Слово о малом добре
(Выступление на VI Сретенских чтениях в г. Вязьма Смоленской области)
Из доклада Светланы Александровны Анисимовой, члена Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, мы узнали о состоянии благотворительности в России. Русская Православная Церковь делает свое благое дело милосердия денно и нощно, государство постоянно реализует благотворительные проекты, состоятельные люди объединились в Союз благотворителей и финансируют эти проекты… Но мне показалось, что сидящие в зале учителя, библиотекари, воспитатели детских садов, получающие очень небольшую зарплату, в
Выступая в различных аудиториях, я часто сталкивалась с подобной реакцией. Люди спрашивали: а что
«Каким же образом вы, бедные люди, исполняете заветы Христовы, призывающие быть милосердными и творить милостыню?» — спрашивала я. «Мы подаём нищим», — таким был самый частый ответ.
И правильно, ибо сказано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42), «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6, 30). Милостыня — высокое движение души, проявление милосердия, подающий приближается ко Христу.
Но всегда ли милостыня также душеспасительна для того, кому вы подаете? Уверены ли вы, что человек на ваши деньги пойдет и купит детям своим хлеба и молока? Пойдет ли милостыня ему на пользу или станет средством развращения его души, поощрением греха лени, поощрением наглости и бесстыдства, а то и того хуже — станет частью дохода мафии, которая употребит собранные деньги на криминальные дела?
Я живу в Измайлово, часто хожу в замечательный храм Покрова на Измайловском острове. Несколько лет назад, когда рядом с храмом еще вовсю функционировал Черкизовский рынок, настоятель Покровского храма, отец Владимир Бушуев, однажды на проповеди призвал нас… не подавать милостыню нищим, в изобилии гнездящимся на храмовом крыльце.
Ведь на другой же день после пожара ночного клуба «Хромая лошадь» в Перми появились на улицах Москвы и в рассылках интернета «родственники» пострадавших, просящие денег на «ожоговый центр»! Правда, сегодня всё меньше и меньше людей верят мошенникам, желающим нажиться на чужой беде. А отец Владимир то, чистый сердцем, поверил. И решил помочь. Не берут вас на работу, потому что прописки нет? Это ничего, это мы преодолеем. Я, говорит, буду вам работу давать, деньги платить. И других попрошу, чтоб вас приглашали работать. Сегодня же и начнём: вымоете полы в храме, вычистите подсвечники, приберёте и приходите за вознаграждением. Но лишь произнёс батюшка это страшное слово «работа», нищие презрительно хмыкнули, а после и попросту заявили: «Мы работать не будем!».
А действительно, зачем им напрягаться, вкалывать? Как правило, сидят они хоть и на улице, но зимой — в добротной тёплой одежде, а летом — на свежем
А кто не захочет подать, того и за рукав схватят: «Дай! Кто нищим не подаёт, того Бог накажет! Ребёнок твой заболеет, мужа убьют!». И люди подают. Подают, потому что никто не хочет, чтобы их дети заболели или мужа убили. Подают, потому что у них есть совесть. Подают потому, что они — православные христиане. А, может быть,
Как это сложилось в нашем сознании, что мы к нищим относимся, как к искупителям наших грехов и вин? Разве
Нет. Почему же мы потворствуем их притязаниям, смотрим на них, как на «лиц, прикосновенных к вере христианской», «красу церковную, Христову братию, богомольцев за мир»? (И. Снегирёв, Московские полицейские ведомости, 1844 г.). Почему наш добрый народ готов поделиться с попрошайками последней крохой?
Корень этого явления — во глубине времён. Первоначально принципы жития по нищенскому уставу были навеяны лучшими устремлениями самых сияющих столпов христианства. В Румянцевском музее хранится рукопись ХV в. безымянного святого старца, поучающая: «Милостыня дерзновение имеет ко Владытчице невозбранно о душах грешных и от уз тяжких разрешает, к Богу на Небеса возводит: творяй бо милостыню, то друг Божий наречется и в страшный он грозный день великаго Божия неумалимаго Суда Христа умилостивит и добре свободит душу от вечных мук».
