проводиться с 1998 года и собирают самое большое количество участников. На подобные вахты приезжают как опытные поисковики, так и совсем юные, молодые ребята, кто только начинает пробовать себя в поисковой работе или имеет небольшой опыт. География приезжающих на учебные вахты отрядов очень широка  от Сибири до Белоруссии. Целью таких вахт является обучение премудростям поисковой работы непосредственно в полевых условиях. Но кроме занятий по курсу молодого бойца-поисковика, почти каждый день проводятся различные конкурсы или мероприятия. Конкурсы отрядных мест, боевых листков, кулинарный конкурс, соревнования по футболу, тропа поисковика, вечера памяти, военной песни. Всегда торжественно проходят открытие и закрытие Вахты. И, конечно, главным мероприятием, завершающим Вахту Памяти, является торжественное захоронение останков советских воинов, обнаруженных в ходе поисковых работ. Каждый день на Вахте расписан очень четко: с утра занятия по поисковой подготовке, после этого поисковые работы на местности, вечером конкурс или соревнования, в конце дня проводится собрание командиров. Просто отдыхать или скучать на Вахте никому не приходится. Многие отряды стремятся максимально красиво и комфортно обустроить свои биваки (поэтому не случайно почти все ребята называют свои отрядные места домом). Встречи со старыми друзьями и новые знакомства, песни у костра, иногда до глубокой ночи, чемпионат по футболу, ежедневные фильмы в штабной палатке о войне, новые находки  все это создает неповторимый колорит учебно-тренировочной Вахты и притягивает к ней все новые и новые отряды (зайдите на сайт Центра «Долг»).

Смоленские «поисковые университеты»

Поисковое движение в Смоленской области зародилось достаточно давно, так что точную дату назвать невозможно. Уже в середине 80-х гг. прошедшего столетия поисковики-одиночки бродили по лесам, искали останки погибших героев и хоронили их как могли. Они не имели снаряжения, методики поиска, опыта. Прошедшая на Смоленщине в 1990 году Всесоюзная «Вахта Памяти» дала толчок развитию поискового движения. В этой большой экспедиции приняли участие несколько поисковиков-подростков небольшого отряда «Долг». Отряд был создан в средней школе  5 города Вязьмы преподавателем истории Н. Г. Куликовских. Педагог не только по профессии, но по призванию и сути характера, Нина Германовна сразу увидела в поисковой работе огромный воспитательный потенциал. Мы знаем, какими трудными для страны были 90-е годы, когда слово «патриот» стало почти ругательным и уж точно неприличным. И лишь педагоги-энтузиасты, подлинные патриоты, понимали, что молодое поколение не должно быть оставлено без идеала, ради которого стоит жить. «Наши павшие нас не оставят в беде»  пел Высоцкий. Павшие вновь готовы были постоять за свое Отечество и его молодое поколение. Их подвиг не должен быть забытым.

Постепенно вокруг отряда «Долг» сплотились все смоленские поисковики. И когда администрация области решила создать координирующий и организующий поисковиков центр, директором его была назначена Н. Г. Куликовских. Смоленский областной центр героико-патриотического воспитания и социальной помощи молодежи разместился в Вязьме.

В настоящее время центр «Долг» объединяет 56 отрядов из всех районов Смоленской области. Ежегодно проводится 1517 экспедиций, результатом которых является торжественный ритуал перезахоронения останков воинов по православному обряду с воинскими почестями. Участие в этом траурном мероприятии принимают поисковики, приехавшие родственники погибших, сотни местных жителей, представители администраций и военкоматов, учащиеся и студенты.

Каждая вахта  это 812 дней напряженной организационной работы руководи-теля: торжественное проведение открытия и закрытия вахты, где царит твердый порядок и дисциплина. Ежедневно организованный режим работы и отдых поисковиков. Для поднятых останков делается временное захоронение. При этом свято соблюдается придуманный самими поисковиками обряд: зажечь свечу у иконы «Божьей Матери Взыскания о погибших» и постоять несколько минут в благоговейном молчании, почтив тем самым память воинов.

Центр организует розыск родственников тех солдат, чьи имена были установлены по медальонам, наградам и другим предметам, проводит вечера-встречи, патриотические сборы, выставки, собрания в учебных заведениях, активно сотрудничает с ветеранскими организациями, поисковики выступают на научных конференциях, печатают статьи и издают книги.

