«Горжусь тем, что я — русская»

«Горжусь тем, что я — русская»

Беседа православного журналиста Натальи Лясковской с Ниной Борисовной Жуковой

Название возглавляемой ею организации  Международная общественная организация «Союз православных женщин»  объединило две высоких идеи: Союзность и Православие. Н. Б. Жукова  на редкость позитивный человек: всегда деловита, собрана, её яркие серо-голубые глаза светятся умом, интересом к людям и к жизни. Глядя на неё, трудно поверить, что в этом году она отметила своё 76-летие. Её любимые выражения: «Во всем должен быть здравый смысл» и «Я  счастливый человек!»

Нина Борисовна, где Вы родились, где Ваши корни?

 Я  коренная москвичка, родилась 7 марта 1937 года на Рогожской заставе столицы. Прадед мой владел несколькими доходными домами, два из них, старинной постройки, уцелели, а на месте третьего возвели «бежевый домик», тот самый, где сегодня разместился Союз православных женщин. Бабушка и дедушка родились в 80-м году XIX века, крестились, венчались и ходили в храм преподобного Сергия Радонежского на Андрониковской площади. Когда дедушка, бабушка умерли, их отпевали. Хотя в 1972 году  в момент смерти бабушки  я уже работала секретарем горкома партии. Отец тоже был членом партии. Меня крестили как только я появилась на свет  родилась семимесячной, вес один килограмм двести граммов, бабушка подумала, что я «не жилец на этом свете». И сразу понесла меня в храм на подмосковной станции Обираловка (теперь город Железнодорожный) к священнику Митрофанову. Для меня семья Митрофановых с детства  как родные: старший из Митрофановых мою бабушку венчал и отпевал, его сын  крестил меня. Когда прихожу к родителям на кладбище, обязательно наведываюсь к «своим» Митрофановым.
Я родилась в советское время. Не мы выбираем времена, когда нам появляться на свет. Однако причин упрекать судьбу не вижу: хотя дед по отцу был заслуженным железнодорожником, что называется, человеком на виду, его семья была верующей: в доме висела икона, а когда я пошла в школу, мой дедушка привел меня в Елоховский храм и рассказал историю Иисуса Христа, объяснил, что такое вера, что такое жить по Заповедям Христовым.

Какие книги стали главными в Вашей жизни?

 Первой из двух главных книг, сыгравших в моей судьбе решающие роли, был томик стихов А. С. Пушкина, полученный бабушкой-гимназисткой, Александрой Семеновной Гущиной, ещё в 1887 году за отличную учебу. Второй  Библия, которую открыл для меня дедушка. Конечно, были потом и другие памятные встречи с творениями великих русских писателей  Львом Толстым, Куприным, Лесковым, ведь Матвей Иванович Иванов собрал редкостную библиотеку, но эти две книги навсегда остались главными.

Как Вашим близким удалось сохранить веру в те непростые годы?

 Семья Ивановых-Громовых (по материнской линии) детей воспитывала в духе православия. Все были крещены, умерших отпевали, а когда рождался ребенок, его крестили, все совершалось очень естественно, как будто так и шло от века, и никакая переменчивая власть не могла этого изменить. Никто ни разу не донес, не упрекнул в «мракобесии», не осудил, хотя в советское время за это могли быть большие неприятности.

«Если семья хранит верность традициям, не забывает культуру и веру предков, то неважно, в какое время ты родился и вырос  советское или несоветское!

Конечно, в детстве я не могла по-настоящему осознать ни суть православия, ни свою глубинную причастность к нему. Вокруг, в большом советском мире царила атмосфера совсем иная. Я, как все остальные дети, была октябренком, пионеркой, пела задорные песни: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» Но счастливое детство оборвалось внезапно  началась Великая Отечественная война. Моя мама, Вера Никифоровна, ушла санитаркой на фронт, отец, инженер авиационного завода, вынужден был уехать на Урал, забрав меня с собой. За мной ухаживали соседи, отец поздно приходил с завода. Самым радостным событием были письма с фронта от мамы

Как складывалась Ваша судьба после войны?

 В 1959 году я закончила историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Распределили меня в Балашихинскую школу учителем русского языка и литературы. Но просто отрабатывать часы  не в моем характере: по выходным школа пустая простаивает, а дети по улице беспризорные болтаются, ведь многие родители в субботу работали, да и сами папы и мамы в домашнем кругу далеко не всегда были лучшим примером моим ученикам. Я и предложила организовать в школах «Клубы выходного дня». Мой почин по всей области подхватили! Из местного горкома позвонили в школу: «Это кто у вас такая бойкая? Нам такие нужны!» И в 29 лет меня избрали секретарем Балашихинского горкома партии. Позднее закончила на кафедре истории аспирантуру в Академии общественных наук при ЦК КПСС, стала кандидатом исторических наук.