По этому слову подвижники веры Христовой и сами жили, и других к тому призывали — имели на то право. Многие из них были так называемые «вольные нищие, отрекшиеся от собственности и в Бога богатеющие, неся крест смирения и терпения» («Памятники», изд. Костомарова, вып. 1, стр. 263).
Я бы с радостью поимённо перечислила всех православных святых, всю жизнь следовавших этому наставлению. К сожалению, это невозможно, потому что их тысячи и тысячи только известных нам, а сколько ещё было тех, о ком не сохранилась историческая память!
Отличались благочестием и русские правители: в 1113 г. вдова Святополкова «разделяет богатство свое» в монастыри; в 1154 г. Ростислав раздаёт «монастырям, церквам и нищим порты, золото и серебро»; в 1187 г. Ярослав Галицкий раздаёт всё своё имение нищим
Не имей ничего лишнего, довольствуйся малым: если у тебя две рубахи, одну отдай голому, поделись последним куском хлеба, помоги слабому.
Поступай, как Христос. Можно ли извратить столь ясно и чисто изложенное правило духовное? Оказалось, можно. Благочестие милостыни было сильно христианскими подвижниками, но в народе нашем замерло при самом начале. Виной тому и неумение нашего купечества и дворянства благотворить: «Гибнут целые семейства от неимения средств выйти из случайной беды, а между тем щедрая благотворительность неразборчиво распространяется на зрячих „слепых“ и хромых, способных бегать», — с горечью писал историк Курбановский («Современник», 1860 г.).
И «дикие господа», заставлявшие «за копеечку» деревенских ребятишек драться, ходить на голове, купаться в одежде
Нищенство стало бичом русской жизни. Не «богомольцы за мир», а «захребетники, бобыли, беглые, погорелые, ослепшие, спившиеся; идут они перед нами, и масса их постоянно увеличивается» (Архив Калачова, кн. 4, III, стр. 35). «Невиданная вещь, чтобы крестьянин дельный, заботливый, домовитый, пустился в нищенство» («Московские ведомости», 1859 г. № 253).
Милостыня превратилась в пустую формальность, «дело лицемерия», а нищенство — в источник огромных доходов, направляемый и контролируемый мафией.
Историк Бочечкаров писал в голодном 1861 году что, за отсутствием хлеба, крестьяне вынуждены были выкупать хлебные корки у нищих(!): «В огрубелой массе нищих выработались жестокие натуры, личности жестокие и злобные. Возвысившись над своими собратьями, они делались атаманами, старостами, начальниками и давали нищенству дальнейшее развитие. (…) Атаманы нищих собирали детей. Одни из этих детей были несчастными порождениями бедности и разврата, другие — краденые у матери, третьи — сманенные нищими или отданные неразумной матерью на воспитание». Плодились дети и в среде самих нищих, среди порока и разврата. Многих из них намеренно калечили в утробе, потому что уродам подавали больше.
О том, что происходит сегодня — об украденных детях, накачанных психотропными средствами, чтоб спали; об
Уже в XII веке число нищих стало громадным и всё увеличивалось. В Муроме, например, в 1637 году при храмах на 47 келий «чорных старцов» приходилось 8 келий нищих. В 1574 на Белоозере «старых и увечных, которые бродят в мире — 112 дворов, а людей в них живут 189 человек»! (Румянцевский архив, Акты Юридические, стр. 256).
Тут российское общество опомнилось и принялось с нехорошим явлением бороться. Обличали его подлинную суть многие: Царь Феодор Алексеевич в указе 1682 года говорит, что «по улицам бродят и лежат нищие; притворные воры, прося под окнами милостыни, подмечают, кто и как живёт, чтоб после обокрасть, малых ребят с улицы крадут, и руки, и ноги им ломают и на улицы их кладут, чтоб люди, на них смотря, умилилися, и больше им милостыни давали». Кстати, этот государь повелел несчастных детей у нищих отбирать, лечить их и учить наукам и мастерствам, а также «наставлять по разуму Закона Божия». «Отдаляли» от себя их Иоанн Грозный и патриарх Иоаким. Но настоящие меры принял только государь Пётр 1. По примеру Феодора Алексеевича, учреждал для них приюты, мастерские (шпингаузы) для женских работ, как то: прядение, шитьё, тканьё; даже выписал голландских мастеров для обучения и материалы: гайки, щётки, льну чесального 12 золотников
Работать нищие не любили и не собирались.