Но главным все-таки остается работа с молодым поколением. Для подростков в основном и предназначена Международная учебно-тренировочная вахта, не случайно называемая «Поисковым университетом». Ведь поиск  дело не только сложное, но и опасное, без специальной подготовки «молодняк» выпускать в него нельзя, вот и возникла такая форма поисковой деятельности, где юные поисковики под руководством старших опытных товарищей проходят специальный «курс наук», который позволяет молодым активно включаться в поисковую работу, делает ее привлекательной и интересной, а главное  дает молодым новое видение войны и формирует свое отношение к Родине, своей жизни. При этом организуется столько различных мероприятий и интересных дел, что действительно похоже на своеобразный университет.

Вспоминаю, как проходила 10-я учебно-тренировочная вахта. Для нее был выбран Духовщинский район Смоленской области. На вахту прибыло 30 отрядов из 12 регионов России и Республики Беларусь, это 330 участников, среди них  103 подростка в возрасте 1418 лет, но были и младше. Н. Г. Куликовских, руководителю вахты, было далеко не безразлично, что вынесли из своего пребывания на вахте ее юные участники. Поэтому каждый отряд получил особую тетрадь  «Дневник отряда», который заполняется ежедневно и в конце вахты сдается в штаб. А молодым была предложена и анкета, с тем чтобы каждый из них определил для себя лично, что ему дала вахта. Такой мониторинг позволяет руководителям вахты оценить не только этот аспект, но и сделать выводы о результатах собственной работы.

Начинается вахта с прибытия на место и устройства каждым отрядом своего отрядного места. В густой траве надо разбить палатки, оборудовать «столовую» и «санузел», продуктовую палатку, кострище с тентом от дождя и многое другое. Надо носить воду, заготавливать и колоть дрова, готовить еду на костре, потом мыть посуду. Для этого в каждом отряде назначаются дневальные. И городские мальчики и девочки постепенно привыкают ко всем этим делам, никто не стонет и не отказывается от дежурства. Торжественно проходят ритуалы открытия и закрытия вахты.

После завтрака  час теоретических занятий. Вот несколько отзывов: «После завтрака к нам пришли Лоси (Московский отряд Лось), которые обучали нас топографии. В общем, путешествовали по карте. Компьютер проверил наши знания. Я получил три балла». «Сегодня у нас занятие. К нам пришел И. А. Жарынцев (командир отряда Память из Рославля  Авт.) и рассказал о теории поиска. Он так всех заинтересовал, что в лагере дневалить никто не хотел оставаться». «Нам рассказывали об оружии, минах, гранатах и о технике безопасности». «Нам рассказывали о боевых действиях, которые здесь проходили во время Великой Отечественной войны. Теперь у меня появилась возможность прикоснуться к истории».

Но главное на этой учебной вахте  все-таки выходы в лес, поиск останков павших бойцов. Вот откровенные признания юных участников учебно-тренировочной вахты:

«Сегодня были на местах боев, видели траншеи, блиндажи, окопы, воронки. Вся земля изрыта, хотя прошло много лет! Особенно меня потрясли рассказы местных жителей. В 1943 году здесь шли такие сильные бои, что все окрестные места и поля были усеяны трупами солдат. Думаю, что нас здесь ждет много работы». «Сегодня мы ездили на место, где погиб Герой Советского Союза Соловьев В. И. Он закрыл своей грудью вражескую амбразуру. Там стоит памятник. Это высокое место, отсюда видно всё как на ладони, склон очень крутой, почти вертикальный, а эту высотку штурмовали наши бойцы. Я не представляю, как ее можно взять. Вчера на этом месте работали смоляне, поднимали бойцов. Мы же нашли лишь металл». «Этот день не дал результатов. Мы только нашли место, где стояла тяжелая артиллерия, там металл был везде, вся земля пищала через миноискатель, все было в гильзах». «Мы нашли станцию, где стояли связисты, броню от танков, батарейки, саперки и наконец-то подняли своего первого бойца». Найденные останки складываются во временное хранение на территории лагеря. По вечерам у этого места зажигаются свечи по числу найденных бойцов. Минута молчания затрагивает всех, оставляя глубокий след в юной душе.

