Наказуя милуй

Наказуя милуй

Прошло много лет после того, как в России стала возрождаться церковная жизнь. За это время выросло поколение детей, родители которых привели их в Церковь. Многие из этих родителей не понимали толком сути христианства, а некоторые и не понимали вовсе, сделавшись «православными христианами» номинально. Ныне потомки постсоветских «неохристиан» уже имеют собственных детей, которых пытаются воспитывать в христианских правилах. И одним из самых трудноразрешимых вопросов для них является: допускают ли церковные правила наказывать ребёнка? И если допускают, каким должно быть наказание?

Пока малышу не исполнилось 2 года, его вообще нельзя наказывать. На него нельзя орать: «Я тебе сто раз уже говорила (говорил): не трогай, не делай, не ходи! Терпеливо, с любовью учите, ласково объясняйте, чего вы от него ждёте. Иногда эта задача может показаться вам непосильной, но вы обязательно будете вознаграждены: «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11,30). Придёт день и малыш удивит вас тем, что всё, о чём вы его просили и чему учили, сделает сам, причём совершенно естественным образом, как будто умел это всегда. Но ребёнок подрастает, начинает постигать мир, проявлять характер, совершать проступки, за которые его приходится наказывать. Словарь В. И. Даля даёт слово «наказание» во многих значениях: совет, предписание, наставление, приказ, обучение. Полный церковно-славянский словарь, составленный священником-магистром Г. Дьяченко, согласен с Далем. Краткий словарь «Семейное воспитание» даёт определяющий вариант: «Наказание — один из методов воспитания, позволяющий при необходимости продемонстрировать ребёнку своё осуждение его поступков или мотивов поведения». Выходит, наказание — прямая обязанность родителей.

Родители всего мира разделены на два непримиримых лагеря: одни за жёсткие меры воспитания, включающие телесные наказания, другие — категорически против. И те, и другие вооружаются цитатами из творений великих педагогов, святоотеческих книг. Те, кто «за», цитируют Феофана Затворника: «Не должно, наконец, забывать смирительного и вместе самого действительного средства исправления — телесного наказания. Душа образуется через тело. Бывает зло, коего нельзя изгнать из души без уязвления тела. Отчего раны и большим полезны, тем паче малым. Любяй сына своего, участит ему раны, говорит премудрый Сирах (30,1). Но само собою разумеется, что к такому средству нужно прибегать в случае крайней нужды».

Священник В. Гурьев учит: «Наказывайте детей! Что может быть труднее, тяжелее, мучительнее для сердца? Как хотите смотрите на это, братие, а наказание детей в иных случаях, безусловно, необходимо. И апостол Павел говорит: «Всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль, последи же плод мирен наученым тем воздает правды» (Евр. 12,11). Так и в Прологе, в слове от книги Премудрости о наказании чад читаем: «Внимайте, что сказано: Наказывайте детей своих, пока они молоды. Если любишь сына своего не щади жезла своего и наказывай его в юности, чтоб в старости твоей он покоил тебя. Если же в молодости не будешь наказывать его, то очень может быть, что он ожесточится и перестанет тебя слушаться». Итак, братие, и наказание, любовью и благоразумной осторожностью растворяемое, детям полезно. Да и как же иначе? Пусть любовь ваша к детям будет не слепая, а разумная. Где можно, пожалуй, и дайте им свободу, а где нужно, там и удила на них налагайте». Даже смиренный святитель Тихон Задонский считал: «Юнии не наказанные и в возраст пришедшие, суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христианине, люби детей своих и наказуй их. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем и похвальна и потребна».

При всём уважении к процитированным личностям, не представляю себе, как можно выпороть ребёнка с любовью к нему. Урегулированные телесные наказания — свидетельство жестокости. Они приводят к ожесточению детского сердца, провоцирует в ребенке недовольство самим собой, обиду, агрессию. И последующее рукоприкладство с целью «выбить из него дурь» будет только ещё более ожесточать его. «Бьющие» родители оправдываются: мол, дети их столь испорчены, что иначе, как по слову Иоанна Санкт-Петербургского, нельзя: «Увы, кажется, Вы не познали ни любви к детям о Господе, которая предпочитает увидеть ребенка мёртвым, чем впавшим в смертный грех, ни родительской ответственности о Господе». Но если дети вырастают дурными и злыми, главная вина в этом лежит на родителях, ибо «нет такого желудя, который не заключал бы в себе дуба», как сказано в «Братьях Карамазовых».

Те, кто против телесных наказаний, ссылаются на другие авторитеты: педагога-народника К. Д. Ушинского, писавшего: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале — на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности к классной скуке, лицемерию»; на врача и педагога Н. И. Пирогова, в статье 1858 г. «Нужно ли сечь детей?» принципиально осудившего битьё и горячо доказывавшего, что применение розог антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребёнке стыд, развращают детей и должны быть отменены. Великий славянский педагог Ян Амос Каменский также считал, что воспитывать детей нужно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним благорасположением», решительно отвергая применение розги и палки, допуская их применение в одном случае — за богохульство или строптивость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал духовной дочери: «Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрезвычайно вредно для нравственности как дочки, так и матери. Есть старинное хорошее, а есть и старинное худое; худому не надо подражать. Выпиши себе книгу «Поучения преподобного аввы Дорофея», который занимался воспитанием молодых иноков с отличным успехом. Эта книга будет превосходным наставлением для тебя самой и для воспитания дочери. Читай книгу и изучай её. Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери».