Когда Вы работали в горкоме, как складывались отношения с Церковью?

 В советские годы на территории Балашихинского района было 5 действующих церквей. Старосты храмов обязаны были сдавать секретарю исполкома списки людей, которые крестились, венчались, отпевали родных. Секретарь приносила списки мне. По идеологии того времени я должна была бы затеять расследование и выяснить, откуда эти люди. Но мы никого не искали и не наказывали. Когда приходил донос по всей форме, то мы должны были реагировать. Жалобы и кляузы вынуждены были рассматривать.

Вы работали заместителем министра культуры России в 8090 годы. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде Вашей жизни.

 Так получилось, что я быстро поднялась по служебной лестнице: от секретаря горкома до инструктора по культуре в Центральном Комитете КПСС, а с 1986 по 1992 год работала заместителем министра культуры России. Я поняла: на этом посту у меня большие возможности! И российская культура стала для меня делом жизни: многие созидательные процессы, происходившие в стране в этот период, напрямую связаны и с моей деятельностью. В министерстве было пять заместителей, все обязанности распределены: один работает с художниками, другой  артистами, третий  учебными заведениями. Например, нужно было наладить контакты с иностранными библиотеками по обмену книг, а то у российских читателей из-за политических препон образовались большие пробелы в знании литератур других стран. И наладили!

При Вашей поддержке возродились и обновились Всероссийские праздники славянской письменности и культуры, посвященные святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, создавшим славянскую письменность.

В годы советской власти, в 1986 году, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен в СССР «праздником славянской культуры и письменности». Инициатива его проведения принадлежала Союзу писателей, активную поддержку которому оказало Министерство культуры РФ и я лично. От Московской Патриархии праздник возглавлял митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Он был нашим духовным наставником. 30 января 1991 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Масштабы праздника были грандиозны. Органы власти всех уровней помогали в его подготовке и проведении. Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России (кроме 1989 и 1990 годов, когда столицами были соответственно Киев и Минск)  и перемещался в столицы областей и республик России, а завершался в Москве  в Богоявленском Соборе. В 1992 году в Москве появилась Славянская площадь, а на ней памятник по проекту В.Клыкова Кириллу и Мефодию. Я счастлива, что в этом есть доля и моего труда!

Мне, как и сейчас, приходилось тогда много ездить по стране. Часто рядовой визит превращался в событие, имевшее огромное значение для Русской Православной Церкви. В 1990 году приезжаю в Казанский собор в Ленинграде, а на нём вывеска: «Музей атеизма». Директора спрашиваю: «Тебя устраивает это название?» Он отвечает: «Нет А что я могу сделать?» Посоветовались с митрополитом Иоанном (Снычевым). Обсудили наши с директором музея предложения, выслушали митрополита и решили в музее для начала оставить экспозицию о православии. Наняли альпинистов, они всю ночь работали. Просыпаются утром ленинградцы  нет вывески «Музей атеизма». Но много лет ушло, чтобы музей перевести в другое здание.

Вернули мы Церкви мощи святого благоверного князя Александра Невского. Торжественно пронесли их по Невскому крестным ходом Мощи других святых продолжали храниться в холщовых мешочках под инвентарными номерами. Почему бы и их не передать Церкви? Тогда приказа заместителя министра культуры было достаточно для решения вопроса. Здравый смысл подсказывал, что не должны святые мощи под инвентарными номерами в мешочках лежать! Министр культуры Мелентьев Ю.С. такие решения поддерживал. Позже всех, в январе 1992 года, передали Церкви мощи преподобного Серафима Саровского, потому что долго не могли их найти. В каждом отдельном случае по идентификации мощей я писала письма Патриарху Алексию II: «Пришлите, пожалуйста, комиссию, которая проведет соответствующую экспертизу», а он всегда отвечал: «Я доверяю Вашим сотрудникам и работникам музея». Он знал: пока отдают, нужно поскорей решать  а вдруг завтра опять все переменится, запретят трогать «музейные экспонаты», вернется антирелигиозная пропаганда? Время такое было переходное.

Тогда же и тысячелетие Крещения Руси отмечали

 Этот праздник, радостно всколыхнувший весь славянский мир, прошел в 1988 году успешно. Во многом это объяснялось тем, что советское государство впервые так масштабно его поддерживало.