О том, что в финансовом плане мафия нищих — организация более чем доходная, говорят даже цифры тех лет: «Нищие за наём взятых ими детей платили по 80 копеек ассигнациями и по рублю в день, а за уродливых и по 2 рубля» (Чтения Общества истории древностей, 1861 г., кн. 1).
Можно прикинуть сумму, которая добывалась ежедневно! Миллионы копеечек, серебряных монет, ассигнаций складывались (и складываются сегодня) в астрономические суммы.
Сегодняшние нищие зачастую даже и не притворяются несчастными «подвязав руки, такожь и ноги, а иные и глаза завеся и зажмуря». А так прямо, в добротной одежде, даже без «притворного лукавства», внаглую просят и даже требуют денег. Бывает: опустит человек в шапку или в руку скромную мзду, а она… тут же летит ему в спину!
— Что ты мелочь подаёшь?! — орёт «бедняк». — Это не деньги! Сотню давай!
По христианскому обычаю мы должны подавать помощь, а не откупаться деньгами. Помощь тому, кто в ней действительно нуждается. Ведь рядом с нами зачастую живут люди, которые нуждаются
Конечно, неправильно огульно клеймить всех просящих подаяние. Есть среди них, наверное, и вправду терпящие бедствие люди. Есть ситуации, когда попавшему в беду действительно нужны деньги, чтобы оплатить дорогое лечение или операцию. Были бы — любой бы из нас отдал бы с радостью хоть тысячи, хоть десятки тысяч рублей, чтоб спасти жизни детей на Каширке, потерпевших крушение на «Невском экспрессе» людей или в ином трагическом случае! Но сегодня у таких, как мы, кто не ворует, не жульничает, почти ни у кого лишних денег нет. Так давайте же помогать друг другу добрыми делами. Как нам Господь заповедал.
Шесть лет назад я написала статью для журнала «Русский дом» на эту тему, которая называлась «Нищета не в карманах». Статья вызвала широкий резонанс, ее перепечатали свыше сорока православных и светских сайтов, в том числе «Православие.ru», «Русская Народная Линия», сайт
Я в Сретенских чтениях принимаю участие впервые. И с радостью буду участвовать еще! Я счастлива, что познакомилась здесь с прекрасными людьми, истинными православными, которые жизнью своей, «действенным малым добром» претворяют в жизнь ежедневно, ежечасно заповеданные нам Христом принципы. Это и есть проявление милосердия — не земным богатством делиться, а душевным.
А те, кто хочет денег, требует денег, да побольше, не ударив палец о палец, — этим помогать не надо. Их надо заставлять работать. Прав был отец Владимир.
Наталья Викторовна Лясковская, православный публицист.
01.06.2023 Мир детства: какую поддержку оказывают семьям с детьми в РоссииВ Международный день защиты детей депутаты рассказали «Думе ТВ» о том, какие меры поддержки семей с детьми готовятся в Госдуме и что уже было принято | 01.06.2023 Спецоперация «надежда»Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова во время недавней поездки на Донбасс написала в своем телеграм-канале: «Мы все-таки их вывезли, и дети с родителями, наконец-то, будут в безопасности и смогут отдохнуть». Вернувшись в столицу, она рассказала корреспонденту «РГ» о том, как сегодня живут дети и родители в Луганске, Мариуполе и других городах и селах новых территорий | 31.05.2023 Общество и государство не могут позволить себе роскоши пропагандировать бездетную семьюО необходимости пресечения пропаганды так называемых «чайлдфри» |