В современных условиях, когда пропагандируется индивидуализм, личный успех любой ценой, на вахте прививается дух коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи и соревновательности. Этому служат различные конкурсы, смотры и фестивали. Вот фестиваль патриотической песни («Мы выступили неплохо, не лучше всех, но лучше многих»), командное преодоление полосы препятствий, кулинарный конкурс («Наше блюдо  Кабачки с рожками  было признано лучшим, мы заняли первое место»), конкурс отрядных мест («Мы драили до блеска кастрюли, красили в зеленый цвет травку, расстреляли из ППШ всех комаров»), были конкурсы боевых листков и отрядных дневников, всей вахтой отмечали дни рождения тех, чья дата пришлась на время вахты, по вечерам  хождение в гости и прием гостей у себя, посиделки у костра с песнями («Оказывается, наш командир прилично поет»). И во все дни кипели футбольные страсти. Все дружно болели за своих, огорчались проигрышу и надеялись на успех в следующей игре («Мы дрались как звери. Наш вратарь защищал ворота, и участвовал в атаках, и выбил палец (!) своему противнику  ничего не помогло: мы проиграли Но завтра мы победим»).

У каждого на вахте были и свои, пусть маленькие, но личные достижения. «Мама, ты не поверишь, я здесь научился рано вставать, а ведь дома валялся до 12 часов». Или «Мы косили траву, когда готовили место под лагерь. Косили все (правда, некоторые косили от работы, но не я). Я научился косить, и когда приеду домой, выкошу всю траву в нашем саду». «Я готовил суп на костре, и наверно, неплохо, так как мой суп был съеден без остатка». И что еще очень важно: выходы в лес  это иногда 1020 км в день плюс раскопки, плюс жара и комары, иногда  дождь, мокрая одежда, сырой спальник По утрам так болят все кости и особенно ноги, что кажется встать невозможно. Но все встают к 8 часам и делают все, что положено. Вот где «закаляется сталь»  сила воли, выносливость, умение преодолевать трудности, умение не ныть и не жаловаться, а делать нужное дело. Но что еще очень важно  в ходе вахты у подростков формируется новое, личное отношение к войне и павшим героям.

В школе учителя часто жалуются  ребята не любят писать сочинения, не умеют выражать свои мысли. Что нельзя сказать об отрядных полевых дневниках. Их вели сами ребята, изо дня в день записывая свои впечатления о днях вахты. Надо видеть и читать эти дневники. Иркутский отряд «Байкал» почти весь дневник написал в стихах. Во многих дневниках тексты иллюстрированы собственными рисунками авторов. А вот командир объединения Рос-Дор-Шум (так называют себя поисковики трех районов Смоленской области  г. Рославля, г. Дорогобужа и пос. Шумячи, они всегда селятся вместе) предложил вести дневник в форме писем. И ребята писали  мамам и бабушкам, друзьям и учителям, рассказывая не без юмора о своей лагерной жизни и личных впечатлениях. Одно письмо особенно интересно: оно адресовано Президенту России В. В. Путину. Вот это письмо:

«Уважаемый Владимир Владимирович Путин! Пишут к Вам поисковики из сводного отряда Рос-Дор-Шум.

У нас все хорошо, кормят как на убой, вода близко, вот только перебои с электричеством. Поговорите, пожалуйста, с Чубайсом. (На самом деле в лагере автономный генератор.  Авт.). С утра к нам приехали друзья-поисковики из Москвы, привезли целую кучу вкусностей. Все вместе мы поехали в урочище Ломоносово. После деревни Спас-Углы ехали так, что ралли Париж-Дакар отдыхает: ямы, колдобины, ручьи, поваленные деревья, и так пять километров, а потом столько же пешком. (Обратите внимание на наши деревни, всё заросло). Сегодня мы нашли лишь одного бойца, Димка на провале обнаружил крышку от котелка с надписью: Бровкин 1922 год получил 3.11.41 год. Вечером все собрались на конкурс патриотической песни. Голубков и Фетисов (командиры отрядов.  Авт.) были в ударе. После фестиваля нас ждал царский ужин, Вам такой и не снился, Владимир Владимирович. Будете пролетать  посигнальте! Всего Вам доброго!»

Н. Г. Куликовских в конце вахты предлагает юным поисковикам ответить на вопросы анкеты, по которым не только она сама может оценить результаты своей работы, но и сами юные поисковики как бы оценивают свой новый опыт и его результаты. Вот что ответила на предложенные вопросы Мишурина Анастасия из Екатеринбурга, 15 лет.

1. Я думала, что Вахта Памяти  это место, где мы будем непрерывно работать, уставать до безумия и ходить грязными с головы до ног. Но все это будет ради исполнения долга перед Родиной. Ну и что, думала я, а на войне хуже приходилось. А оказалось все лучше, чем я ожидала. Мы работали, но не до упаду, вовсе не ходили грязными, после работы отдыхали, общались с новыми друзьями. Хоть все равно это был труд, но он был в радость, я и представить себе такого не могла.