С Вашей легкой руки  и благодаря Вашему твердому характеру!  в 1992 году было подписано соглашение о поэтапной передаче церковных зданий их законным владельцам

 От какого-нибудь монастыря, бывало, одни руины остались, а Церковь берет, восстанавливать собирается Мы передавали  они восстанавливали. Недавно митрополита Костромского Александра встретила, он мне напомнил, как приходил ко мне в министерство, требовал вернуть Ипатьевский монастырь. А я ему тогда ответила: «Я готова хоть сейчас. Но ваше областное руководство не выделило помещения для краеведческого музея, мы его что, на улицу выкидывать будем? Давайте вместе думать и решим этот вопрос к обоюдному согласию!» При встрече он сказал: «Простите, вспоминаю то время, когда к вам приходил, и не очень корректно себя вел! Но тогда я хоть знал, к кому приходить, чтоб оказали реальную помощь. А теперь уже и не знаешь, куда идти»

Среди других был возвращен в те годы Русской Православной Церкви и обрел статус действующего Соловецкий монастырь  тюрьма и лагерь в 30-годы, учебная база Северного флота, известная как Соловецкая школа юнг, в период Великой Отечественной войны, Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник при Брежневе.
Под опекой нашего Министерства культуры расцвели и функционировали в благоприятном режиме всемирно известные музеи-усадьбы Михайловское, Ясная Поляна и многие другие, росло число клубов, музеев, библиотек. Толчок к бурному развитию получили народные театры.

Нина Борисовна, а к кому сегодня можно придти и поговорить?

 Конечно, к Святейшему Патриарху Кириллу. С 1994 года я имею возможность работать во Всемирном Русском Народном Соборе под руководством сначала митрополита, а теперь Патриарха Кирилла. Рядом с ним можно только умнеть! Он нам всем, членам Бюро Президиума ВРНС, поставил высокую планку. До неё всё время нужно было расти и решать возникающие проблемы.

Недавно Святейший Патриарх Кирилл сказал: «В годы духовно-нравственного кризиса, породившего экономический, женщины снова оказались сильнее мужчин».

Предложение о создании Международной общественной организации «Союз православных женщин» впервые прозвучало 3 декабря 2009 года на I Форуме православных женщин, обсуждавшем тему «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении Отечества». «Святейший Патриарх Кирилл, который знает меня с 1994 года, как члена Бюро Президиума ВРНС, поручил реализовать эту идею, организационно её оформить и зарегистрировать в Минюсте РФ. Соратницы  Галина Ананьина, Светлана Тягачева, Валентина Сигаева и другие активно помогали. Объединять женщин намного труднее, чем мужчин! У каждой стоит за плечами своя общественная организация, свои проекты, есть накопленный опыт. Характеры тоже не сахар Но мы справились, преодолели разногласия во имя общего дела. Так 20 ноября 2010 г. возникла Международная общественная организация «Союз православных женщин». Сопредседателей Союза избрали на общем учредительном собрании, дав мне право подписывать документы и решать финансовые вопросы. Видимо, учли мой большой жизненный опыт. Кто-то помнит, что я много лет была заместителем Министра культуры РФ. Другие знают, что я 20 лет руковожу Региональной общественной организацией «Клуб «Реалисты» и столько же лет работаю во Всемирном Русском Народном Соборе».

Каковы цели и задачи Союза православных женщин?

 Святейший Патриарх Кирилл поставил перед новым Союзом задачу: объединить усилия православных женщин на постсоветском пространстве. С нашим Уставом, то есть с едиными целями и задачами, созданы республиканские Союзы в Казахстане, Украине, Приднестровской Молдавской Республике, открыт филиал в Армении, отделения в Волгоградской, Оренбургской, Новосибирской, Омской областях. Подготовлены для рассмотрения государственными органами предложения в Программу защиты материнства и детства. На миллионы рублей оказана благотворительная помощь многодетным и нуждающимся семьям, престарелым. В соответствии с законодательством независимых республик открываются республиканские организации, филиалы или отделения в областях России, потом будут созданы городские или поселковые. Идет персональный прием заявлений от желающих работать в Союзе не только женщин, но и мужчин. Мы хотим поднять на высокий пьедестал святость материнства и ответственного отцовства.