И всё-таки без наказаний обойтись нельзя. Некоторые родители могут ударить ребёнка в гневе, «под горячую руку». Если тот действительно сделал что-то плохое и сам осознаёт свой грех, детская совесть обличит его и он простит горячность матери или отца, если, конечно, его просто шлёпнули по попе, а не «выжарили» ремнём с солдатской пряжкой. Претерпев наказание, соотносимое с провинностью, по церковной модели «нагрешил-покайся-снеси епитимью», человек чувствует облегчение мук совести. Наказание должно быть соразмерным. Если оно чрезмерно, ребёнок будет думать не о собственном плохом поведении и раскаянии в нём, а о несправедливости родителей, будет всё более отчуждаться от них. Нельзя «показывать свою власть», давить авторитетом, а тем более унижать ребёнка. Если он постоянно чувствует себя угнетённым, получает негативные эмоции от родителей, что подвигнет его на хорошее поведение? Из таких, живущих «в отчаянных и бесполезных слезах и проклятиях на родителей» вырастают «дети, воспитанные для ада», по грозному речению Господню, где говорится о наказании, которое ожидает родителей на Страшном суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели.

Если вы ударили своё дитя, даже если он, по вашему мнению, заслужил это — через короткое время, когда страсти улягутся, обязательно поговорите с ребёнком, объясните, что вы никогда не хотели бы его бить, но его проступок вызвал такую реакцию. А теперь и вам тоже очень плохо, потому что вы очень любите своего сына или дочь. Попросите больше не ставить вас в такую ужасную для вас ситуацию, когда вы вынуждены ударить его. Если натура ребёнка ещё не испорчена, он обязательно поймёт и внимет. Избегайте длинных наставлений и внушений — они делают детей глухими и малочувствительными. Никогда не наказывайте детей и не угрожайте им, прибегая к имени Христову! К сожалению, часто можно услышать от православных родителей: «Тебя Бог накажет!» Недопустимо, чтобы ребёнок думал, будто бы Христос не любит его за плохое поведение или что он болеет в наказание от Господа.

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, писал: «Телесные наказания должно употреблять в тех случаях, когда проступки дитяти проистекают из упорства и злой воли, когда оно от греха и страсти теряет рассудок. Поэтому такого наказания заслуживает только то дитя, которое, допустив ложь, не хочет сознаться в своем проступке и упорно отвергает его, которое и после неоднократных и строгих внушений не оставляет предосудительного поведения, обманывает, крадет, не слушается своих родителей и употребляет по отношению к ним бранные слова или поднимает на них руку, дерзко восстает против их распоряжений и наказаний, топает ногами, сердито отталкивает предлагаемые ему вещи, жестоко поступает с более слабыми детьми или бедными животными и т. п. В таких и только таких случаях допускайте телесное наказание. Тяжелое и нежелательное это средство. Но если до него дошло дело, то обдумайте, и долго, всесторонне обдумайте поступок, вызывающий его, ибо оно средство крайнее, последнее и даже опасное; да и кроме него есть немало иных, более мягких и не менее действенных наказаний. (...) Наказания, действующие на чувство стыда, следует употреблять с большою осторожностью и только в редких случаях, чтобы не притупить или совсем не убить в детях чувства чести и достоинства. Для благовоспитанных детей достаточно чувствительным наказанием бывает уже то одно, если родители по совершении ими поступка долгое время обходятся с ними холодно». Это очень верно: для многих детей наказанием будет уже то, что родители огорчены, не хотят вместе с ребёнком молиться вместе, общаются с провинившимся без обычной теплоты и ласки. Одна моя знакомая девочка с ужасом вспоминала, как родители за серьёзную провинность не взяли её с собой к морю, а отправили в летний лагерь, показавшийся ей прообразом ада!

Получается, всё-таки без наказаний нельзя. Ведь и Господь наказывает нас, взрослых, за наши грехи, ради нашего же спасения, любя нас. И я призываю родителей стараться подражать Ему, следуя Его воспитательному принципу: «наказуя милуй».

Наталья Викторовна Лясковская,
православный журналист, член Совета
МОО «Союз православных женщин»

30.10.2019
Инга Легасова: Жизнеспособность нации — в руках российских женщин
Значение нации для воспроизводства поколений и для продолжения жизни в нашей стране заключается в том, что через ощущение себя частью нации каждым человеком осуществляется генетическая преемственность от поколения к поколению, сохранность самобытности народов и народностей России и защита гражданами страны среды их обитания
28.10.2019
Архимандрит Георгий (Шестун): Чему мы призваны научить наших детей
Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ — безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю
23.09.2019
Надпись, которой нет
Когда спускаешься по правой стороне Тверской улицы среди высоких серых домов сталинской эпохи, выделяется красное пятиэтажное здание с белыми колоннами. Оно как торжественный аккорд в симфонии домов, образующих Тверскую улицу. Сейчас здесь находится Правительство Москвы. В конце XIX начале XX века в этом доме жил генерал-губернатор Сергей Александрович Романов со своей супругой Елизаветой Федоровной. Он отдал служению Москве 14 лет до своей гибели от рук террориста

Актуальное

Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год | МОО «Союз православных женщин»
Отчёт о работе Международной общественной организации «Союз православных женщин» за 2018 год
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания) | МОО «Союз православных женщин»
К 100-летию Союза Православных Женщин (из истории создания)
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
 
Март 2013