2. Мое самое первое впечатление по приезде в лагерь  это первые дни, когда мы пришли на совершенно пустое место, а спустя два дня, превратили его в свой родной дом. Даже возвращаясь из штаба или из другого отряда в свой лагерь, мы говорили: идем домой. Обычно сложно привыкнуть к новому месту, сродниться с ним, а здесь все это произошло в какие-то несколько дней.

3. На вахте нет того, что мне запомнилось бы больше всего. Того единственного. Просто вся вахта для меня  это одно большое воспоминание. И как мне кажется, самое сильное в моей жизни.

4. Теперь я стала другой. Вахта меня изменила. Я по-другому стала относиться к войне и вообще к смерти. Также я не думала действительно, что я все это вынесу,  я до этого даже разу в лесу с ночевой не была, лопату в руках не держала, а щуп и миноискатель вообще только на картинках видела. Все было для меня новым, сложным. Но я старалась не отставать от наших сильных мальчиков, быть с ними наравне. И у меня получилось, я все вынесла, я справилась.

5. Для меня война сейчас  вовсе не то, что я представляла раньше. Раньше я думала, что война  это непрерывная война и бойня, кровь ручьями, как в кино. Может, и такое местами было, но оказалось, что существуют различные окопы, которые приходилось рыть бойцам, чтобы скрываться от врагов и бить оттуда. Оказывается, солдаты после войны часто так и оставались лежать не погребенными на земле. Думала, что площадь, на которой проходит вахта, мала, а оказалось, что она огромна и что враги разбросаны повсюду. Я совершенно иначе увидела войну.

6. Мне хотелось бы продолжить работу в поиске в следующем году. Поиск! У меня перед ним почти душа трепещет, ведь благодаря ему человеческое погребение находят наши прадеды, которые все сделали для того, чтобы мы сейчас жили спокойно в своей стране.

7. Я хочу, чтобы поиск всегда был, чтобы о нем знали, чтобы всей стране было известно, какие совершаются благородные дела. Хочется, чтобы люди поняли действительно, что такое война, чтобы каждый определил для себя в душе, что она для него значит и что он может сделать для своей страны, чем он может помочь.

Н. Г. Куликовских не раз говорила, что в поиске, конечно, важны такие его результаты, как количество поднятых останков, прочитанные медальоны, установленные имена тех, кто десятки лет числился в без вести пропавших. На этой вахте торжественно были захоронены останки 232 павших героев. Установлены имена двух бойцов. Но дело не только и не столько в этом. Прав поэт: это нужно не мертвым, это нужно живым. Эта работа нужна, прежде всего, им, юным, тем, кому принадлежит наше будущее. От их отношения к прошлому своей страны, к ее истории, подвигам предков, от их готовности работать на благо Отечества и защищать его, если потребуется, и зависит это будущее. И есть, видимо, большой смысл в поисковом движении, если оно привлекает все больше и больше молодых. Восьмиклассник из Вязьмы закончил свою анкету словами: «Огромное спасибо тем, кто придумал поисковые отряды».

Л. Аскерко

30.12.2019
Калужский опыт организации регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений как средство формирования установки на традиционную многодетную семью
В Калужской области определенный вклад в формирование установки на традиционную многодетную семью, на защиту материнства и детства вносит практика организации регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений, который представляет собой церковно-государственный общественный форум – Богородично-Рождественские образовательные чтения
12.12.2019
Искушение Мизулиной или последний путь Валентины Матвиенко
В пятницу 6 декабря 2019 года в Храме Христа Спасителя прошло расширенное заседание Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора во главе с Заместителями Главы ВРНС Малофеевым К.В. и Щипковым А.В., председателем патриаршей комиссии по семье протоиреем Дмитрием Смирновым — беспрецедентное по своему значению и содержанию мероприятие, посвященное обсуждению Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия»
11.12.2019
Запрос на перспективу
Прошлое. Настоящее. Будущее. Когда мы произносим слово «Церковь», с чем оно ассоциируется в большей степени? Понятно, что человек не может не думать обо всем этом одновременно. И все же о чем думается больше? От чего зависят наши предпочтения – от возраста, встающих перед нами вопросов или от эпохи, в которую нам выпало жить? От чего зависят предпочтения Церкви?

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Июль 2013