Наша организация не возводит храмы, монастыри, не ставит памятники. Мы можем только инициировать их установку, как это делают Ананьина Галина Васильевна, Оситис Анастасия Петровна, Сигаева Валентина Афанасьевна, Тягачева Светлана Николаевна. Частично их финансируем. Не можем мы помочь всем нуждающимся, даже при наличии больших средств. Мы стараемся разработать и предложить органам государственной и исполнительной власти пути радикального решения проблем: как избавиться от нищеты, как умерить вкус к чрезмерной роскоши богатых. Как привести в порядок детские дома, жуткие интернаты для престарелых? Как помочь женщинам, которые вынуждены забыть о своем образовании и профессии, воспитывая на дому детей-инвалидов? А самое главное для нас  внушить очень многим женщинам, что нельзя делать аборты и уничтожать миллионы уже живых существ!

В Союз могут входить только женщины?

 Конечно, нет! Мы не дистанцируемся по половому признаку, мы все  православные. Несмотря на то, что в названии организации есть слово «женщины», членами Союза могут быть и православные женщины, и мужчины. Просто мы больше работаем с женщинами, так сложилось. Пока основной контингент оставляют учителя, преподаватели вузов, социальные работники, матушки  жены священников. Есть пенсионеры, но средний возраст  45 лет. «Мы предпочитаем принимать не феминисток, борющихся с мужчинами за равные права и возможности, а женщин, предпочитающих традиционные формы брака, но желающих быть полезными обществу. Равных прав с мужчинами такие женщины достигают благодаря своему образованию, уму, успехам в профессии, настойчивому характеру. Большинство современных православных женщин не только выжили в последние 20 лет, но и сохранили семьи, дали воспитание детям и внукам, и при этом «не потеряли лицо». А те, кто ничего не достигает, а только всю жизнь «борются за равные права»  часто одинокие и не очень счастливые женщины.

Нина Борисовна, а Вы  человек счастливый?

 Я с мужем живу 45 лет в браке, имею дочь и сына, четырех внучек. Семья мне никогда не мешала, а только помогала. Все мои мечты за прожитый период жизни реализовались: я состоялась как мать, жена, бабушка, общественный деятель. Дети и внуки  по духу наши с мужем, верные соратники на всех этапах жизни! Предательств по-крупному я не испытывала. Старалась многим помогать, в ответ получила любовь и благодарность. Моя семья привыкла, что я много работаю, часто езжу в командировки. Повезло с супругом  Лев Васильевич взял на себя большую часть обязанностей по дому, воспитанию детей и внуков! Я с детства живу в полной семье, даже более чем «полной»: сначала мать и отец со своими родителями, потом муж и я, и родственники, и друзья. Всегда рядом были старшие, которые показывали пример младшим. Мы с мужем, Львом Васильевичем, не венчаны. Но подвенечное платье у меня есть! Я бережно храню его  жду, когда муж будет готов к столь ответственному шагу. А сын Юрий, будучи курсантом военной академии, венчался в храме у митрополита Питирима. Он учился в Можайке, в академии, на математическом факультете. Решил жениться. Сразу же  ко мне: «Меня крестили?» Я говорю: «Да, конечно. А Оля, невеста твоя, крещена ли? Нет. Значит надо крестить». Он пошел всех родственников и знакомых опрашивать: крещены или нет?! Мы собрали целую «бригаду», повели в Брюсов переулок, да там всех и окрестили (смеется). И лишь после этого сын венчался».

Имело ли место в Вашей жизни чудо?

 Чудо для меня и моей семьи  это встреча в 1986 году с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом, который стал для всех членов моей семьи духовником и вел нас по жизни до конца своих дней.

Задачи и планы Союза православных женщин вы обрисовали достаточно подробно, а какие у Вас личные планы на будущее?

 Иногда хочется сесть и написать книгу о времени и о себе. Пока не получается из-за нехватки времени. Я бы изложила, какой хочу видеть Россию. Я хочу видеть Родину Великой, чтобы жизнь людей не была нищенской ни в материальном, ни в духовном плане. Хочу, чтобы русский народ жил по православному мировоззрению. Чтобы в паспорте было записано, что я  русская. И чтобы я могла гордиться этим!

12.02.2020
Предложения по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации
Ключевая проблема государственного развития, всего социально-экономического и национально-культурного развития страны, многонационального единства — отсутствие упоминания о русском народе в Конституции, определения его государственно-правового статуса, ответственности России за изначально создавшей её народ
12.02.2020
Светская Конституция и симфония властей
В стране началось обсуждение поправок для внесения в Конституцию Российской Федерации. Международная общественная организация «Союз православных женщин» поддерживает предложения, разработанные А.М.Величко и И.Э.Круговых, и знакомит с ними пользователей сайта
03.02.2020
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области Основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию Основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» (№ 1, 2020) узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
 
Март 2013